Отрывок из стихотворения «Свобода» (сборник «Поэзия и правда»):
«На гибели без возврата,
На голом сиротстве своем,
На шествиях погребальных
Я имя твое пишу
Могуществом этого слова
Я возвращаюсь к жизни,
Рожденный дружить с тобою,
Рожденный тебя назвать СВОБОДА!»
Лирический герой писателей этого времени обращался к народу, призывая дать отпор врагу (Арагон, Элюар, Марсенак). В драматургии Сопротивления появился свой новый бескомпромиссный герой, установивший свое родство с героями народных легенд, античной мифологии, но безысходно одинокий (пьесы Ануя, Сартра).
Арагон «Сирень и Розы» лист 1
«Сирень и Розы» лист 2
«Сирень и Розы» лист 3
«Сирень и Розы» лист 4
Экзюпери
Антуан де Сент-Экзюпери (1900-1944). С 1920 года служит в авиационных частях. После окончания войны поступает в авиакомпанию. Романы «Южный почтовый» (1929), «Ночной полет» (1931), «Планета людей» (1939) рассказывают о буднях летчиков. В 1939 году он вновь возвращается в военную авиацию. Из одного полета над оккупированной Францией он не вернулся. В 1943 году писатель создал свое последнее произведение сказку «Маленький принц». Эта книга наполнена символами, каждый читатель их понимает по-своему. Принц покидает родную планету и любимую розу, на которую он обиделся. Путешествие по огромному миру планет завершается мудрым выводом о ценности любви и дружбы. Герой сказки чутко улавливает внутреннюю сущность каждого человека, встреченного им.
Отрывок из сказки Сент-Экзюпери «Маленький принц»:
« Маленький принц пересек пустыню и никого не встретил. За все время ему попался только один цветок крохотный, невзрачный цветок о трех лепестках
Здравствуй, сказал ему Маленький принц.
Здравствуй, отвечал цветок.
А где люди? вежливо спросил Маленький принц.
Цветок видел однажды, как мимо шел караван.
Люди? Ах да Их всего-то, кажется, шесть или семь. Я видел их много лет назад. Но где их искать неизвестно. Их носит ветром. У них нет корней это очень неудобно»
«Маленький принц» лист 1
«Маленький принц» лист 2
«Маленький принц» лист 3
«Маленький принц» лист 4
Ануй
Жан Ануй (1910-1987). Французский драматург. В 1928 году он поступает на работу к известному французскому режиссеру Луи Жуве. Первая пьеса Ануйя появилась в 1932 году «Горностай». Свои пьесы он объединяет в циклы «розовые пьесы», «черные пьесы», «блестящие пьесы», «колючие пьесы». Драматург прославился оригинальными вариациями из античных трагедий («Антигона», 1943). Главная идея этой пьесы лучше погибнуть, чем покориться, звучала в оккупированном фашистами Париже как призыв к борьбе. В цикл «костюмированных пьес» входит «Жаворонок», произведение рассказывает о национальной героине Франции Жанны д Арк. Ануй изображает не мистические стороны народной легенды, а ее человеческое содержание.
Отрывок из пьесы Ануйя «Жаворонок»:
« все бросаются растаскивать костер, Жанне приносят ее меч, стяг и плащ. Раздается звон колоколов, звучит орган. Все опускаются на колени. Архиепископ возлагает на голову Карла корону. Жанна стоит, выпрямившись, улыбаясь небесам. «История Жанны д. Арк это история со счастливым концом!..»
В послевоенный период во французской литературе появилась новая тема «общечеловеческие проблемы» Монтерлан (автобиографическая пьеса «Город, в котором ребенок был принцем»; Пейрефит (роман «Странная дружба»). Трагические события войн отражены в творчестве Сартра, А. Камю, Г. Марселя. (Сартр трилогия «Дороги свободы»; Камю роман «Чума»).
Писатели другого литературного направления («абсурдисты») довольно иронично относились к первому направлению (пьесы Ионеско «Урок», «Стулья» (1954); пьесы Беккета «Конец игры» (1957), «О! Счастливые дни»). Некоторые писатели пятидесятых годов получили известность в литературном мире Франции показывая жизнь уголовного мира (Ж. Жене «Дневник вора»). Прямую связь с абсурдистами имеет школа «нового романа» (Н. Саррот, А. Роб-Грийе, М. Бютор).
Роман-киносценарий Роб-Грийе «Прошлый год в Мариенбаде» (1961) стал программным произведением французского кино (направление «новая волна»). Саррот открывает тему смятенности человеческого сознания (роман «Планетарий» 1959; романы позднего времени «Золотые плоды» 1963 и «Вы их слышите?» 1972).
Реалистическое направление во французской литературе этого времени тоже играет значительную роль романы Арагона «Страстная неделя», 1958; «Гибель всерьез», 1965; писатель Э. Триоле представил роман-трилогию «Век нейлона», 1963.
С позиции реализма писатели показывают внутреннюю жизнь общества быт и мораль семьи (роман Ф. Мориака «Фарисейка» и его повесть «Обезьянка»; в трилогии М. Дрюона «Сильные мира сего»; в тетралогии Ф. Эриа «Семья Буссардель», 1968). Сочувствие своим героям показано в творчестве Э. Базена (дилогия «Семья Резо», «Гадюка в кулаке», «Во имя сына», «Крик совы»). В этих произведениях Э. Базен сумел показать, что человек, пройдя все трудности в жизни, всегда сумеет нравственно возвыситься.
Ж. Сименон в романах и повестях о полицейском комиссаре Мегрэ раскрыл сложные стороны этой профессии.
Французской поэзии 50-60 гг. характерны реалистические тенденции (М. Фомбер, Ж. Фоллен, А. Барре, Ф. Флайо). Жизнелюбие и сатира характерны для Ж. Превера (сборники «Зрелище» (1951), «Дождь и ведро» (1955).
Мастер реалистического романа Р. Мерль обличает войну («Воскресный отдых на южном берегу», «Смерть мое ремесло», 1953) и колониальную жизнь («Остров», 1962). Студенческую жизнь 1968 года он показал в романе «За стеклом» (1970).
Ф. Саган в романах «Здравствуй, грусть» (1954) и «Немного солнца в холодной воде» (1969) показывает нелегкие жизненные ситуации, возникающие у молодежи. На эту же тему пишет и Стиль в своих романах и сборниках новелл «Поставлен вопрос о счастье» (1972).
Виан
Борис Виан (1920 ). Написал 10 романов. Он автор знаменитого произведения «Пена дней». Писатель переводил на французский сочинения Раймонда Чандлера. Под псевдонимом Вернон Саливан писатель выпустил произведения, стилизованные под «нуар»: романы «Я приду плюнуть на ваши могилы», «Все мертвые одинакового цвета», «Женщинам не понять», «Уничтожим всех уродов». Эти романы имели скандальную репутацию.
Отрывок из произведения Б. Виана «Красная трава»:
«Вольф выбрал у себя на тарелке аппетитную кость и
переложил ее в тарелку сенатора Дюпона, который восседал
напротив него с элегантно повязанной вокруг тщедушной шеи
салфеткой. Преисполненный ликования сенатор обозначил было
веселый лай, но тут же трансформировал его в великолепно
модулированное мяуканье, почувствовав на себе тяжесть
разгневанного взгляда горничной. Та тоже поднесла свои дары:
скатанный ее чернющими пальцами преизрядный шар хлебного
мякиша. Сенатор проглотил эту штуковину со звучным "глыть"»
Турнье
Мишель Турнье (1924-2016). Французский журналист и писатель. Сотрудничал с газетами «Ле монд» и «Фигаро». Свой первый роман Турнье опубликовал в 1967 году («Пятница, или Тихоокеанский лимб»). В 1970 году он получает Гонкуровскую премию за роман «Лесной царь». Этот роман экранизировали в 1996 году. В 1971 году публикует роман «Пятница, или Дикая жизнь». Эта книга предназначалась детям (вошла в школьную программу). В 1975 году публикует роман «Метеоры», который рассказывает о жизни двух близнецов, Жана и Поля.
Отрывок из произведения М. Турнье «Лесной царь»:
«Чтобы не считаться чудовищем, следует быть как можно ближе по естеству к этим самым ближним, а лучше копией своих родителей. Ну, или уж, на худой конец, породить потомков, которым доведется положить начало новой популяции. Увы, чудовища не размножаются, семиногая телушка не даст приплода. Лошаки и мулы рождаются бесплодными оттого, что природа не терпит насилия над собой. Чудовище всегда ниоткуда лишено и предков и потомков. Я стар, как мир, и вечен, как он. Своим якобы родителям я могу быть только усыновленным ребенком, как и сам способен приобрести детей лишь тем же путем»