Про исторические корни волшебной сказки говорить подробно не буду, скажу только, что коллективная народная память все хранит и передает из поколения в поколение в форме фольклора. И те страшные голодные времена народ тоже помнит.
В родовой общине трудовая мотивация обеспечивается тяжелыми условиями существования, принцип простой: «если будешь хорошо работать, будешь плохо жить, если будешь плохо работать, умрешь». По мере развития технологий, то есть в ходе эволюции производственного базиса, производственные отношения тоже меняются, чтобы повысить эффективность труда/избежать паразитизма. В частности, жить стало лучше, жить стало веселее, трудовая мотивация начинает скакать, кто-то работает, кто-то отдыхает, а урожай делят по-прежнему поровну, соответственно, конфликты, распад родовой общины, переход к соседской общине, там земля общая, да, но урожай теперь у каждой семьи свой. С другой стороны, тот же прогресс технологий позволяет обрабатывать землю силами меньшего по численности коллектива или единолично, так что снова распад родовой общины, снова переход к соседской общине. Распад родовой общины означает слом жесткого уравнительного механизма, отсюда имущественное расслоение, а где имущественное расслоение, там и до социального/классового расслоения недалеко, взял в долг и не отдал, добро пожаловать в холопы. Плюс богатые и знатные хотят стать более богатыми и более знатными, плюс население увеличивается, поскольку жить стало лучше, жить стало веселее, племена растут в численности, им тесно, начинаются войны за территорию и ресурсы. Кому война, кому мать родна, на войне богатые богатеют, бедные беднеют, военнопленные становятся рабами, потерявшие кормильцев семьи становятся долговыми рабами, классовое расслоение набирает обороты. Формирование зависимого населения (рядовичи, закупы, смерды, холопы, челядь) создает спрос на землю, на нее можно посадить и заставить работать зависимых людей, соответственно, князья и бояре захватывают землю и превращают ее в крупное частное вотчинное землевладение, а вотчина это и есть феодализм.
С чего всё это началось? С того, что кто-то придумал условный плуг с железным лемехом, и этот условный плуг с железным лемехом теоретически должен был привести человечество к счастью, но человечество опять все испортило, в итоге феодализм.
2. Первобытнообщинный строй тормозил развитие технологий, феодализм поощрял развитие технологий.
Первобытнообщинный строй держится на общине. Община, будь то родовая община или соседская община, тормозит развитие технологий. Дело в том, что в общине нет частной собственности на землю, только общинная, там нет свободы хозяйственной деятельности, все общинники должны синхронизировать хозяйственные циклы, плюс общинное землевладение это мелкое землевладение. Все это тормозит прогресс, поскольку общинник не может без согласия общины менять хозяйственный цикл, а община на это не согласится, да и он сам не захочет, поскольку живет в приоритете выживания, а не развития, ибо в любой непонятной ситуации его ждет голодная смерть. Главный принцип бытия: «До нас положено, лежи оно так во веки веком».
Феодальный строй держится на вотчине. Вотчина, будучи крупным частным феодальным землевладением, поощряет развитие технологий. Дело в том, что вотчина, будучи крупным аграрным производством, хорошо подходит для экспериментов. Если эксперимент не удался, вотчинник потеряет часть урожая, но он богатый, ему все равно. Кроме того, тот факт, что это крупное землевладение, также способствует экономической эффективности, поскольку в сельском хозяйстве размер всегда имел значение: чем больше земли, тем больше товарного хлеба. Товарный хлеб в больших количествах и по низкой цене идет в город, город привлекает переселенцев, переселенцы становятся ремесленниками, ремесленники создают орудия труда, орудия труда идут обратно в вотчину, вотчина при помощи новых орудий труда повышает урожайность, урожайность дает больше товарного хлеба, товарный хлеб дает больше ремесленников, ремесленники дают орудия труда больше и лучше, и так далее по кругу, колесо прогресса крутится, Земля вертится.
Различия. Первобытнообщинный (родоплеменной) строй и феодальный строй.
Тезис (оценочное суждение): ***
Первобытнообщинный строй хуже развивает производительные силы общества, феодализм лучше развивает производительные силы общества.
Обоснование:
1. Важным условием развития производительных сил общества является прогресс технологий.
Первобытнообщинный строй не способствует прогрессу технологий. Дело в том, что при первобытнообщинном строе господствует общинная собственность на землю и мелкое парцеллярное землепользование. Община всегда консервативна и не приемлет новые формы землепользования, мелкое парцеллярное землевладение также не мотивирует на хозяйственные эксперименты, поскольку в случае неудачи урожай собрать не получится, а резервов мало или нет, соответственно, голодная смерть. При этом община дает мало товарного хлеба, поскольку мелкие землепользователи сами съедают то, что производят, нехватка товарного хлеба, в свою очередь, сдерживает рост городов, поэтому города выступают в качестве племенных и религиозных центров, но как экономические торгово-ремесленные центры довольно слабы, хотя постепенно и ремесла, и торговля, конечно, развиваются, проблема только в скорости этого развития.
Феодализм способствует прогрессу технологий. Дело в том, что при феодальном строе господствует феодальная частная собственность на землю и крупное вотчинное землевладение. Вотчина в большей степени склонна к хозяйственным экспериментам, поскольку это товарное производство, то есть нацеленность на увеличение количества товарного хлеба, кроме того, вотчина это крупное и богатое аграрное производство, то есть имеются резервы, значит, неудача эксперимента влечет за собой минимальный ущерб, которым можно пренебречь. Кроме того, тот факт, что это крупное землевладение, также способствует экономической эффективности, поскольку в сельском хозяйстве размер всегда имел значение: чем больше земли, тем больше товарного хлеба. Товарный хлеб в больших количествах и по низкой цене идет в город, город привлекает переселенцев, переселенцы становятся ремесленниками, ремесленники создают орудия труда, орудия труда идут обратно в вотчину, вотчина при помощи новых орудий труда повышает урожайность, урожайность дает больше товарного хлеба, товарный хлеб дает больше ремесленников, ремесленники дают орудия труда больше и лучше, и так далее по кругу, колесо прогресса крутится, Земля вертится.
2. Важным условием развития производительных сил общества является гармоничное соотношение уровня трудовой мотивации и уровня изъятия прибавочного продукта.
Первобытнообщинный строй не очень хорошо держит баланс между задачей сохранения уровня трудовой мотивации и задачей изъятия прибавочного продукта. Дело в том, что в родоплеменной системе нет нормального налогообложения, поэтому народу нет смысла вставать раньше и ложиться позже, чтобы выплатить налоги, основная масса населения представлена свободными людьми, которые никому ничего не должны, им нет смысла вставать раньше и ложиться позже, чтобы выплатить ренту господину, зависимое население представлено рабами (холопы, челядь), которые должны отдавать господину все заработанное, но у них другая крайность они работают плохо, из под палки, трудовая мотивация у них на нуле. Свободные работать не хотят, рабы работать не хотят, свою профессиональную армию кормить нечем, да ее и не существует, далее работает известное правило «если народ не хочет кормить свою армию, он будет кормить чужую армию», например, восточные славяне платили дань хазарам. В итоге прибавочный продукт изымается слабо, а который изымается, в обществе не остается и улетает на обогрев космоса, в частности, идет на выплату дани Хазарскому каганату, как следствие, экономика буксует, развитие идет медленно.