Российская цивилизация - Южаков А. А. страница 2.

Шрифт
Фон

Аркадий Недель, современный российский философ: «Россия не между Востоком и Западом. Мое глубокое убеждение, что Россия  это цивилизация, цивилизационная ось, на которой держится вся планетарная система. Таких осей мало. Культура держится на таких осях. Позиционировать Россию между Востоком и Западом неверно. У нас есть исторические связи и с Востоком, и с Западом, но Россия не сводится к этим связям, Россия что-то большее». Хорошо сказано!

Выступая на Валдайском форуме 5 октября 2023 г. Президент РФ В. В. Путин сказал: «Основные качества государства-цивилизации  многообразие и самодостаточность. Вот два основных компонента, на мой взгляд. Современному миру чужда любая унификация, каждое государство и общество хотят самостоятельно выработать свой путь развития. В основе его  культура и традиции, укреплённые в географии, историческом опыте, как давнем, так и современном, и в ценностях народа. Это сложный синтез, в процессе которого и возникает самобытная цивилизационная общность. Её неоднородность, многообразие  это залог устойчивости и развития.

Россия на протяжении столетий формировалась как страна разных культур, религий, национальностей. Российскую цивилизацию невозможно свести к одному общему знаменателю, но её нельзя и разделить, потому что она существует только в своей целостности, в духовном и культурном богатстве. Сохранять прочное единство такого государства  непростая задача»[2].

В настоящее время существует мнение, что наблюдаются тенденции к ослаблению русской цивилизации ввиду наводнения её представителями исламской, западноевропейской культуры. Часть российского общества захвачена европейскими идеями свободы и либерализации, предлагает отказаться от русской культуры и присоединиться к англо-американской. С другой стороны, усиливается тенденция защиты целостности русской цивилизации, идей русского мира. Есть мнение, что основной характеристикой русской цивилизации является православие. А именно универсально-православное мировоззрение, в которой понимание мира и жизни стоит на трёх столпах: материи, энергии и духа; неделимых и неразделимых. Ей более свойственны коллективизм и патриотизм, чем анархизм и индивидуализм, стремление к бессмертному духу, являющейся результатом православной веры и тысячелетней истории.

Термин преемственность можно охарактеризовать как связь между явлениями в процессе развития и становления, когда новое, заменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. Историческая преемственность обозначает передачу и усвоение социальных, культурных ценностей от поколения к поколению, от формации к формации, обозначает также всю совокупность действия традиций. Важнейшим моментом являлась правильная оценка правителем государственной деятельности своих предшественников, умение сделать соответствующие выводы и внести коррективы в государственную политику, т. е. убрать отжившие свое, неэффективные элементы государственного управления, аппарата управления государством. В России традиционно существует система, при которой руководитель страны, как бы он ни назывался, принимает реальные решения, а не является марионеткой, которую дергают за ниточки кукловоды. Были исключения, которые лишь подтверждают правило.

Необходим цельный взгляд на всю историю русского народа. Взгляд, концентрирующийся на лучшем и созидательном  том, что позволяло русской цивилизации идти вперед, несмотря ни на что. Многонациональный российский народ, преодолевая препятствия, проблемы и собственные недостатки, способен творить и строить будущее, каждый раз обновляясь и выходя из, казалось бы, тупиковых ситуаций.

Все согласятся, что мы должны помнить уроки прошлого. И, основываясь на этом знании, предотвращать внутренние конфликты, способные превращаться в острейшие межнациональные столкновения, разрывающие и губящие страну. Столкновения классовые, сословные, национальные, этнические грозят огромными жертвами.

Справедливы слова Н. Г. Чернышевского о том, что без знания прошлого нельзя познать настоящее и предвидеть будущее. Анализ этого опыта сегодня, как никогда, актуален, и именно он должен стать основой изучения всей истории развития человечества, а истории России в особенности.

Часть I. Зарождение цивилизации в русских землях

Глава 1. Историко-географические условия зарождения русской цивилизации

Славянские племена, имея четко выраженную индоевропейскую основу, вобрали в себя различные этнические элементы, как до, так и особенно в период Великого переселения народов, происходившего в IVVI вв. нашей эры. В славянском этногенезе прослеживается влияние скифов, киммерийцев, аваров, других кочевых и полукочевых народов, временно обитавших в Северном Причерноморье. Римские и византийские источники уже в начале нашей эры отмечают многочисленные племена венедов, населявших Восточную Европу.

Уже на заре своей истории славяне представляли собой многочисленные родственные племена, населявшие обширные территории от Средиземного и Чёрного морей на юге до Балтики и Белого моря на севере, от Северной Италии и бассейна Эльбы (Лабы) на западе до Малой Азии и бассейна Волги на востоке. И называли они себя своими племенными названиями. Возможно, у их предков на некотором историческом этапе не было единого собирательного названия, обозначавшего всю совокупность протославянских народов, а было несколько собирательных названий, имеющих диалектные различия. Более того, предками славян могли быть представители различных индоевропейских и не индоевропейских этнических групп.

Втянутые в Великое переселение народов, славяне разделились на три ветви  западную, южную и восточную. В результате происходили процессы дробления, ассимиляции, смешивания племен, что приводило к формированию новых этносов уже не на кровнородственных связях, а на основе территориально-политической общности.

Происхождение восточных славян относят к VI веку нашей эры, когда из единой славянской общности выделяется восточнославянская ветвь (будущие русский, украинский, белорусский народы). Приблизительно к этому времени относится возникновение крупных племенных союзов восточных славян. Историки, ссылаясь на латинского писателя VI века Иорнанда, называют месторасположением славян (венетов или склавенов) территорию от северных склонов Карпат и истоков Вислы далее на север и на восток до Днестра, а самых сильных и многочисленных антов  «по изогнутому побережью Черного моря от Днестра до Днепра». Они считают Карпатский край «общеславянским гнездом, из которого впоследствии славяне разошлись в разные стороны»[3].

Восточные славяне окончательно расселились на обширных территориях от Дуная и Карпат на западе до верховьев Волги и Оки на востоке и от причерноморских степей на юге до северных морей, по-видимому, в VIVIII веках. Легендарный Нестор в «Повести временных лет» утверждал, что на этих просторах осели многочисленные племенные союзы полян, древлян, волынян, белых хорватов, тиверцев, уличей, радимичей, дреговичей, вятичей, кривичей, северян, полочан, дулебов, ильменских словен. Это были своего рода политические военные союзы, включавшие в себя до ста и более мелких племен и родов, назывались они по имени самого сильного и многочисленного племени.

Пришедшие на Восточно-Европейскую равнину славяне столкнулись с многочисленными народами, издревле проживавшими здесь. Ближайшими их соседями были финно-угорские и балтские племена, населявшие леса современного российского Севера и Прибалтики. Славяне заимствовали у финно-угров и балтов некоторые приёмы земледелия, например подсеку, а также переняли поклонение Перуну, который изначально был богом балтов. Многие названия рек и озёр славяне также заимствовали у своих соседей.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке