Правда, всё смелее в те времена разбойники-хунхузы нет-нет да прорывались через бреши в Стене да страх нагоняли на мирных русов и живущих с ними бок о бок людей с помешанной кровью.
Гридай согласился пока сформировать рать в сто человек. В эту сотню людей отбирал сам Матяня, и были среди них самые крепкие, самые искусные ратники.
Лишь две лошади удалось выпросить десятнику у Тишки Рябого. И то сказать, как без лошадей-то доставлять рыбёшку заготовленную?
Когда выступил отряд в поход, два конника теперь всегда впереди в дозоре были, чтобы вовремя упредить опасность, исходящую от бродячих хунхузов.
И не зря стереглись! Они были ещё в двух днях пути от Хулун-озера, когда рано утром на их колонну наскочило два десятка чужаков. Горластые, крикливые хунхузы хотели нахрапом разметать, рассеять ратников, да не на тех нарвались.
Ощетинились они пиками, забросали меткими стрелами басурман, лишь двое всадников с воем унесли свои ноги да дурные головушки. А семнадцать разбойников остались лежать на земле. При этом лишь один ратник получил рубленую рану от палаша разбойника.
С горем пополам отловили диковатых приземистых лошадок, что остались без седоков. Теперь и конный отряд образовался. Снова в путь тронулись.
В Голубец, селение русов у Хулун-озера, пришли через два дня к закату Ярилы.
Хунхузы, оказывается, накануне попытались напасть и на это село. Но у Трофима, старшины местного, не забалуешь у него всегда под рукой пятьдесят конных ратников стояло, так что только к околице степняки сунулись, да их назад тут же развернули, наподдав на дорожку.
Десять корзин с вяленым и прокопченным омулем выменял Матяня на пять мешков дерюжных с зерном. Больше Трофим давать наотрез отказался. На нём и так висела обязанность обеспечивать фуражом хоть и поредевшее, а всё ещё внушительное воинство русов приграничья.
Из ста ратников пришлых половина согласилась остаться служить делу воинскому, и их Трофим сразу к делу приспособил. Как раз к Стене должен был отправиться караван верблюжий в двадцать две головы, и охрана надёжная для него была в самую пору. А ещё пограничные русы сообщили, что в двух местах хунхузы опять Стену разворошили, опять же её латать нужно.
А Матяня Трофима за прибавку воинскую попросил лошадьми помочь.
Ты пойми, старшой, кривичи ведь родичи нам, хоть и северные, как не помочь им? Тысячи их пришли в наши земли и половина из них дети малые да женщины со стариками. У них ведь скарб какой-никакой есть. Уйдут они скоро от нас.
И уже шёпотом на ухо старшинке добавил:
Их князь Гридай ещё сотню-другую ратников да жёнок нашенских обещал нам выделить во как!
Захмыкал, замурлыкал старшой. Давно уже ни с Гардарики, ни с Ра-реки не приходила прибавка людская, а уж о женщинах белолицых и забыли в этих краях, только с желтолицыми дикарками и якшались. Да ещё этот мор треклятый.
Ещё десять-пятнадцать лет назад на тракте, что к Голунь-граду княжескому бежал, десятки городов и селений стояло. А теперь обезлюделась Русь Сибирская, опустынились поля распаханные.
Но и эту беду пережили люди. Обошли волхвы премудрые земли от Аму-реки до Алтай-гор и многих людей из мест глухих, не тронутых мором, к службе призвали приграничной. А тут ещё и пришлый князь Гридай обещает людьми помочь, как навстречу не пойти?
Ну, коли князь твой пришлый лябзей не окажется, впору прибавка от него будет. А уж лошадками мы ему поможем, не сумлевайся!
Хоть и прижимистым был старшина, а здесь не поскупился. Да и что говорить, в степях вокруг Голубца на вольном выпасе лошадей было столько, что никто их отродясь не считал.
Ну а где лошади, там и повозки нужны. За них Матяня обещал доставить в село, стоящее в степи, леса изрядно, что в плотах у Тишки Рябого хранился. Так что через три недели, когда морозы сковали зимнюю дорогу, тронулся обоз в двадцать с лишним добротных повозок, нагруженных зерном, сеном да оружием нехитрым. А за обозом погнали огромный табун лошадей. Но даже после этого мало убавилось лошадок в бескрайней степи
Глава 4
Чуть более сотни лет прошло с тех пор, как недалеко от этих мест объединённое войско русов, ганишей и керумов наголову разбило неисчислимое войско ариман. В честь этой победы воздвигли русы недалеко от границы с Аримией, в предгорьях Гобийского Алтая, Храм небесный, в котором был сотворён (заключён) окончательный мир между двумя чуждыми цивилизациями. Сама империя аримановская надолго подпала под руку князя Асура (Хуан-Ди) и его потомков.
С той поры русы (русские) и вели своё летоисчисление. Сейчас по нему у нас, в России, 7508 год идёт.
Да не повезло нам с одним из царей наших, наполовину немцем по крови. Пётр Первый с 1700 года своё летоисчисление учредил, какое было в любимой для него Европе. Либо кровь немецкая взыграла (как же, не может «варварская» Русь быть старше готов-тевтонцев-немцев), либо не хотел «отставать» от «просвещённой» Европы, народы которой гораздо позже образовались. А вот пять тысяч лет истории у нас, благодаря ему, как корова языком слизала!
Так что сейчас венейцы-европейцы пусть сквозь зубы, но признают, что у тех же китайцев насчитывается пять-шесть тысяч лет цивилизационного развития, а у нас, русских, что выиграли войну у них, признавать, что мы не младше их, не хотят. Избави нас Бог от таких царей-реформаторов!
Перед самым приходом рассен к месту слияния Шилки и Аргуни, где и начиналась Аму-река, во время одной из ночёвок, тихо, во сне почил в бозе их старый князь Тиох. У него с его женой Татой пять дочек было, да сына ни одного.
Но не факт, что, будь у него сын законный, именно он стал бы князем после смерти отца. У наших предков, будь то рассены, русы, семарги или ещё кто, другой тогда закон действовал: выбирали князем на вече народном самого достойного, самого лучшего, в которого люди верили, знали, что не подведёт их избранник, не оставит племя своё без попечения, жизнь свою положит, если беда какая навалится.
Целую неделю судили-рядили, кого в князья выбрать. Но потом всё разрешилось благополучно и счастливо.
Дело в том, что Ася, старшая дочь Тиоха, втайне от отца давно встречалась с сотником дружины княжеской Яроглавом. Может, князь догадывался об их связи, только при жизни своей не очень миловал он сотника.
Тиох когда-то был могутным человеком, силой обладал неимоверной, прут железный мог в узел завязать. Да Яроглав силой ему не уступал и чуть ли не на голову выше князя был.
Однажды глубокой осенью медведь-шатун из тайги вышел, да прямо к шалашу, где почивали ночью князь Тиох со своим семейством немалым.
Яроглав в это время обходил посты охранные и, услышав женские вопли и рык звериный, кинулся туда. Из оружия при нём был только нож с широким лезвием. У шалаша нос к носу столкнулся он со зверем страшным. Тот успел за ногу вытащить из шалаша младшую дочку и уже намеревался в тайгу сбежать с жертвой обречённой.
Нужно сказать, что шатун страшен во всех смыслах. Нормальный медведь, нагуляв за лето и осень жирок, мирно залегал до весны в свою берлогу и никого на трогал: ни двуногих, ни четвероногих ему и так было хорошо. А шатун, недобравший веса, вечно голодный в уже голодной тайге, любую живность в еду употреблял без сожаления.
Заревел, зарычал медведь на Яроглава, бросил на время жертву свою, на задних лапах вздыбился. Да не испугал он человека этого. В парне самом была сажень с гаком, да пол-сажени в плечах. Схлес-тнулись человек и зверь, сошлись вплотную, вроде как обнялись.
Шатун пытается Яроглава за голову куснуть или лапой царапнуть, а другой лапой с когтями страшными по спине шарит, рвёт неподатливую меховую одёжку.