Мы сказали выше о числе 3 как числе, выражающем разделение вселенной на три; цифра 4 представляет форму творения, так как в самом деле нет объема тела, имеющего менее 4-х сторон, что представляет нам тетраэдр.
Цифра 6 представляет основную силу, которая возвышается затем над веществом и отражается в нем; от чего из его глаз исходят лучи, образующие трехугольиик, который отражается в темном начале, отчего и происходит число 6.
7 происходит от того, что все, что происходит от идей, изображается тремя, а от формы выражается числом 4: сумма выражения идеи и формы = 7; таким образом явились первые числа азбуки, при чем цифра пять соединила в себе божество с человечеством и три начала. Это учение основано на глубоких наблюдениях над природой, а также на двойственности начал. Это число 7 встречается у магов и каббалистов и выражает 7 планет в природе, 7 основных цветов, 7 основных музыкальных звуков, 7 главных материальных начал человека, из которых мозг орган мысли, 2 лицо: орган слова, 3 грудь орган дыхания и кровеносных сосудов, 4 брюхо кровообращения, 5 руки деятельности, 6 ноги поддержки и передвижения и 7 детородные органы.
Но учение каббалистов и магов этим не ограничивалось. Но желая по возможности дать понятие их учению, мы должны были из всего общего вывести только те особенности основы их наук, который всецело и без изменения достигли до нас.
Они потом в свои философские идеи ввели символические изображения; так например древние, считая в природе земли только четыре стихии: огонь вода земля и воздух, точно также считали четыре элемента: свет, теплота, электричество и магнетизм. Все эти невесомые явления течений, все они агенты одного главного деятеля, который у древних назывался азотом, который писался буквами A Z Ω ח, из которых две латинские, одна греческая омега, одна еврейская тау).
Здесь А представляет первую букву во всех азбуках, омега последняя буква греческой азбуки, ח тау последняя буква еврейской азбуки. По этому слово, начинаясь из начальной всеобщей и трех последних букв, конечных букв различных языков, что обозначает три мирa, из которых Z латинский выражал мир мaтepиaльный, Ω мир греческий умственный и ח тау, мир еврейский божественный.
У Франкмасонов планетные токи изображались так: Солнце бросает лучи к луне, луна отражает их к светозарной земле, земля снова отбрасываешь их к солнцу и это изображение имеет форму треугольника.
Все древние философы вообще говорят о влиянии планет и приписывают, что душа мирa обитает под именем духа в системе семи планет, которые управляют судьбою людей и разливают жизнь на земле, и древние изображали этот всеоживляющий дух в виде бога Пана, олицетворения всей природы, играющего на флейте о семи клапанах. Стоики поместили высший разум Юпитера, управляющего миром в огненном эфире, который представлял источник высшего разума.
Кроме символических знаков, древние ввели счисление и азбуку; первоначально счисление их имело cимвoличecкий смысл, и притом тайный; но впоследствии эти знаки получали более полезное применение и первоначальный их смысл совершенно потерян.
Обряды посвящения
Весьма понятно, что древнеегипетские маги, будучи верховными служителями и в высшей pacе, имели высшее (по тем временам) образование, редко были видимы народу, и обряды свои окружали таинственностью, отчасти потому, что народ не понимал их истин, следовательно напрасно было бы делать это явно, а во-вторых потому, что самая таинственность внушала народу более убеждения в их величие и силу.
Между магами были люди, постигающие истину глубоко и были, конечно, люди, исполняющие свою роль из желания обогащения и стремления стоять во главе народа.
Итак жрецы, согласно с духом времени, облекали в таинственность и в форму свои действия, из чего разумеется обрядность, совершение месс и пр. Без такой обрядности не происходили даже и посвящения.
Чтобы посвятить себя в касту жрецов, каждый из желающих должен был обладать качествами, которые были бы вполне благоприятны. То есть он должен быть честен, скрытен, молчалив и вообще добродетелен, с крепкой волей и силой ума.
Для испытания новопосвящаемого избиралась одна из подземных катакомб, имевших, говорят, внутреннее сообщение с одной из пирамид и сфинксом, огромная величина которых допускала громадные подземные помещения.
Прежде всего посвящаемого вводили в совершенно мрачный покой, где его оставляли. Посвящаемым овладевал страх ожидания предстоящих ужасов и вот молния озаряет тьму и он со страхом видит впереди себя в кровавом освещении чудовищ и призраков; но молния гаснет и погруженный в тьму слышит рев зверей, шипение змей и другие ужасные звуки, которыми полна мрачная пещера. После первого ужаса, он вдруг чувствует среди наступившая дневного света, как земля колышется под ним, то вздымаясь, то опускаясь, то открывая под ним зловещую пропасть Новопосвященный бежит вперед, боясь чтобы не быть поглощенным и опять вокруг него все оживляется; он видит движущиеся кричащие и плачущие статуи, призраки грозных зверей, уродов, и различных чудовищ; и между этими чудовищами встречает даже тени лиц, когда то им виденных. Наконец гремит гром, молния все сжигает и стушевывает и пред ним открывается ад со всеми ужасами страдающих душ. Он видит несчастных, которые наливают воду в бездонный сосуд, видит висящих на цепях, видит горящих в огне, видит колесование и другие ужасы.
Но вот он идет вперед на зов голоса и пред ним открывается пещера на громадное пространство, при ярком солнечном блеске. Это рай; тут он видит божества прогуливающиеся по саду, видит дворцы; но, утомленный и измученный, он падает ниц; в это время раздается голос, который говорит ему: «Мужайся, ты будешь повелителем над стихиями, над людьми и над животным царством, ты будешь в силах творить чудеса добра и зла» и прочее.
Так делалось в древнем Египте, и посвященный, видевший такие чудеса, может быть при помощи одуряющих веществ и декоративных обстановок, уже посвящался в таинство, поклявшись быть вечно замкнутым в тайну; жрецы, подвергая новопосвящаемого таким ужасам, взвешивали степень его терпения и твердости, оценивая силу желания посвятить себя.
Элевсинские таинства до сих пор мало известные, совершались, как говорят, также при помощи исполненной страха обстановки; посвящаемый должен был проходить через разные проходы, будучи подвергаем опасности от огня; затем переходит ручьи, потоки опасными мостиками пли перепрыгивает, избегая опасных пропастей.
С такими предосторожностями предпринималось посвящение в таинства.
Ад
Адом, как вообще принято называть место страдания грешных душ, у древних назывался тартар или преисподняя. Представление о существовании ада и мук для душ тех из людей, которые на земле погрязали в грехах, происходит от древности. Обыкновенно в аду предполагались такие муки, какие могли получить только люди, а не души, так как душа не может страдать физически; однако же вероятно эти муки приписаны потому, что свойства души человеческой были древним неизвестны.
Вот как описываем ад Вергилий: Пред дверями ада живут скорби, мстительная печаль, бледные болезни, угрюмая старость, ужас и голод, причинявшие столько злодеяний, труд, смерть и его брат сон, война, раздор, у которого вместо волос змеи, переплетенные окровавленными перевязками. Близ этого чудовища поставлены железные одры фурий; сто других чудовищ толпятся у входа в это ужасное жилище; из них Аверна первая дверь в ад. Близ этой пещеры находится дорога в Ахерону; сюда стремятся отовсюду души, долженствующие переправляться чрез эту реку.