Отрывки из произведений французских писателей.
Роже Кайюа «Понтий Пилат»:
«На рассвете Пилату почти одновременно сообщили об аресте Иисуса и о приходе Анны и Каиафы, которые просили незамедлительно принять их, но за пределами претория, поскольку религия запрещала им осквернять себя в святой день. Прокуратора, хоть он и был на этом посту несколько лет, все еще выводили из себя такого рода претензии»
Рене Мариль Альберес «Рукопись, зарытая в саду Эдема»:
«Через несколько часов исчезнут обступающие меня стены свинцовой камеры. Мне предложено записать на свежеприготовленных листах пергамента все, что необходимо спасти и уберечь от забвенияВ пору моей юности на вращающемся вокруг солнца земном шаре жили три с лишним миллиарда человек. Накопленные нами знания были такими обширными, что самые неспособные к учебе до двадцати лет, а способные даже до тридцати тратили время на постижение всего, что открыли предки»
Арман Лану «Черт в департаменте Сены и Марны»:
«Никто еще не видывал мольберта какого-нибудь «бстракца» в деревне. Работа на природе ересь для «бстракца». Да, ведь я забыл объяснить, что это значит. «Бстракц» это обозначение на абстрактный лад художника-абстракционистаЗаумный работал среди пышной зелени В этом исполненном покоя окружении Леопольд Макю, пыхтя и обливаясь потом, натужно трудился над своей картиной, словно шахтер в забоеВдруг послышался какой-то шорох. Макю оглянулся и увидел существо»
Мари Ноэль «Творение шестого дня»:
«Как только была создана собака, она лизнула господа бога в руку, а господь бог потрепал ее по голове.
Чего ты хочешь, собака?
Господи боже, мне хотелось бы жить у тебя на небе
Об этом и речи быть не может Я ведь еще не создал воров.
И господь бог, восхищенный тем, что ему удалось сотворить собаку такой доброй, сказал ей:
Иди с миром!..»
Современная французская литература развивается в соприкосновении идейных и эстетических направлений. В литературе идет процесс смешивания различных тенденций экзистенциалистских, абсурдистских и реалистических. Писателей привлекают острые жизненные проблемы, которые нельзя раскрыть, пользуясь одним литературным направлением.
Германия
Немецкая литература 20 века очень разнообразна.
Широкое распространение приобретает бульварно-сентиментальная, псевдоисторическая литература. В реалистической литературе получает развитие социальный роман (Генрих Манн и Томас Манн). Рядом с реалистической школой литературы работали писатели модернистских направлений: неоромантики, символисты и неоклассицисты, и, конечно, натурализм. Крупнейшим писателем-натуралистом был Г. Гауптман (1862-1946) выдающийся драматург, прозаик и поэт. Он был автором драмы последовательного натурализма "Перед восходом солнца", где герои в жизненных ситуациях больше опираются на биологические мотивы, что характерно для натурализма (болезненная наследственность). Интересны работы Гауптмана: драма "Ткачи", комедия "Бобровая шуба". В дальнейшем писатель отдает дань символизму и неоромантике ("Потонувший колокол", "Бедный Генрих"). Ему принадлежат и реалистические драмы "Возчик Геншель", "Роза Бернд", "Крысы".
Отрывок из произведения Гауптмана "Ткачи":
"Голоса (в сенях). Они опять заряжают. Сейчас опять дадут залп. Дядя Хильзе, уходи же ты от окошка.
Готлиб. Что? что? что? Что мы им бешеные собаки, что ли? Порох да пули нам жрать вместо хлеба? (Берет топор в руки, после короткого молчания обращается к старику.) Смотреть мне, как жену расстреливать будут, что ли? Ну, нет, этому не бывать. (Убегает.)
Старый Хильзе. Готлиб! Готлиб!
Старуха Хильзе. Куда же пошел Готлиб?
Старый Хильзе. Прямо к черту.
Голос (из сеней). Да отодвинься ты от окошка, дядя Хильзе!
Старый Хильзе. Я ни за что не тронусь с места! Хоть бы вы все там с ума спятили. (Обращается к старухе Хильзе с все возрастающим подъемом духа.) Меня господь поставил на это место. Правду я говорю, мать? Мы с тобой должны оставаться здесь, хоть бы там провалился весь мир! (Снова принимается за работу.)"
В поэзии писателям "последовательного натурализма" присуще стремление к предельно точной фиксации элементов действительности в "необходимом ритме" в "секундном стиле", что привело их к крайнему субъективизму (Д. фон Лилиенкрон). Другой поэт Стефан Георге, в своих произведениях показывал героический культ исторических персонажей, со стороны ницшеанства. Одним из самых замечательных лириков этого времени считалась Райнер Мария Рильке. Ее лирика философской настроенности, питающейся образами и впечатлениями видимого, чувственного мира (сборник "Книга картин").
Р. М. Рильке = "Пантера".
"От мерного мельканья черных прутьев
все растерял ее усталый взгляд.
Ей мнится, будто прутья стали сутью
и будто пусто позади оград.
Глухая мягкость поступи упругой,
кружение без отдыха и сна -
как танец сил по крохотному кругу,
где в центре воля спит, оглушена"
Наиболее видимая представительница неоромантики была Рикарда Хух. В романе "Воспоминание Рудольфа Урслея младшего" писатель показала неосуществимость идеала, свободной гармонической личности в окружающем мире.
После 1-й мировой войны появились в Германии два писателя Г. Манн и Т. Манн, которые подняли немецкий роман на европейскую высоту. Эти и другие писатели этого времени не прошли мимо опыта различных литературных течений от натурализма до импрессионизма. В трилогии, Манна "Богини" ощутимо влияние неоромантики, а первый роман Т. Манна "Будденброки" имел в себе натуралистические и импрессионистические элементы.
Генрих Манн (1871-1950). Его роман "Голова" (1925) последняя книга трилогии "Империя" сатира современного общества, где человек затерян в лабиринтах этого мира. Нравственные проблемы подняты в романах "Большое дело" (1930) и "Серьезная жизнь" (1932). Самым значительным его произведением этого периода стал роман-дилогия о Генрихе 4 ("Юность короля Генриха 4" и "Зрелые годы короля Генриха 4"). Идейным центром романа стал образ короля Генриха 4, философа-практика, который сумел сплотить вокруг себя передовых людей своего времени.
Отрывок из произведения Генриха Манна "Юность короля Генриха 4":
"Тела девочек чрезвычайно занимали его. Поглядишь, как эти существа раздеваются, ходят, говорят, смотрят оказывается, они устроены совсем по-другому, чем он, особенно плечи, бедра, ноги. Одной девочкой грудь у нее уже начала развиваться он особенно пленился и решил, что будет за нее бороться. А это, как он заметил, было необходимо: сама-то она выбрала не его рослый парнишка постарше, с красивым глупым лицом, ей больше приглянулся. Почему Генрих не стал спрашивать; может быть, этим прекрасным созданиям и не нужно ни каких почему, но он-то знал, чего хочет"
Томас Манн (1875-1955). События после первой мировой войны отразились в его творчестве. Роман "Волшебная гора" (1925) совмещает в себе черты философского, психологического, сатирического и бытового жанров. В этом произведении писатель исследует влияния, действующие на человеческую душу. В трилогии "Иосиф и его братья" (1933-1943) писатель создает роман-легенду. Его Иосиф становится в процессе постижения смысла жизни новым Фаустом. Роман "Доктор Фауст" (1947) близок по своему жанру тетралогии об Иосифе. Этот роман-притча соединяет в себе философскую глубину с тонким психологизмом. Последний незаконченный роман "Признания авантюриста Феликса Круля" представляет собой бурлескное переосмысление философской и общественной проблематики прежних произведений писателя. Его герой постепенно превращается из чистого юноши в пройдоху под влиянием окружающего его общества.