«Неплохо, неплохо, подумал Крымов. А доберман, мой провожатый, знал свое дело»
Официальная версия такова, продолжал Плещеев, старый граф был влюблен в Машеньку Черкасову, даже делал ей предложение, и не единожды, но она всякий раз отказывала ему. Как вы понимаете, Машенька не любила старого графа. Когда-то, еще девочкой, она влюбилась в юного графа, наследника, романтического принца, и пронесла это чувство через годы.
Юный граф? Тот самый молодой офицер на фото? С ямочкой на подбородке?
Именно он. Павел Дмитриевич Оводов. Видя, что молодых людей тянет друг к другу, это опять же официальная версия, прошу заметить, отец отослал сына учиться в Англию в военно-морскую академию. Директор усмехнулся: Дело закрутилось, когда Павел Дмитриевич вернулся из-за границы. Морской офицер, красавец
Так, интрига пошла!
Теперь уже Машенька Черкасова влюбилась в него по-настоящему. А молодой граф в нее. Она тоже расцвела за эти годы. Между ними быстро завязалась любовная связь. Именно тогда и был написан этот портрет. А крест в руках символ покаяния. Тем более что он принадлежал матери старого графа. Фамильная святыня! Крест потом исчез, увы.
Верно, пошел на нужды революции.
Очень может быть. Так вот, долго скрывать любовную связь молодые люди не смогли. Слишком ярко пылали их сердца. Отец застал счастливых любовников во время интимной сцены.
Конфуз, покачал головой Крымов.
Именно так. Негодованию старого графа не было предела. Да что там негодованию ярости, гнева. Отец и сын в одно мгновение стали врагами. Старший Оводов указал им на дверь. Но когда они уже собирали вещи, вспыхнула последняя сцена ревности драматическая, трагическая, роковая. Старый граф, как можно догадаться по письмам, директор горько вздохнул, убил Машеньку.
Ух ты, значит, уголовщина, искренне изумился Крымов. И как же он убил ее?
Застрелил. Доказательства только косвенные. По официальной версии, Машенька умерла от менингита, но есть письмо от одного доктора, друга семьи Оводовых, который своему знакомому в Симбирской губернии сообщил: граф убил девушку и выгнал сына из дома. В этой схватке погиб и пес Арчибальд.
Вновь перед Крымовым встала черная собака с пылающими кровью глазами. Вокруг была ночь, за окном на втором этаже происходило что-то очень плохое. Трагическое, безысходное
Каким образом погиб Арчибальд?
Возможно, он решил защитить Машеньку от хозяина. Я не знаю. О собаке никто толком не упомянул. Есть сведения, что старый слуга Митрофан помогал графу хоронить Арчибальда. Смерть собаки совпадала с исчезновением из графского дома Машеньки.
Сколько тумана. Как она исчезла?
Мы знаем только одно: ее тело увезли на родину, на самую окраину Царевской губернии, в село Елесеево, и похоронили на кладбище близ родового поместья. Есть письмо, где на этом настаивал безутешный отец Машеньки, разорившийся дворянин Черкасов. Я помню его наизусть: «Вы не уберегли мою дочь, ваше сиятельство, и за это будете держать суд на небесах! Мгновенно войдя в роль поверженного горем отца, Плещеев потряс сухим пальцем: Так верните же мне ее останки, чтобы я смог погрести их в родной земле».
Трагично, искренне вздохнул Крымов. Очень.
Есть еще одна интересная подробность этого дела.
Слушаю.
В то же самое время, когда ушла из жизни Машенька, был убит пес и уже навсегда покинул родной дом Павел Дмитриевич Оводов, исчез и камердинер Митрофан Рыков.
Тот самый, который помогал графу хоронить пса?
Именно он. Но и это еще не все. У Рыкова вдруг, откуда ни возьмись, появились весьма приличные деньги: аж на крупную сапожную мастерскую и хороший каменный дом. При Никите Митрофановиче, сыне Рыкова, мастерская превратилась в небольшую фабрику, а потом и в большую.
Ага. Видать, хорошего отступного дали этому Митрофану за молчание, а, Платон Платонович?
Я тоже так думаю. Митрофан Рыков, полагаю, стал свидетелем убийства Машеньки. Возможно, шантажировал хозяина, и граф откупился от него.
И дороги всех четырех разошлись в разные стороны. Меньше всего повезло несчастной Машеньке
Да уж, бедная девочка! Ее дорожка привела на деревенское кладбище села Елесеево; Павел Дмитриевич уехал за границу, как мы это видим из писем, и с концами; Арчибальда похоронили; а старый граф остался один доживать свой век. В горе и, надеюсь, раскаянии.
Любовь злая штука. Кстати, вы бы не могли показать мне комнату Машеньки?
Плещеев поморщился:
Там требуется ремонт. Обои отклеились, и вообще
Да ладно вам такая история!
Какой вы! Хорошо, в качестве исключения, как сыщику. Прошу вас. Только возьму в кабинете ключи.
Через пару минут, гремя связкой ключей разного калибра, Плещеев отпирал дверь в комнату несчастной жительницы этого дома, благодаря своей красоте ставшей яблоком раздора между соперниками отцом и сыном.
Это была та самая комната, которую видел с улицы в своем сне Андрей Крымов. Детектив обошел обитель бесприданницы, скромную, но хорошо обставленную, как ни странно, в полной мере сохранившую дух того времени.
И как все это не разграбили? Он кивнул на старинный буфет с резным орнаментом, за стеклами которого хранилась посуда. Большевики, я имею в виду?
А его как раз большевики-комиссары и облюбовали. Вот кто любил помещичье добро: перины пуховые, столовое серебро. Позже, во время войны, тут жил посол дружественной Югославии. А после войны решили сделать краеведческий музей. Так он и дотянул со старыми мебелями до наших дней. А картины в подвалах обнаружили прямо под домом, среди прочего хлама.
Буфет и впрямь красавец, трогая искусную резьбу, заметил Крымов. А что это за выщербина? Он аккуратно провел пальцами по нижней раме высокой створки буфета. На пулевое отверстие похоже
А это и есть пулевое отверстие, уважаемый Андрей Петрович.
Крымов обернулся:
Да ладно? Это то, о чем я думаю?
Плещеев хитро сощурил глаза:
Вопрос: о чем думаете вы?
Не верю. Вот так, спустя сто двадцать лет?
По преданию, это как раз та пуля, что убила Машеньку Черкасову, а потом угодила в буфет.
Вот оно что. Я открою? Ключ-то в замке.
Будьте так любезны.
Крымов провернул ключ и бережно открыл створки. Подвинул старинный фарфор, тщательно все осмотрел.
А тут следа от пули нет.
Вы очень внимательны. Он есть, я сейчас вам покажу. Старик загремел ключами, нашел нужный, воткнул в замочную скважину правого ящика буфета, выдвинул его и, вытащив резную шкатулку, поставил ее на столешницу. Антикварная шкатулка из ореха для писем и безделушек с расписной вставкой под эмаль на крышке. Вот смотрите, еще одно отверстие.
Милая вещица. Детектив взял произведение искусства в руки, долго рассматривал шкатулку, прикладывал ее к створке буфета, вновь рассматривал и прицеливался острым глазом опытного следака.
Да, траектория совпадает. Вы правы. Но пуля только вошла в шкатулку. Задняя стенка цела.
Именно так.
Шкатулка с пасторальной миниатюрой, чуть потрескавшейся, была заперта.
Откроете? Уверен, у вас и от нее ключик найдется, а?
Еще как найдется, усмехнулся Плещеев, быстро нашел в связке крохотный ключ и отпер замок: Пожалуйте, господин сыщик.
Крымов открыл шкатулку. Письма, старые открытки. Скорлупа грецкого ореха в причудливой и тесной серебряной оправе тоже своего рода произведение искусства. Одна половинка из чистого серебра, но с тем же «ореховым» рельефом.
А это что за безделушка? повертев скорлупу в руках, спросил Крымов. Потряс у самого уха, но ничего не услышал.
Безделушка, она и есть безделушка. Я так думаю.
А что внутри?
Если ударить молотком, можно и посмотреть. Но как-то жалко. Думаю, просто ореховая скорлупа в оправе. Чья-то причуда.