Мерь. Исторический очерк о народности мари - Благодаров Юрий Петрович страница 2.

Шрифт
Фон

Путем ассимиляции эти племена стали киммерийцами по происхождению.(Иванчик А. И. Киммерийцы. Древневосточные цивилизации и степные кочевники в VIIIVII веках до н. э.

Их языки входят в иранскую языковую группу (восточно-иранские языки).

(Жебелёв С. А. Народы Северного Причерноморья в античную эпоху // Северное Причерноморье. Исследования и статьи по истории Северного Причерноморья античной эпохи.

Часть месийцев, в качестве рабов, вывезли фракийцы к устью реки Дунай.

Основная часть месийцев в результате массового переселения обосновались в юго-западной части Пелопоннесского полуострова.

В период VIIIVI веков до н. э. происходит становление  прото-полисов  разрозненных мелких суверенных городов-государств, объединённых только общностью языка, религии, культурных традиций, политических и торговых связей.

Экономически необходимым становится создание новых колоний и увеличение числа рабов в качестве основной рабочей силы.

В юго-западной части Пелопонесского полуострова месийцы (далее, мессенийцы) обосновали несколько полисов.

Глава 3. Колонизация мессенийцев. Спартанцы.

Мессения юго-западный район Пелопоннеса, пограничный с Лаконикой.

Славился в древности своим плодородием.

В одном из фрагментов трагедии Еврипида Мессения описывается, как «плодоносная, хорошо орошенная бесчисленными потоками (страна), изобилующая хорошими пастбищами для быков и овец.

Зима переносится без труда, и летом не слишком жарко».

На юго-западном побережье Мессении была расположена глубокая и удобная гавань Пилоса.

Две речки, впадающие в залив, открывают легкий доступ к южной часть Мессении.

Южная равнина Мессении славилась своей исключительной красотой и плодородием.

Древние греки называли ее «Макарией», т. е. «страной блаженст-ва».

На границе южной и северной равнин, в центре Мессении, подымалась большим седлом гора Ифома (802 м над уровнем моря.), которая в течение нескольких столетий служила убежищем илотам во время их восстаний против спартанцев.

Согласно Гомеру, в Мессении находилось царство легендарного сына Нелея и участника Троянской войны Нестора с центром в г. Пилос, сохранившем много памятников Эгейской культуры.

В Мессении были плодородные поля и земледелие процветало.

Вокруг Мессении были богатые залежи железной руды, которое шло для выплавки военного снаряжения.

В 1150 году до н.э. пришельцы с севера, считавшие себя потомками Геркулеса, предъявили свои права, как на владения своих предков.

Когда Лакедемон подчинил себе центр Глоссера, он назвал ее Лаконией, а столицу Спартой, в честь своей смертной жены.

Он имел весьма воинственную репутацию и суровый характер.

Спартанцы (дорийцы) поселились в трёх районах Пелопоннеса: Арголиде (на северо-востоке), Лаконке (на юго-востоке) и Мессении (на юго-западе).

Почти 400 лет, приблизительно до 750 года до нашей эры Спарта была религиозным, культурным и государственным центром. Здесь процветали искусство и музыка. Спарта славилась изделиями из бронзы и глиняной посудой.

Резкое увеличение населения вынудило Спарту искать новые земли и источники питания.

Они решили эту проблему, анонсировав страну, население которой превышало Спарту.

Земля, которой они овладели, была Мессения.

Спарта нуждалась в Мессении.

Но мессенийцы оказали сопротивление.

Война была долгой и тяжелой.

Спартанцам не удалось справиться с мессенийцами легко и быстро.

Главная трудность была чисто топографического характера. Надо было преодолеть гору Тайгет.

Фиг. 3. Мессения.. VII век до н.э

Сообщение Лаконики с Мессенией было не легким. Горная тропа, которым пользовались спартанцы для

прохождения в Мессению находился на высоте 1,4км.

Поэтому осуществление постоянного контроля над покоренным населением требовало создания в самой Мессении постоянных военных наблюдательных пунктов и сторожевых постов по гористым перевалам Тайгета.

Спарте понадобилось почти сто лет, чтобы окончательно покорить Мессению.

К VII веку до н.э. Спарте принадлежали 8 тыс. кв. км. земель. И она была самым большим городом-государством в греческой империи.

Мессенийцы были вынуждены обрабатывать землю в качестве так называемых илотов (helots).

Согласно традиционной точке зрения, система илотии в Мессении была результатом двух Мессенсквойн.

В 464 г. имело место самое крупное в истории Спарты восстание илотов. Оно вошло в историю под названием Третьей Мессенской войны

По окончании восстания (а оно продолжалось 10 лет) спартанцам пришлось заключить с мессенийскими повстанцами договор, согласно которому им были предоставлен свободный выход из Мессении и возможность поселиться в Навпакте.

Нескончаемый поток беженцев из Мессении даст начало строительства новых прото-полисов вокруг Навпакты.

Сам факт заключения договора с мессенийскими илотами свидетельствует о том, что спартанцы воспринимали их достаточно серьезно.

Для них мессенийские илоты были одновременно и крепостными, и внешним врагом.

Ведь те обладали известной политической и "национальной" солидарностью, которой не было ни у лаконских илотов, ни тем более у крепостных классического типа.

В отличие от них, мессенийцы имели сильную политическую мотивацию в собственных отношениях со спартанцами.

Помощь мессенийским повстанцам со стороны афинян также свидетельствует о том, что греческий мир воспринимал их отнюдь не как обычных рабов. По словам М. Финли, мессенийские илоты вполне резонно внушали страх своим господам как потенциальные мятежники: ведь они были группой и, даже можно сказать, подчиненной общиной, с общей коллективной судьбой.

То, что внешний мир воспринимал их именно так, видно, например, по тому, что, когда мессенийские илоты были освобождены фиванцами в 370 г. до н.э., они немедленно были приняты греками как собственно греческая община.

По-видимому, для греков основной отличительной чертой мессенийской илотии было то, что мессенийцы составляли пусть подчиненную, но общину, в которой отдельные ее члены никогда не теряли социальных и родственных связей.

Именно поэтому Исократ в своем письме к Филиппу II выбирает слово "илот", а не "раб", говоря о будущей судьбе народов в Азии (Epist. 3, 5).

А у Фукидида, "илот" и "мессенянин"  синонимы По свидетельству Диодора и Плутарха, результатом восстания илотов в 464г. стало систематическое применение спартанцами репрессивных мер против илотов

Илоты своего рода земледельцы. Они обязаны были отдавать часть продукции так называемому хозяину Спартанцу.

Спартанец присматривал за илотом и его хозяйством. Но при этом, он не является владельцем его.

Спартанец не может продавать и покупать илота, как раба. Илоты были крепостными.

Не один греческий полис не пытался превратить в рабов греческий народ.

Население Мессении состояло примерно из 250 тыс. человек а спартанцев в обществе было только около 10 тыс. воинов.

Можно сказать, что они были в осаде.

Спартанцы были вынуждены постоянно думать о своей безопасности.

Ситуация вынуждала спартанцев перестроить свое общество.

В последующие десятилетия Спарта введет новую систему управления, которая будет контролировать гражданина, от колыбели, до могил.

Глава 4. Роль мессенийцев в воспитании

воинов-спартанцев.

Ни в одном городе-государстве правительство не вторгалось в жизнь народа, как Спарта.

Первые испытания ввели уже в колыбели.

Фиг. 4. Отбор новорожденных.

Сразу после рождения младенца относили на место, которое называлось «лесха». Здесь заседали старейшины и главы спартанских общин, которые осматривали новорождённого и выдавали свой вердикт: Крепким и хорошо сложенным малышам, вне зависимости от пола разрешалось остаться в Спарте.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке

Популярные книги автора