Харон сажает в лодку, получивших почесть погребения; к прочим он неумолим; они целый век блуждают по берегу реки.
Переправившись чрез реку, новая дверь ведет к чертогу Плутона. Эта дверь оберегается Цербером, трехголовой собакой, из которых одна голова бодрствует постоянно.
Достигнув этого ужасного жилища, сначала встречаются души умерших, почти при самом рождении, потом души лишенных жизни несправедливым осуждением, наконец души самоубийц. Далее в миртовом лесу прогуливаются души любовников, умерших с отчаяния.
По выходе из этого леса находится жилище героев, павших с оружием в руках. Близ его возвышается судилище Миноса, Эака и Радаманта. Эак и Радамант произносят суд, а Минос подтверждает приговор или переменяет.
Ужасный шум возбуждает внимание; он происходит из Тартара, вечной темницы, обтекаемой пламенным Флегетоном и окружаемый гнилыми и тинистыми болотами Коцита. Тройные стены и медные двери делают вход в эти места еще более неприступным. Тизифона, самая страшная из Фурий, удерживает преступников, желающих освободиться. Радамант принуждает сознаться в преступлениях самых сокровенных, Фурии их наказывают за эти преступления страшными бичами, которые сделаны из змей, не оставляя их ни на минуту в покое.
Вот отчасти описание ада Вергилием; ясно видно, что эта мифология есть украшенное изображение египетских обрядов.
Это будет вполне понятно из следующего:
Понятие о Боге, наказующем преступления и награждающем добродетели, столь же древне, как и самый мир. Первый человек получил оное от Бога и передал его потомству. С течением времени, понятие запутывалось, предания искажались и наконец произошло идолопоклонство.
Но мудрейшие из людей столь живо почувствовали различие между пороком и добродетелью, что стали стараться всеми силами питать в других этот благодетельный страх и надежду единственные средства, могущие предупредить всеобщее развращение.
Чем внимательнее мы станем рассматривать древнейшие предания, тем более убедимся, что вера в бессмертие души была всеобщая. Одно преступное заблуждение старалось соделать эту истину сомнительною, но и оно не имело успеха: внутреннее чувство всех людей и народов достаточно оное опровергло и мы не почитаем за нужное о сем предмете распространяться.
Философы всех веков освятили его истину, стихотворцы старались распространить ее своими описаниями.
Диодор Сицилийский рассказывает, что стихотворные описания ада были, как мы сказали, совершенно заимствованы из обрядов, совершавшихся при погребении умерших в Египте.
Провожавший греческие души Меркурий, говорит он, был жрец, на которого была возложена должность принимать тело умершего Аписа. Он провожал его к другому жрецу, покрытому маской с тремя головами, подобными головам Цербера, второй жрец переправлялся с Аписом чрез Океан, служил ему кормчим и привозил его к вратам солнечного града, откуда он отправлялся в счастливые долины, обитаемые душами усопших.
Океан, говорит Диодор, есть Нил, который назывался этим именем у египтян. Солнечный град Гиерополис, счастливые равнины прекрасные луга в окрестностях озера Ахеруза близ Мемфиса, где оканчиваются похороны и хоронились тела египтян.
Таким образом составились понятия о бессмертии души и ее страданиях или блаженстве, смотря по образу жизни человека.
Рай, называвшийся Елисейскими полями, по мнению египтян находился на Канарских островах.
В Аду имелось пять рек. Первая называлась Ахероном (букв. «томление, завывание»). Эта река истекает и сейчас из Ахерузского болота в Феспротии[11] и впадает в Адриатический залив близ Амбрации[12].
Вторая река Коцит («плач, рыдание»), происхождение которой производят от слез преступников; она представляет собою скорее болото в Эпире или в Феспротии и впадает в Ахерузское болото.
Третья, Стикс, аркадский источник, текущий со скалы и скрывающийся в землю. Вода этой реки была смертоносна; вот почему поэты сделали из него адскую реку. Баснословные сказания рассказывают что нимфа источника по имени Стикс помогала Юпитеру в войне его с Титанами и была, говорят, матерью Гидры. Эта река протекала в Эпире и потому она вытекала из болот.
Озеро Аверно точно также было четвертой адской рекой; она протекала близ Пуццоли в Италии. Лота, река забвения, протекала в Африке. Пятая река Флегетон, будто бы дающая пламенные струи, издавала серые пары, и тина её была горяча, что и заставило причислить ее к числу адских рек.
Но не смотря на фетишизм греков, римлян и египтян, в их мифолопи не числится ни одного такого бога или полубога, даже духа, которые бы исключительно вредили людям в жизни и по смерти были бы карателями, как это и по сейчас существует.
Демон и Чародей
Что такое демон, дьявол, черт, сатана? Этот вопрос может решить каждый мальчик по своему понятию и пожалуй сделает по своему соображению их легкий абрис. На самом же деле этим именем называется дух зла, вредное начало, «существующее в природе, и постоянно противоборствующее началу или духу добра. Дух вообще не имеет Формы, между тем как влияние духа ощутительно. Дух добра влияет на человека благодетельно, а дух зла действует на нрав противоположно, растлевая нравы и раздувая порочные страсти. Если действуют оба духа разом, то они развивают в человеке сомнение, недоумение, вопрос и борьбу чувств. Влияние духа ощутимо, но он незрим и если материалисты отрицают существование этих сил, враждебных между собою, то это несправедливо, и это тем более, что Физика указывает уже нам на невесомые материи, например силу магнетизма, электричества, которые чувствительны только по действию на тела. Не то ли же самое можем видеть и чувствовать на самих себе, испытывая борьбу разнородных чувств и влечений на душу нашу и на воображение?
Человек, будучи еще в начале своего развития, уже чувствовал влияние на ум, возмущающей или успокаивающей силы и по своему выражал эти влияния в форме басни, а художественное настроение олицетворяло эти психические влияния посредством статуй и других изображений; так видим у греков олицетворение жизни и страстей в Формах людей более или менее изящных Форм, выражая тем мир существенный и человеческой страсти. В египетской и индийской мифологии мы видим изображения людей, зверей, птиц, чудовищ, уродов, и такие действия, которые без особенного размышления и по cей день остаются необъяснимыми. Mногие из них не истолкованы. Эти изображения точно также темны, как и таинства, совершаемые их магами; но мысль одна и та же: борьба добра и зла, господство страстей над человеком и владычество Творца над вселенной.
Как египтяне, так греки и индийцы в свое время были просвещенными из народов в искусствах и науках, о которых дошло до нас весьма смутное понятие или по крайней мере не полное, и наиболее видимое по их великолепных постройках, которые долее всего сохранились в виде развалин, и также в отрываемых до сих пор, сохранившихся предметах мелочей, открывавшихся в археологических раскопках. Эти мелочи как нельзя лучше уверяют, что искусство древних, хотя своеобразно говорит, что они были далеко образованны и вполне удовлетворялись в жизни до роскоши.
Совсем другое мы видим в нашей славянской мифологии. Древние славяне, вопреки грекам, римлянам и другим народам, приносили в жертву не только скот и людей и сообразно с грубостью нравов создали себе богов исповедующие лжебожие и разумеется смотревшие злобно на ревнителей нового учения. Это вообще и было поводом к тому, что люди в тайне боялись чар или вреда от поклонников сатаны или адского бога, злого бога (Чернобога), которые конечно искали средств тайно навредить христианам и посредством обманов и ложных слухов поддерживали в массе суеверного народа веру в могущество и всеведение в отживших своих волхвов. С другой стороны христиане, почерпая святое учение Христа Спасителя от христианского духовенства, получили понятие о награде жизни добродетельной и о наказании за злодейство в жизни за гробом. О том, что нужно избегать не только злых людей, но и злых дел и помышлений, и что все злое происходит от духа зла, а все доброе по внушению Божию. Здесь соображению еще не забывшего прежних верований народа, помнящего Чернобога, представилось то, что Чернобог и дух зла тождественны и что все служители его злые люди, чародеи, колдуны и пр., готовые вредить людям. Духовенство само отчасти поддерживало эту мысль в получивших православие, чтобы в них не поколебалась вера в истину и добро и чтобы грубое идолопоклонство опять не водворилось в только что крещеном народе, еще грубом и безграмотном.