Чертей, созданий странных, с рогами, народ не понимал, а боялся и старался их умилостивлять. Жрецы в главе народа из своих выгод требовали различного рода жертв и, распространяя лжебожие, сами поддерживали этот страх. Таким образом Христианство, проникнувшее в Россно во времена св. Ольги и св. Владимира, не вдруг и повсюду подавило в народе язычество, что мы видим из борьбы Ильи Муромца с Соловьем Разбойником, который, по сказанию, был никто иной как беглый жрец, скрывшийся в лесах, что и могло случиться и со многими жрецами и идолопоклонниками, державшимися упорно своих заблуждений. Здесь произошло следующее: Распадение народа на Христиан и язычников, восстановились две враждебные партии, поддерживаемые духом убеждений, при чем у Христиан сложилась мысль, что язычество ложно, что они верят духу злобы. Язычники же, ослабленные притеснениями правительства, искали случая всячески вредить Христианам, и вот почему эти последние в наших старинных сказках и легендах выдаются за поклонников злого духа, приносящих жертвы духу злобы (Чернобогу) и будто бы имели сношения с сатаною; по этому-то и получились слова волхвование или ворожба.
Нельзя не отдавать справедливости и тому мнению, что во времена св. Владимира и после него еще были приверженцы язычества, тайно справлявшие свои обряды.
Таким образом появились изображения сатиров, под названием бесов; им придавали крылья летучей мыши, изображая через то, что бес дух тьмы, повсюду носится, между тем как и летучая мышь, также летает в темноте и бодрствует ночью, то есть во тьме; козлиные ноги беca изображают то значение, что бес действует на страсти человека (жизнь животная). Лицо и язык человеческие в бесе представляют собою, что он смущает человека и на него преимущественно устремляет свои козни. Рога выражают опасность, от которой человеку должно удаляться.
Хотя прошло много времени с тех пор, когда серьезно думали о том, что на свете есть колдуны и черти; но и в настоящее время вера в могущество зла не утратилась в простом народе и предания живут в народе, интересующемся всякой небывальщиной. И по сейчас в простом народе существуют убеждения, что есть люди, входящие в сношения с бесплотными, враждебными духами, и с помощью их содействия, вредят другим добрым людям; что эти духи имеют свои формы и притом могут также быть невидимыми. И что человек, который имеет с духами сношения, тот человек никогда не склонен делать добро, а только стремится ежеминутно вредить себе подобным, как только может.
Понятие о колдунах вообще развито в простом народе такой сказкой: тот, кто желает каких-нибудь земных благ, то есть богатства, или почестей, тот прибегаешь к духу злобы или через посредство колдуна, уже совершившего договор, или прямо старается себе найти демона, с которым и заключает договор.
Договор с демоном по преданно был изустный или письменный, смотря по грамотности лица. В договоре обыкновенно человек и демон договаривались о том, что на известное число лет первый просит у демона помощи в том, чтобы ему быть или богатым, или знатным, или славным, а иногда и того, и другого и третьего, с тем, конечно, чтобы по истечении срока умереть и отдать душу дьяволу. Если договор был писанный, то обыкновенно давался на пергаменте, выделанном из человеческой кожи и кровью выдающего документ, если же в такое общение с демоном входил человек безграмотный, то он должен был клясться и в доказательство своего отступничества от всего святого, класть с шеи крест под пяту, стрелять в св. иконы и словом нарушать все условия христианства и надругаться над всем тем, что свято христианину.
Понятно, что человек, стремящийся к тому, чтобы идти наперекор всем добрым стремлениям и умеренности, как нам проповедуешь святая вера и указывает религия, скорее или сумасшедший, и не может уже быть полезным членом общества, или эксцентрическая особа и вообще грешник, который без всякого договора с демоном, попадется в его лапы[13], то есть увлекается злом из одного эгоизма, противного вере.
Мечтатели, которым слишком живое воображение чисто рисует мрачные картины из мира отвлеченности, могут быть слишком увлечены и вдаваться в припадки более или менее болезненные (ипохондрия). Здесь картины жизни получают всё более и более мрачный колорит, человеком овладевает неудовольствие и досада, его ничто не утешает и таким образом несчастный больной, пи в чем не находя успокоения, кончает с жизнью, но часто кончает с жизнью не просто по одному только собственному произволу. Нет! Расстроенное воображение рисует ему призраки и даже он вступает с ними в разговор. Из чего суеверные люди заключают, что этот больной человек колдун и боятся его, тогда как этот человек требует лечения и надзора.
Про колдунов и чародеев есть тысячи разнородных басен в самом разнообразном виде. В средние века различали их, разделяя на благодетельных и злых волшебников, и на злых и милосердных волшебниц. Волшебники и волшебницы на западе Европы имели свои замки, экипажи (колесницы), которые запрягались лебедями, драконами, голубями, змеями, извергающими дым, пламя и искры и другими фантастическими тварями и каждый из них повелевал сонмом духов. В арабских легендах и сказках мы также встречаем благодетельных волшебников или пустынников, могущественных гениев, и также злых. Рыцарские романы «Рихардет», «Неистовый Роланд», Ричард Львиное Сердце, и проч., описывают средневековые заблуждения, придающие большую важность талисманам, амулетам и волшебникам. Там говорится, что добродетельные волшебницы обладали, как и благодетельные волшебники, красотою лица, умом и могуществом; они поощряли и награждали храбрость и добродетель, карали зло и вели ожесточенную борьбу с злыми волшебниками и гениями, продолжавшуюся иногда несколько веков, при чем добродетель всегда становится победительницей.
В этих фантастических бреднях, созданных предрассудками века, есть отчасти своя доля истины, оправдываемая тем, что между добром и злом в мире всегда ведется непримиримая вражда от начала мира и что рано или поздно, но добродетель и истина преодолевают преграды и награждаются.
Вот любопытное исследование г. Глаголева, напечатанное в «Воскресном Досуге» из «Гродненских ведомостей», которые мы перепечатываем от слова до слова; это касается русских колдунов.[14]
Он разделяет колдунов на следующие градации:
1) Колдуны случайные.
2) Колдуны по неволе.
3) Колдуны по убеждению и
4) Колдуны-злоумышленные.
1) Для того, чтобы прослыть случайным, простым колдуном требуется очень и очень немного, например: иметь какой-либо бросающийся в глаза телесный недостаток или излишество, даже отдельный клок волос, случайно выросший на голове или бороде; если притом мужик смешлив, то очень легко воспользоваться этим обстоятельством, стоит ему лишь повести жизнь против принятого обыкновения, то есть ложиться спать тогда, когда, другие бодрствуют и наоборот; не чесать головы и бороды, говорить вздор, вообще делать разные несообразные штуки, затем нашептывать какую ни есть бессмыслицу. Подобного рода колдуны-обманщики безвредны.
Колдуны поневоле, это люди, которые производятся по неволе другими.
Пример объяснить дело. В полуверсте от одной деревни находилась небольшая мельница, содержимая крестьянином Антоном Петровым. О нем ходила молва, что это такой дока, каких редко сыскать, впрочем, хотя он и колдун, но колдун добродетельный, зла никому не делает, а все добро. Это был старик лет 65, добрый, умный, сметливый, веселый и набожный до такой степени, что слово «чёрт» никогда нм не употреблялось и если уж необходимо было сказать это слово, то он заменял его словом «чёрный».