В Монголии существовали небольшие передвижные монастыри кочевников, но в 1838 году на Ганданском холме был основан монастырь Гандантэгченлин, ставший центром тантрического буддизма. В этом крупнейшем центре монгольского буддизма находится буддистский университет с факультетами астрологии и медицины. Первый храм монастыря был построен по инициативе главы моигольских буддистов, пятого Богдо-гэгэна[4]. Храм был построен монгольскими мастерами из дерева, по канонам монгольской национальной архитектуры, с позолоченными крышами и буддистскими украшениями. В монастыре находится знаменитая 26-метровая статуя бодхисатвы Авалокитешвары «Мэгжид Жанрайсэг» и собрание учений Будды Трипитака (Гангиур) в ста восьми томах; стоит серебряная статуя Цонкапы (основателя тибетской секты гелукпа). В 1938 году монгольские коммунисты начали антирелигиозную кампанию, разрушили около 900 монастырей, некоторые из которых превратили в музеи. Монахов убили, заключили в тюрьму, заставили стать мирянами или забрали в армию. Пять храмов комплекса монастырей Гандан разрушили. В оставшейся части храмов разместили русских служащих или использовали храмы в качестве амбаров для содержания лошадей. В 1944 году по ходатайству монахов монастырь Гандан снова открыли, но за его работой строго следило социалистическое правительство. В настоящее время на территории комплекса Гандан действуют десять дацанов (храмов) и проживает приблизительно девятьсот монахов.
Сноски
1
Лев Николаевич Гумилев (1912-1992) известный советский и российский востоковед, сын поэтов Анны Ахматовой и Николая Гумилева. К 1921 году нонконформизм его матери привел к тому, что к ней в советской поэзии стали относиться, как к аутсайдеру, что омрачило личную и профессиональную жизнь их сына Льва и стало причиной того, что он много лет провел в сталинских лагерях. Об Ахматовой и Гумилеве смотрите также в разделе Примечания.
2
В 1952 году в Москве скончался Хорлогийн Чойбалсан, возглавлявший страну с конца 1920-х. Его забальзамированное тело перевезли в Улан-Батор, где спустя пару лет была возведена усыпальница. Архитекторы, очевидно, вдохновлялись аналогом на Красной площади. Вместе с Чойбалсаном в крипте мавзолея был перезахоронен и Сухэ-Батор вождь монгольской социалистической революции 1921 года.
3
Дрогён Чогьял Пагба (1235-1280) пятый глава тибетской буддийской школы Сакья. Первый теократический монарх Тибета, на столетия вперёд задавший политико-религиозную роль Тибета в регионе. Был духовным наставником Хубилай-хана и государственным наставником империи Юань.
4
Богдо-гэгэн (монг. Богд гэгээн «светлейший Владыка», Возвышающий веру, осчастливливающий живущих, святой владыка) исторический глава буддийской сангхи Монголии, один из высших лам традиции гелуг, глава традиции джонанг. Третье, после Далай-ламы и Панченламы, лицо в тибетском буддизме.