Также в Тюмени в первой четверти XX века существовали мастерские И. И. Рогожина, Д. Д. Стряпчева, А. Е. Юдина, Профессионального общества рабочих48.
Особо следует выделить сундучника Дмитрия Дмитриевича Стряпчева (1851 после 1917), купца 2 гильдии (фото). В его доме на улице Никольской, 8 (ныне Луначарского) останавливался Григорий Распутин. Д. Д. Стряпчев был уроженцем Созоновской волости. Наряду с сундучной мастерской он имел несколько доходных домов и парикмахерскую. После революции 1917 года пострадал из-за близкой дружбы с Распутиным.
Дмитрий Дмитриевич Стряпчев (1851 после 1917).
Сундучный промысел в Тюмени переживал спады и подъемы. В 1895 году тюменские мастерские были единственными крупными сундучными заведениями во всей Сибири (годовой доход свыше 2 тысяч рублей; это «фабрики» Макара Огибенина, Иоиля Огибенина, Дмитрия Стряпчева и Николая Селянкина)49. А в период с 1900 по 1913 годы происходило постепенное сокращение производства. В 1900 году было изготовлено сундуков на 39928 рублей, а в 1913 году лишь на 20300 рублей50. Причиной спада, вероятно, были неблагоприятные социально-экономические условия, которые оказали негативное воздействие и на другие сундучные центры.
Следует отметить, что сундучный промысел, как многие другие ремесла Тюмени, находился в рамках цеховой организации. Первое упоминание о цехе в Тюмени относится еще к 1761 году51. В «Списке цеховых ремесленных старшин г. Тюмени. 1894 г.» указан Василий Петрович Княжев. В один цех с сундучным производством входили столярное, бондарное, гармонное и резное ремесла52. Однако не все сундучники входили в цех. Известно, что в цех могли не вступать сельские жители, городские мещане и сезонные производители. Даже записавшиеся в цех не всегда удерживались в ремесленном сословии. При этом цеховой ремесленник мог выполнять не свойственные ему функции: заготавливал сырье, организовывал перевозку продукции, искал заказчиков и покупателей53.
Сундучный промысел Тюмени почти не выходил на международный рынок. И. Н. Носов справедливо отмечал: «Разнообразие и размеры большинства кустарных промыслов Тобольской губернии ограничиваются преимущественно потребностями хозяйства и домашнего обихода крестьян того района, в коем данные промыслы существуют; лишь немногие произведения находят себе сбыт и распространение за пределами этого района или вне губернии», «профессиональных производителей изделий того или иного рода немного; большинство кустарей основным промыслом имеет земледелие»54.
Другой сундучный очаг сложился в Томске и уезде. Здесь с 80-х годов XIX века был развит не только сундучный, но и другие промыслы, связанные с деревообработкой: бондарный, экипажный и др.55 В Томске известно сундучное заведение А. и В. Рогожиных, которое располагалось на улице Красного пожарника (название с 1927 до 1957 года; ранее ул. Петровская, ныне ул. Яковлева)56. Известно по источникам 1908, 1912 и 1915 годов57, что в доме 46 по улице Петровской жил сундучник Александр Васильевич Рогожин (18751937). Возможно, он был хозяином мастерской совместно с братом.
Томск (Вид с Воскресенской горы).
Примером продукции томских сундучников является изделие (1907) из Музея «Археология, этнография и экология Сибири (Кемеровский государственный университет)»58. Это сундук значительных размеров, с прямыми стенками и слегка покатой крышкой. Он поднят на невысокие резные ножки. С боковых сторон по две полуовальные ручки. Крышка укреплена на шарнирах, она обита тонкими полосками жести, расположенными «в сетку». По ее краю проходит полоса жести с растительным орнаментом, выполненным в технике гравировки. На лицевой стороне сундука расположена фигурная металлическая пластина, защищающая отверстие для ключа. Оборотная сторона обита вороненой жестью. Сундук почти не имеет отличий от уральских изделий, он изготовлен в традициях горнозаводского сундучного дела. Вероятно, в данном случае следует не только в очередной раз отметить зависимость сибирского сундука от уральского59, но и констатировать справедливость слов сотрудников Томского отделения Императорского Русского Технического общества: «Если бы наши сибирские кустари обращали бы большее внимание на внешнюю сторону изделий и сохраняли бы в формах отделки и орнаментировки дух местного творчества, они бы несомненно, быстро завоевали рынок и имели громадный успех, так как никакая промышленная репродукция никогда не могла состязаться с действительно народным искусством, которое творила бы руками кустаря сама жизнь. В настоящее же время местные кустари на эту художественную сторону изделий не обращают почти никакого внимания»60.
Сундук. Конец XIX начало XX века, Сибирь. Дерево, железо, жесть, окраска, литье (частное собрание).
Иркутск и Иркутская губерния не относились к числу регионов с хорошо развитой кустарной промышленностью61. Тем не менее, и здесь делали сундуки. В Иркутске было известно заведение Колбина, в котором делались большие сундуки, украшенные листами «мороженой» жести с нанесенными на них в технике тиснения простыми орнаментальными мотивами. По конструкции это большие ящики с плоской крышкой, без ножек. Лицевая сторона композиционно разбивалась на три поля, каждое из которых было заполнено различными геометрическими фигурами и растительными мотивами: розетками, звездами, лепестками и проч. По словам Д. А. Болдырева-Казарина, «основной признак русского народного искусства декоративность, сохранился в Сибири в полной мере»62
Примечания
1
Работы С. К. Просвиркиной, С. К. Жегаловой, З. П. Поповой, А. А. Гилодо, Т. А. Лобаневой, Н. Н. Гончаровой, Г. А. Пудова и многих других исследователей.
2
В книге речь пойдет исключительно о русских сундуках. Изделия коренных народов Сибири остались вне рамок исследования. Они достойны отдельного изучения (см., например: Монгуш Ч. К. Классификация орнаментальной композиции тувинского аптара (роспись на дереве) // Художественные традиции Сибири. Материалы Международной научной конференции, 23 октября 2018 г. / Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского; гл. ред. М. М. Чихачева; ред.: Н. В. Перепич, М. В. Саблина. Красноярск: СГИИ им. Д. Хворостовского, 2019, С. 203208).
3
Ядринцев Н. М. Кустарные промыслы в Сибири и значение их// Русская мысль. 1881. 10. С. 46 72.
4
Там же. С. 56.
5
Там же. С. 56.
6
Памятная книжка Тобольской губернии на 1884 год./ Сост. А. И. Дмитриев-Мамонов, К. М. Голодников. Тобольск: тип. Тобольского губ. правления, 1884, С. 148.
7
См., например: Соловьева Е. И. Промыслы сибирского крестьянства в пореформенный период. Новосибирск: Наука, 1981, С. 271.
8
Скалозубов Н. Л. Опыт обзора крестьянских промыслов Тобольской губернии. Тобольск: тип. епарх. братства, 1895, С. 61; он же. Обзор крестьянских промыслов Тобольской губернии// Ежегодник Тобольского губернского музея. Вып. XIII. Тобольск: тип. епарх. братства, 1902, С. 7, 48, 92.
9
Перечень фабрик и заводов / Министерство финансов, Департамент торговли и мануфактур. Фабрично-заводская промышленность России. СПб.: тип. И. А. Ефрона, 1897, С. 298299.
10
Памятная книжка Тобольской губернии на 1915 год. Тобольск: Губ. тип., 1915, С. 74.
11
Устав профессионального союза сундучников г. Тюмени. Тюмень: электро-тип. техника П. И. Альтшулера, 1917.
12
Тарабаева И. Потомки рода Огибениных: далекие и близкие // Тюменские известия. 2007. 176 (4436).
13
Войнова Н. Город мастеров// Тюменская старина. Т. 2. Тюмень: Тюменский издательский дом, 2012, С. 274 275.