всех первенцев Египетской земли.
Спасти сынов от смерти не смогли
ни фараон, ни жалкий раб в темнице
Все дети полегли.
И поднялся в Египте вопль великий,
во всех его домах.
И это, Богом посланное лихо,
постигло всех, сводя людей с ума.
А ночью Моисея с Аароном
сражённый горем фараон призвал
и выйти из Египта приказал:
"Не стану больше вам чинить препоны,
в тот час он им сказал.
Идите все и Господу служите,
как говорили вы,
ваш мелкий скот и крупный скот возьмите,
избавьте нас от гибельной судьбы".
В ту ночь народ Израилев поднялся:
мужи и жёны, дети, старики,
и в дальний путь от вековой тоски
за Моисеем праведным подался
в пустынные пески.
Израильтян богато одарили
Египтяне в те дни.
По милости Господней их снабдили
одеждами и золотом они.
И вот от Раамсеса до Сокхофа4
течёт людской немыслимый поток
в Гесемской5стороне его исток,
но не беда, не мор, не катастрофа
ведёт их на Восток.
Господь давал отцам их обещанье
и выполнил обет.
Народ провёл в Египте, как в изгнанье,
четыре сотни тридцать долгих лет.
А ныне ополчение Господне
числом до миллиона человек
Египет покидает и навек
день этот праздник Пасхи всенародный,
святая ночь для всех.6
_______________________________________
1 Авив месяц колосьев, названный после вавилонского плена Нисаном первый месяц церковного года
2 Пасха («песах» прохождение мимо). Чествуя в празднике Пасхи историческое событие исхода из Египта, народ израильский вместе с тем праздновал и своё избрание в народ Божий, своё рождение, так как исход и имел своей целью возрождение Израиля в народ Божий;
3 В гл.12 библейской книги Исход, стихи: 3 11; 5 20; 43 49 изложено подробное описание пасхальных правил и установлений Господних;
4 Города, построенные сынами Израилевыми в годы египетского рабства;
5 Гесем земля компактного проживания евреев в Египте, отведенная им ещё при жизни Иосифа;
6 Ночью с 14-го на 15 нисана начинается праздник Пасхи у иудеев и по сей день. Именно в эту ночь Господь прошёл мимо их домов, поражая египетских первенцев, в эту ночь начался исход из Египта.
Глава тринадцатая
Объявление народу законов о посвящении первенцев и о празднике опресноков; путешествие к Чермному морю; столп облачный днём и огненный ночью.
И снова обратился к Моисею
Господь. И так сказал:
"Всех первенцев спасённых у Евреев:
как у людей, так тех, что скот давал,
Мне освяти Мои они отныне.
И суждено им Господу служить,
чтоб чистый скот Мне в жертву приносить
во время ваших странствий по пустыне,
и всем примером быть".
А Моисей всё передал народу.
И вот его слова:
"Господь Израиль вывел на свободу.
Сегодня день священный торжества.
Настали дни свободы долгожданной.
Достигнув мест, где Бог даёт нам жить,
мы станем верно Господу служить
на пажитях земли обетованной
и праздник наш вершить.
И в память этих дней по Божью слову
отныне и навек
семь дней народ не станет есть квасного
лишь бедствия сухой и пресный хлеб.1
И внукам объясним: рукою могучей
из дома рабства вывёл нас Господь,
не дал врагу Израиль побороть.
Об этом память в сердце неотлучна
душа она и плоть".2
Когда Господь поднял в поход Евреев,
Он выбрал дальний путь.
Не в Ханаан направил, их жалея,
а на Восток заставил повернуть.
Он знал они ещё слабы, и для сражений,
как воины, покамест не годны,
и силы для похода им важны,
а битвы с грозной силой Хананеев
сейчас им не нужны.
Мужи и старцы, женщины и дети
широкой полосой
за Моисеем вышли на рассвете
в пустыню, освежённую росой.
И не забыт Иосиф на чужбине.
Завет его исполнили сыны,
и кости патриарховы они
с собою унесли через пустыню
из чуждой стороны.
Людской поток песками, без дороги
уж третий день идёт.
И видят, с нарастающей тревогой,
безлюдье и бескрайний небосвод.
Но впереди, великий и прекрасный,
Господь укрытый облачным столпом,
в ночи горящем и прохладным днём,
ведёт народ от участи ужасной
задуманным путём.
И столп не отлучался от народа
все дни его пути.
И вот вдали, на грани небосвода,
конец пустыни. Удалось дойти,
как Бог велел, до древнего Ефама.3
Разбили здесь Евреи первый стан.
Здесь краткий отдых был им Богом дан.
Но дальше нет пути ни вспять, ни прямо
захлопнулся капкан:
ведь на границе, на краю пустыни -
форпосты их врага.
На Север горы, в них народ погибнет,
а на Востоке моря берега.
Но до утра сияет столп Господень
и дивным светом отгоняет ночь.
И все сомненья отступают прочь.
Народ, который Господу угоден,
страх должен превозмочь.
_____________________________
1 Памятование об исходе из Египта будет сопровождаться исполнением закона об опресноках (пресных, бездрожжевых лепёшках), т.к. вкушение «хлеба бедствия» опресноков (впоследствии мацы) и есть наглядное выражение воспоминания об этом событии;
2 Моисей, предпосылает объявлению законов о празднике опресноков и посвящении первенцев указание причин их возникновения. События, вызвавшие их к жизни, должны быть знаком на руке еврея и «памятной повязкой перед глазами», т.е. должны быть ясны и живы. Мыслью о них должно быть проникнуто всё сердце еврея (Второзаконие, 6 гл., 6 ст. и др.), а потому и сами законы никогда не предадутся забвению;
3 Ефам египетский форпост в конце пустыни.
Глава четырнадцатая
Войска фараона погнались за Израилем до Чермного
моря; Господь разделяет воды для Израиля и топитегиптян.
Господь велел наутро Моисею
оставить стан ночной
и повернуть народ рукой своею
к Ваал-Цефон,1 дорогою иной.
И, выбрав снова место между морем
и названным форпостом египтян,
поставить ненадолго новый стан.
Набравшись сил, поход продолжить вскоре,
верша Господень план.
А фараон сказал, узнав об этом:
"Израиля сыны
в песках пустыни, солнцем перегретой,
увязли и вернуть мы их должны.
Они от нас ушли не для молитвы,
а навсегда задумали бежать
и мы должны скорее их догнать.
Пустыней все пути им перекрыты,
и мы не станем ждать»!
И вскоре колесницы фараона
(а было их шестьсот)
с ним во главе, колонна за колонной
в решительный отправились поход.
Два воина с оружьем в колеснице,
а третий управляет лошадьми.
И солнце над конями и людьми
застила пыль, и вспугнутые птицы
срываются с земли.
А в сердце фараона злость клокочет.
Рабов своих вернуть
к себе на стройки он немедля хочет,
и войску не даёт он отдохнуть.
И вот в пустыне, при Пи-Гахирофе
сынов Израиля увидел он кордон.
Пред ними море и Ваал-Цефон
а позади, несущий катастрофу
проклятый фараон.
Евреи испугались и смутились,
увидев злую рать.
Мужи их к Моисею обратились:
"Зачем сюда привёл нас умирать?
Не мы ли говорили там, в Египте,
что лучше рабство горькое, чем смерть.
И вот теперь придётся умереть"!
Но Моисей сказал народу: "Ждите!
О рабстве не жалеть!
Спасение Господне не замедлит.
Ведь с нами Бог всегда.
Он Египтян накажет, не промедлит,
не встретим мы их больше никогда"!
А Моисею Бог сказал могучий:
"Что, Моисей, взываешь ты ко мне?
Спасенье близко, на песчаном дне.
Я Египтян укрою чёрной тучей,
и, как в волшебном сне,
пройдёт Израиль сквозь пучину моря,
меж двух морских валов.
А Египтян постигнет злая доля
не унесут домой своих голов.
На море ты направь свой жезл старинный,
Чермное море жезлом раздели,
чтоб вы пройти по дну его смогли.
Послушно море на две половины
отхлынет до земли.
Ожесточу Я сердце фараона,
он кинется вослед,
но больше не увидит небосклона,
покинет вместе с войском Божий свет.
И в этот час узнают Египтяне,
что Я Господь и славою Моей
решаю судьбы мира и людей,
и ведаю грядущее заранее
в цепи бескрайних дней»!
И Ангел Божий, шедший перед станом,
встал позади его.
И мраком обратился к Египтянам:
в кромешной тьме не видят ничего.
Но свет небесный освещал дорогу
Израиля сынам на их пути.