В повести «Белые ночи» (1848) образ мечтателя занимает центральное место. Трогательная история Настеньки, ее встречи с Мечтателем в призрачной дымке белых петербургских ночей овеяна лиризмом и нескончаемой грустью.
В романе «Неточка Незванова» (1849) прозвучала тема мечты. Полуголодное детство мечтательницы Неточки в «Петербургских» углах, ее семейная трагедия, ярко контрастируют с беззаботной жизнью княжны Кати, в чей дом попала сирота Неточка. Этот роман Достоевский позже переделал в повесть.
Повесть «Дядюшкин сон» (1859). Обычная жизненная ситуация положена в основу повести: предприимчивая Марья Александровна Москалева мечтает женить на своей дочери богатого и слабоумного старика.
Повесть «Село Степанчиково и его обитатели» (1859) строится на противопоставлении двух характеров: доброго, великодушного полковника Ростанева и мучителя и тирана Фомы Фомича Опискина, бывшего приживальщика. Сюжет напоминает произведение Шекспира «Тартюф».
Первым многоплановым романом Достоевского считается «Униженные и оскорбленные» (1861). В этом произведении рассказывается об истории любви Наташи Ихменевой, к доброму, но слабовольному Алеше Валковскому. Эта история переплетена с судьбой гордой и своевольной Нелли, чья жизнь, как и у других героев романа, изломана жестоким и циничным князем Валковским. Умелое построение сюжета, неподражаемое искусство рассказа привлекли к роману внимание читателей и критики.
Разоблачение Достоевским ужасов каторги было показано в произведении «Записки из Мертвого дома» (1862). Замысел «Записок» возник у писателя еще на каторжных работах; большинство персонажей имеют реальные прототипы.
Страсть к игре исповедует главный герой романа Достоевского «Игрок» (1866). Автор писал о главном герое: «Он игрок и не простой игрок Он поэт в своем роде, но дело в том, что он сам стыдится этой поэзии». История любви героя, домашнего учителя в семействе генерала, и генеральской падчерицы Полины отчасти автобиографична. Об этом говорила жена писателя.
Самый известный роман Достоевского «Преступление и наказание» был закончен в 1866 году. Автор так определил замысел произведения: «Это психологический отчет одного преступления». Родион Раскольников, исключенный из университета по бедности, сознательно и обдуманно решает убить старуху, дающую деньги под проценты, исходя из созданной им теории «о праве сильного на кровь».
Роман «Идиот» (1868). Идея «изобразить вполне прекрасного человека» была основой содержания романа. «Князем Христом» называл автор своего героя, имея в виду нравственные убеждения Мышкина, его отношение к жизни.
Роман «Братья Карамазовы» (1880). В основе сюжета романа, история совершившегося в провинциальном городке, убийства главы семьи одним из его сыновей и осуждение за это невиновного. Борьба веры и безверия составляет стержень произведения. Противники и почитатели писателя оказались единодушными в признании остроты философской проблематики романа, злободневности его звучания.
Отрывок из романа Достоевского «Преступление и наказание»: «Раскольников с побледневшими губами, с неподвижным взглядом тихо приблизился к нему, подошел к самому столу, уперся в него рукой, хотел что-то сказать, но не мог; слышались лишь какие-то бессвязные звуки. С вами дурно, стул! Вот, сядьте на стул, садитесь! Воды! Раскольников опустился на стул, но не спускал глаз с лица весьма неприятно удивленного Ильи Петровича. Оба с минуту смотрели друг на друга и ждали. Принесли воды. Это я начал было Раскольников. Выпейте воды. Раскольников отвел рукой воду и тихо, с расстановками, но внятно проговорил: Это я убил тогда старуху-чиновницу и сестру ее Лизавету топором, и ограбил. Илья Петрович раскрыл рот. Со всех сторон сбежались. Раскольников повторил свое показание»
Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883). Писатель говорил, что счастье для литератора заключается в точном воспроизведении истины.
Основные произведения писателя: «Андрей Колосов», «Дневник лишнего человека», «Затишье», «Рудин», «Первая любовь», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети» и др.
Особенность таланта Тургенева глубже всего проявилась в романе и повести, где писатель смог всесторонне отразить духовную жизнь своих героев.
Первым произведением в художественной прозе была повесть «Андрей Колосов» (1844). В произведении герой, не помнящий родителей, воспитанный в нужде, студент, человек редкого обаяния, расстается с любимой женщиной, когда понимает, «что его сердце не все, не вполне проникнуто ею». Тургенев специально выбрал подобного центрального персонажа Андрея Колосова. Этим писатель подчеркнул отход от романтизма, отказ от байронического героя.
Повесть «Бретер» (1847) тоже показывает отход от романтического влияния. Его герой Лучков, который вызывал вначале интерес загадочным молчанием, славой смелого дуэлянта, на самом деле оказывается необразованным пошляком, жестоким человеком, убившем на поединке своего друга.
Первый рассказ «Записок охотника» был опубликован в журнале «Современник» в 1847 году («Хорь и Калиныч»). Отдельной книгой весь цикл вышел в 1852 году.
Первым романом Тургенева был «Рудин» (1855). Рудин главный герой романа яркий, талантливый человек, пламенный оратор. Его речи пробуждают молодые души, вызывают возвышенные стремления, жажду подвига. Литературоведы отмечали, что в «Рудине» впервые появляется героиня, открывающая галерею так называемых «тургеневских девушек» (Наталия Лисунская, позже Лиза Калитина и Елена Стахова). Этим героиням характерна чистота души, ясность ума.
О возникновении любви, ее стихийной силе, о ее красоте и трагичности рассказывают повести «Фауст» (1856), «Ася» (1858), «Первая любовь» (1860).
Широкая картина дворянского общества 40-х годов дана в романе «Дворянское гнездо» (1859). Герой романа Лаврецкий умный, нравственно чуткий человек мечтает о деятельности на благо России. Но этот герой не находит применение своим силам. С глубоким лиризмом раскрывается в романе печальная история любви Лаврецкого и Лизы Калитиной.
Роман «Отцы и дети» (1862) написан о современности. Герой романа Евгений Базаров представитель новой, разночинно-демократической интеллигенции, он прошел тяжелую школу жизни. Тургенев во многом расходится с Базаровым, он спорит с ним, но замечает, что этот человек достоин уважения.
Действие романа «Дым» (1867) происходит в основном за границей. Герой его помещик Григорий Литвинов, молчалив, сдержан. Случай сводит Литвинова с кружком генералов аристократов, негодующих по поводу реформы 1861 года и мечтающих о возвращении крепостнических порядков, откуда он переходит в кружок Губарева, где пустая болтовня прикрывалась славянофильством и туманными намеками на некую революционную деятельность. Тургенев показал, что вся общественная жизнь России в это время это «дым», беспрестанно меняющий направления.
Отрывок из романа Тургенева «Отцы и дети»:
«Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России. Как почти все наши кладбища, оно являет вид печальный: окружающие его канавы давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашеными крышами; каменные плиты все сдвинуты, словно кто их подталкивает снизу; два-три ощипанных деревца едва дают скудную тень; овцы безвозбранно бродят по могилам Но между ними есть одна, до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре. Железная ограда ее окружает; две молодые елки посажены по обоим ее концам: Евгений Базаров похоронен в этой могиле. К ней, из недалекой деревушки, часто приходят два уже дряхлые старичка муж с женою. Поддерживая друг друга, идут они отяжелевшею походкой; приблизятся к ограде, припадут и станут на колени, и долго и горько плачут, и долго и внимательно смотрят на немой камень, под которым лежит их сын; поменяются коротким словом, пыль смахнут с камня да ветку елки поправят, и снова молятся, и не могут покинуть это место, откуда им как будто ближе до их сына, до воспоминаний о нем Неужели их молитвы, их слезы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет! Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии "равнодушной" природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной»