Крымов открыл исполинские двери, за ними вторые. Двери в эпоху модерна! Прихожая с огромными зеркалами, портретами, высоченными потолками и помпезной люстрой, шкафами, буфетом с резными цветами и листьями по углам, витражными стеклами на створках. Канделябры. Удушливый и приятный запах старины! Старой краски и полироли.
Чудненько, пробормотал Крымов.
В небольшой комнатке с открытыми дверями послышалась возня. Кряхтя, вразвалку на пороге появился пожилой дядька в форме хаки с меткой «Охрана» и мрачно кивнул:
Вы к кому?
К ее величеству истории, поклонился Крымов. Здрасьте.
Из пожарной инспекции, угадал?
Отчасти, уклончиво ответил детектив. Мне бы к директору.
Платон Платонович наверху у нас заседает. Поднимайтесь по этой лестнице, кивнул охранник. Ну точно из пожарной охраны, в спину гостю бросил местный цербер. Я вас за версту чую
Андрей Крымов вышел на второй этаж и внимательно огляделся. Большая зала, четыре двери, пара зеркал, кругом старинные портреты. И первым, в который он уперся взглядом, был парадный портрет видного дворянина с усами и бакенбардами а-ля Николай Первый, в роскошном мундире с регалиями, аксельбантами, при сабле в дорогих ножнах, в начищенных до блеска сапогах.
Но вот оттого, что было рядом с этими сапогами, вернее, кто, Андрей непроизвольно напрягся и разом остановился. Слева у ног военного лежал и цепко смотрел на него широкогрудый доберман с торчащими ушами. Узкая морда, цепкие черные глаза. Этот пес был копией той «адской» собаки, что вела этой ночью Крымова по улицам его города и привела к этому дому. Только у пса из мрачного сновидения глаза пылали живой кровью, когда он рычал и, кажется, хотел броситься на доверчивого прохожего. У этого были просто черные глаза выученного, но, несомненно, опасного зверя.
Опаньки, только и проговорил Крымов. Да я по адресу пришел Жуть.
Он тотчас обернулся на шорох за спиной. Позади стоял добродушный старичок в поношенном, но опрятном костюме, сцепив на груди сухие ручки.
Граф Дмитрий Иванович Оводов, представил он изображенного на холсте военного. Предводитель дворянства Царевской губернии, известный человек нашего края, в позапрошлом веке Добрый день. Вы пожарный инспектор?
Здравствуйте. Я уже начинаю беспокоиться за вашу пожарную безопасность. Как у вас проводка, кстати?
Я специалист в другой области, быстро отговорился старичок. Но очень надеюсь, что благополучно.
Нет, я не пожарник, успокоил Крымов. Я экскурсант. Решил получше узнать историю своего города. А то, знаете, в суете будней забываешь великие вехи.
Это похвально. Сейчас мало кто интересуется историей.
Расскажете о музее, Платон Платонович?
Так кто вы на самом деле? хитро сощурился директор.
Крымов вздохнул:
Капитан полиции в отставке. Убойный отдел. Я частный сыщик.
Ух ты! Расскажу, и с превеликим удовольствием. Любочка, наш экскурсовод, в отгуле, но я справлюсь. С графа и начнем Он уважительно указал рукой на парадный портрет породистого дворянина. Итак, Дмитрий Иванович Оводов, предводитель дворянства Царевской губернии, полковник от инфантерии, участник двух войн девятнадцатого века. Его предок, тульский дворянин Константин Дмитриевич Оводов, вон его портрет, в парике, Плещеев указал на полотно в другом простенке, прибыл на берега Волги в свите Екатерины Второй, которая в сопровождении милого друга графа Алексея Григорьевича Орлова объезжала свои несметные владения. Орлову приглянулась Самарская Лука, тут он и скупил невесть сколько земель. Досталась землица и Константину Дмитриевичу Оводову, которого позже царица наградила графским титулом. От того самого Константина и пошел графский род.
Далее шел рассказ обо всех Оводовых, их славных деяниях, войнах, в которых они участвовали, как и положено дворянам, царевым слугам. Слушать Платона Платоновича было одно удовольствие, как и любого профессионала, влюбленного в свое дело. Они обходили залу, то и дело останавливались у витрин и стендов под стеклом, где на старинных фото был запечатлен Дмитрий Оводов. Всюду рядом с графом была черная собака, а еще красивая молодая женщина. Куда реже молодой офицер с вызывающим выражением лица, явно гордец, с глубокой ямочкой на подбородке. Так они обошли всю залу и вновь остановились у парадного портрета Дмитрия Ивановича, у ног которого лежал черный пес, подозрительно и цепко глядя на любопытных зрителей.
Крымов только ждал момента, чтобы задать живо интересующий его вопрос, но не перебивал ученого старика. И вот он наступил.
А что это за мрачный доберман? притворно нахмурился Андрей. Он и на полотне, и на многих фото. Просто графский пес?
Графский, но не просто, усмехнулся Плещеев. Это Арчибальд верный друг и надежный охранник графа Оводова. Они буквально не расставались. В одном из семейных писем есть интересная подробность. Однажды Дмитрий Иванович уехал надолго за границу, так Арчибальд перестал есть, сидел у кровати хозяина, поскуливал и угасал на глазах. Графу о том написали, он вернулся раньше срока и едва успел вовремя: пес готов был отдать концы. А какая была радость, когда пес увидел его!
Могу себе представить.
Об этом есть воспоминания камердинера Митрофана, записанные секретарем графа.
Очень интересно. А еще я заметил на паре-тройке фотографий рядом с графом красивую молодую женщину и юношу. Кто они?
О-о, это еще одна история! Идемте со мной. Плещеев указал вперед. Они прошли по одному из коридоров, и директор открыл дверь. Это кабинет Дмитрия Ивановича, а вот посмотрите на этот портрет, уважаемый господин сыщик Какова дама?
На парадном портрете была изображена в полный рост необыкновенной красоты молодая женщина в черном платье до пят с высоким воротником под самый подбородок, ее темные волосы были убраны кольцами назад, голова чуть приподнята, гордо и с вызовом. В лице запечатлелись грусть, тревога, даже отблеск отчаяния. Руки с перстнями, сцепленные под грудью, держали большой золотой крест.
Она же на тех фотографиях, как я понимаю? спросил Крымов.
Именно так. Знакомьтесь, Мария Аркадьевна Черкасова. Дочь разорившегося дворянина из отдаленного уголка Царевской губернии, Плещеев трагично вздохнул, увы, бесприданница, но дальняя родственница Дмитрия Ивановича, которую он милостиво взял к себе еще девочкой, вырастил, дал умной девушке прекрасное образование. И
Плещеев многозначительно посмотрел на Крымова.
Что «и»? спросил тот.
Не догадываетесь?
А должен?
Попытайтесь. Вы же детектив.
Вот тогда его торкнуло. Крымов непроизвольно вспомнил свой недавний сон: крайняя комната на втором этаже, кровавая занавесь, за ней женщина нервно ходит к окну и обратно, тревожась и мучаясь, затем появляется мужчина, силой берет ее на руки и уносит прочь. Неужели сон подсказка? Но он же не пророк, наконец. По крайней мере, не был раньше. Как же такое может случиться? Тем более интересно стало угадать.
Старый граф влюбился в молодую красавицу, которой дал путевку в жизнь, и стал домогаться ее? напрямую спросил Крымов. А может быть, сделал своей любовницей? Взял ее, прости господи, силой? Однажды ворвался в ее покои и сделал то, чего хотел так долго?..
Невероятно! всплеснул руками энергичный старичок. Да вы не просто детектив вы ясновидец! Именно об этом и свидетельствуют всевозможные письма людей того времени.
Если Мария Аркадьевна жила в этом особняке, то у нее была и своя комната?
Да, на втором этаже.
В какой стороне?
А это так важно?
Я фанат подробностей. Профессия.
Понимаю. В левой стороне. Если стоять на парадном.