Воспитание культуры в условиях семьи у детей дошкольного возраста - Елена Владимировна Карипова страница 3.

Шрифт
Фон

Содержание словарной работы в дошкольном возрасте прежде всего определяется тем, что здесь первоначально складывается словарный запас, обозначающий элементы присваиваемой ребенком культуры материальной, интеллектуальной, соционормативной. Освоение социального опыта происходит в процессе всей жизнедеятельности ребенка. Поэтому словарная работа связана со всей воспитательной работой дошкольного учреждения. Ее содержание определяется на основе анализа общей программы развития и воспитания детей: это лексика, необходимая ребенку для общения, удовлетворения своих потребностей, ориентировки в окружающем, познания мира, развития и совершенствования разных видов деятельности. С этой точки зрения в содержании словарной работы выделяются слова, обозначающие материальную культуру, природу, человека, его деятельность, способы деятельности, слова, выражающие эмоционально-ценностное отношение к действительности. Прежде всего дети усваивают · бытовой словарь: названия частей тела, лица; названия игрушек, посуды, мебели, одежды, предметов туалета, пищи, помещений; · природоведческий словарь: названия явлений неживой природы, растений, животных; · обществоведческий словарь: слова, обозначающие явления общественной жизни (труд людей, родная страна, национальные праздники, армия и др.); · эмоционально-оценочную лексику: слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства (смелый, честный, радостный), качественную оценку предметов (хороший, плохой, прекрасный), слова, эмоциональная значимость которых создается при помощи словообразовательных средств (голубушка, голосок), образования синонимов (пришли приплелись, засмеялись захихикали); с помощью фразеологических сочетаний (бежать сломя голову); слова, в собственно лексическом значении которых содержится оценка определяемых им явлений (ветхий очень старый) (См.: Шмелев Д. И. Очерки по семасиологии русского языка.  М., 1964.); · лексику, обозначающую время, пространство, количество.

А.А. Бодалёв рассматривает общение как «взаимодействие» людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установки взаимоотношений между людьми».

А.С. Золотнякова понимает общение как социально и личностно-ориентированный процесс, в котором реализуются не только личностные отношения, но и установки на социальные нормы. Общение видится как процесс передачи нормативных ценностей.

Общение тесно связано с культурой, представляющей собой сложное образование охватывающее все сферы жизни общества. Первоначально термин «культура» имел смысл возделывания, облагораживания земли, иначе говоря очеловечивание, изменение природы как среды обитания. Возделывая землю, строя дома и сооружения, занимаясь ремеслом и др., человек создаёт для себя новую (отличную от природы) среду обитания, следовательно, источником происхождения культуры является человеческая деятельность, познание и творчество. По мере развития науки о культуре сформировались идеи взаимосвязи культуры и общества, культуры и цивилизации, культуры и ценности, культуры и человеческой деятельности.

Культура не наследуется генетически, а возникает и развивается вместе с человеческим обществом, формируется путём накопления опыта и знаний многих поколений. В психологии и педагогике культура характеризует уровень социального, интеллектуального, духовного развития индивида и включает овладение человеком нравственно-этическим и художественно-эстетическим опытом, а также опытом межличностного общения и социального взаимодействия.

Из приведённых определений видно, что общение и культура тесно связаны между собой, общение является особой формой культуры, охватывающей все стороны взаимоотношений людей. Каждая эпоха развития человечества производит свои нормы, традиции и национальное своеобразие культуры коммуникации между людьми. В результате этого в науке сформировалось такое понятие как культура общения, исследуемое как философское, социальное и психолого-педагогическое явление.

Работы многих отечественных учёных посвящены изучению проблем культуры общения. Так, вопросы о месте общения в системе конкретно исторических общественных отношений подняты в работах Е.Г. Злобиной и А.В. Резаева; выяснению содержания общения, его форм, видов, места в структуре человеческой деятельности способствовали труды А.А. Брудного и В.М. Соковнина; вопросы культуры межнационального общения затрагиваются в трудах Т.Ю. Бурмистрова и И.Ф. Харламова; проблемы педагогического общения в контексте педагогической культуры рассматриваются такими учёными, как А.В. Мудик, В.С. Грехнева, В.А. Кан-Калика. Огромное значение для понимания проблемы культуры общения личности в условиях современного общества имеют работы А.Г. Здравомыслова, Т.А. Алексеевой, А.С, Панарина.

Культура общения в психологии представляет собой сложное интегральное понятие, определяющее качество и степень совершенства общества. Культура общения является неотъемлемой частью культуры личности, она характеризует ценностные ориентации и нормативные парадигмы, содержание и сущность нравственно-психологических качеств субъектов общества, способы, средства, правила, формы общения. В массовом сознании культура общения отождествляется с этикой и культурой поведения.

Культура общения в педагогике понимается как система знаний, умений и навыков адекватного поведения в различных ситуациях общения. Схожим понятием в педагогическом терминологическом словаре выступает коммуникативная грамотность, трактуемая как «знание правил общения, умение соотнести их с конкретной ситуацией и включающая такие компоненты, как культура речи, языковая и речевая грамотность, знания о педагогике и психологии общения, знания о логике и этике общения.

В словаре по психологии и педагогике культура общения характеризуется как система знаний и навыков тактичного поведения в различных ситуациях общения, основы которой закладываются в семье и образовательных учреждениях.

М.А. Чернышев указывает, что культура общения это существующие в обществе нормы взаимодействия людей, которые являются эталонными для общения внутри определённой социальной группы. Д.С. Лихачёв, обозначая феномен «культура общения», подчёркивает её нравственное и духовное содержание, включая: «образованность, духовное богатство, развитое мышление, способность осмысливать явления в различных областях жизни, разнообразие форм, типов, способов общения и его эмоционально-эстетические модификации: прочную нравственную основу, взаимное доверие субъектов общения; его результаты в виде освоения истины, стимулирования деятельности, её чёткой организации».

Из представленных определений можно сделать вывод, что культура общения выступает комплексным понятием, включающим в себя специфические способы взаимодействия людей в соответствии с принятыми социально-нравственными нормами. К культуре общения относятся фактически все способы поведения, посредством которых осуществляется общение; слова, организованные в речь; динамические характеристики речи, интонации, жесты, мимика, пантомимика и т.п., то есть всё то, что обеспечивает возможность межличностного взаимопонимания и взаимодействия людей.

Культура общения выполняет несколько функций. Прежде всего она является единением процесса создания этических ценностей и процесса освоения этих ценностей, то есть выполняет аксиологическую функцию. Культура общения выдвигает определённые требования, предписывающие человеку, как необходимо поступать в соответствии с традиционными нормами поведения, тем самым она выполняет нормативную функцию. Культура общения выполняет воспитательную функцию, способствуя формированию определённых качеств личности, которые достигаются в процессе взаимодействия участников общения. Культура общения выполняет также регулятивную функцию, отождествляя собой систему определённых качеств личности, являющихся определённым регулятором социальных отношений.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке