Сравнения по истории России. Учебное пособие для подготовки к ЕГЭ - Чалабаев Ильяс Тимурович

Скачать книгу

Если нет возможности читать онлайн, скачайте книгу Сравнения по истории России. Учебное пособие для подготовки к ЕГЭ файлом для электронной книжки и читайте офлайн.

Шрифт
Фон

Ильяс Чалабаев

Сравнения по истории России. Учебное пособие для подготовки к ЕГЭ

Введение.

Уважаемый читатель!

Данная книга выполняет ряд функций.

Во-первых, она служит узко специализированным учебным пособием для отработки такого задания ЕГЭ как «сравнения» (актуально на 2023-2024 гг.). Сравнения, которые могут встретиться на ЕГЭ с высокой вероятностью, помечены одной звездой (*).

Во-вторых, книга выполняет функцию общей подготовки к экзамену. Тексты, которые могут встретиться на ЕГЭ со средней вероятностью, но при этом полезны для общего понимания учебного курса, помечены двумя звездами (**).

В-третьих, книга призвана способствовать делу популяризации истории, соответственно, в ряде случаев выходит за рамки стандартного учебного курса. Тут играет мой личный интерес к некоторым темам, для экзамена такие тексты можно вовсе не читать. Они помечены тремя звездами (***).

Глава 1. Социально-экономические формации.

Общее/различия. Первобытнообщинный (родоплеменной) строй и рабовладельческий строй.

Тезис (оценочное суждение): ***

Первобытнообщинный (родоплеменной) строй и рабовладельческий строй включают одни и те же элементы, разница в их удельном весе/значении для системы.

Обоснование:

1. Рабство существует при первобытнообщинном строе и при рабовладельческом строе.

В родоплеменной системе рабство существует в форме патриархального рабства. Патриархальное рабство ранняя форма рабства, рабство семейного (домашнего) типа, при котором рабами становились, как правило, военнопленные, но также должники и преступники, рабы жили в доме господина на правах младших членов семьи, помогали по хозяйству, при этом экономика была основана на труде свободных общинников, хозяйство было натуральным, то есть не было нацелено на извлечение прибыли, а лишь удовлетворение потребности семьи, соответственно, патриархальное рабство имело сугубо вспомогательный характер, эксплуатация была обычно не очень жестокой, рабы и их дети могли получить свободу и стать полноправными членами общества. Например, сын князя Святослава и рабыни ключницы Малуши Владимир Святославич получил в наследство от отца город Новгород, а затем стал князем Киевской Руси.

В рабовладельческой системе рабство существует в форме классического (античного) рабства. Классическое (античное) рабство рабство, нацеленное на максимальное извлечение прибыли, при нем рабами становились военнопленные, должники и преступники, при классическом (античном) рабстве экономика носит товарный характер и основана на труде рабов, из них выжимают все соки, рабы являются системообразующим элементом народного хозяйства. Например, после перехода Римской империи к обороне (II век нашей эры) поток военнопленных иссяк, рабы подорожали в цене (а работали по-прежнему плохо), в итоге рабовладельческий уклад пришел в упадок и рухнул, вместе с ним рухнула и Римская империя (V век н.э.).

2. Родовые общины и племена существуют при первобытнообщинном строе и при рабовладельческом строе.

В родоплеменной системе родовые общины и племена являются системообразующими элементами общества. Господствует общинная собственность на землю, общество делится по этническому и кровнородственному критерию, то есть на племена и роды, во главе племен стоят наиболее влиятельные представители родовой знати. Например, в I веке до нашей эры восстание племен Галлии против римлян Гая Цезаря возглавил Верцингеторикс сын вождя племени арвернов Кальтиллы. Самого Кальтиллу галлы убили за то, что он хотел объединить всю Галлию под своей властью, то есть установить надплеменную систему, то есть государство, что противоречило интересам галльской родоплеменной аристократии, при этом народ пошел за Верцингеториксом, ибо сын племенного вождя, за другим бы не пошел.

В рабовладельческой системе родовые общины и племена существуют, но не являются системообразующими элементами общества, на первый план выступает рабовладельческое государство, соответственно, основной формой собственности на землю становится государственная или частная собственность, общество делится по социальному критерию, то есть на антагонистические классы рабовладельцев и рабов, во главе государства стоят наиболее влиятельные представители класса рабовладельцев. Например, в V веке до нашей эры в Спарте существовали рабовладельцы-спартиаты, рабы-илоты и промежуточная прослойка неграждан-периэков, то есть люди лично свободные, но лишенные политических прав. Родовой критерий формирования социально-политической структуры присутствовал, в частности, было два царя, один из которых избирался из рода Агиадов, другой из рода Эврипонтидов, но их власть была ограничена эфорами и геронтами, которые избирались из числа спартиатов, и любой спартиат нужного возраста мог стать эфором и геронтом, так что родовая аристократия была придавлена государством словно каменной плитой. Сами спартиаты происходили из племени лакедомонян-дорийцев, в этом смысле племенная система сохранила свое значение, но среди илотов были не только порабощенные ахейцы, пережившие дорийское нашествие, но и порабощенные мессенцы, которые были теми же дорийцами, родичами лакедемонян, а среди периэков были те же самые ахейцы, так что тут племенной критерий смазан и не играет системообразующей роли в делении общества на своих и чужих. Дальше хуже, классовое расслоение пошло среди самих спартиатов, в итоге Спарта выродилась в обычную олигархию в виде маленькой кучки лакедемонян-богачей и большой кучи лакедемонян-бедняков, и две эти кучи друг друга возненавидели, хотя вроде соплеменники, общая славная история, ничего не помогло. Потом, во II веке до нашей эры, пришли римляне и опустили завесу жалости над концом этой сцены.

3. Оба общественно-экономических уклада могли сосуществовать в рамках одного государства, в рамках одной политической системы. Например, когда римляне во главе с Цезарем покорили Галлию и включили ее в состав Римской республики (I век до нашей эры), они использовали ее как источник добычи и рабов, но при этом оставили родоплеменную систему нетронутой, лишь поставили римского наместника над вождями. При этом основная часть Римской республики в то время была уже сложным классовым обществом, разделенным по социальному, а не этническому признаку, италийские племена уже давно слились в единый народ с развитой государственностью, частной собственностью на землю, письменным законодательством, фактически галльские и другие племена на первобытнообщинной стадии были ресурсной базой рабовладельческой Римской республики (затем империи), которая на них паразитировала. Как только во II веке нашей эры завоевания прекратились, и ресурсная база закончилась, Римская империя закончилась вместе с этой ресурсной базой (V век н.э.). Иными словами, первобытнообщинная формация и рабовладельческая формация находятся в единстве и противоречии, но также и в единстве, но также и в противоречии. Диалектика!


Различия. Первобытнообщинный (родоплеменной) строй и феодальный строй.

Тезис (оценочное суждение): ***

Феодализм базируется на более высоком уровне технологий по сравнению с первобытнообщинным строем.

Обоснование:

1. Первобытнообщинный строй был следствием неразвитости технологий, феодализм был следствием развития технологий.

Родовая община, то есть совместное хозяйство кровных родственников с общинной собственностью на землю и урожай, была формой социального страхования в условиях низкой урожайности и постоянной угрозы голодной смерти. В частности, кормить старика в той ситуации кто-то станет только, если это свой старик, и только потому, что в будущем этот кто-то сам станет стариком, и тогда кто-то его будет кормить, потому что это свой старик. И все же, когда становилось совсем трудно, старика отвозили в лес, чтобы не кормить, и ладно, если только старика, бывало, что и детей отвозили в лес, чтобы не кормить, поскольку выбор был простой: или умрет кто-то, или умрут все. Например, есть старая добрая детская волшебная сказка «Морозко», которая, как и положено старой доброй детской волшебной сказке, учит разумному, доброму, вечному. Там по сюжету отец отвез дочь в лес. На смерть.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке