В современном южнофуцзяньском театре перчаточных кукол есть две сцены: сидячего и стоячего типа. Их конструкции схожи: над деревянными подмостками вешается занавеска, которая скрывает кукловода от зрителей, а за сценой есть своего рода «карман», куда ставятся куклы в порядке их выхода на сцену.
Сцена сидячего типа в современном южнофуцзяньском кукольном перчаточном театре
Юнчунь, округ Цюаньчжоу, 11 февраля 2005 года
За сценой представления ханьчжунского кукольного театра ханьдяо гуангуан
Ханьчжунский театр куклы гуангуан распространен на юго-западе провинции Шэньси, в районе округов Ханьчжун и Анькан. Напевы, речитативы, произношение, рифмы театра сформировались под влиянием местного диалекта. Его название «ханьдяо гуангуан», или «театр гуангуан», произошло от звука, который издает барабан, используемый в постановках для аккомпанирования. По-другому театр называли «южный циньцян» и «ханьдяо циньцян» это связано с тем, что музыкальное сопровождение спектаклей было схоже с оперой циньцян
Сноски
1
В отличие от привычного нам «европейского» театра, традиционный китайский театр минималистичен в декорациях и реквизите, акцент делается на музыкальное сопровождение, костюмы и актерскую игру, куда входят также пение, речитатив, жестикуляция, мимика, позы и акробатика. Здесь и далее, если не указано иное, примечания переводчика.
2
Здесь и далее в тексте упоминаются основные эпохи китайской истории. Временные рамки всех эпох перечислены в таблице «Хронология истории Китая» на стр. 146147.
3
Модэ, или Моду (234174 гг. до н. э.), основатель и правитель (шаньюй) империи Хунну.
4
Лю Бан (256195 гг. до н. э.) личное имя основателя династии Хань.
5
Яньчжи титул супруги шаньюя Хунну.
6
Юаньская драма, или цзацзюй (букв. «смешанные представления»), жанр традиционного китайского театра. Обычно пьеса состояла из нескольких актов, в каждом из них присутствовал цикл арий на одну рифму, которые пел лишь один персонаж. Иногда между актами ставились интермедии.
7
По-китайски «тунговое дерево» (тун) читается так же, как «одинаковый».
8
Царство Чу государство, находившееся на юге Китая в периоды Вёсен и Осеней и Сражающихся царств.
9
«Лотосовая сутра» один из известнейших священных буддийских текстов. Особо почитаем в буддизме махаяны Восточной Азии. Примеч. ред.
10
Сюань-цзун (посмертное имя Мин-хуан) император династии Тан, правивший с 712 по 756 год.
11
Буддийский храмовый комплекс Цяньфодун (иногда называемый по главной пещере Могао) находится на территории городского уезда Дуньхуан провинции Ганьсу. Комплекс объединяет в себе 492 пещерных святилища, украшенных фресками общей площадью около 42 км
2
Примеч. ред.12
Водные куклы (шуй куйлэй) покрытые лаком деревянные фигурки, управляемые с помощью прикрепленных к ним тростей. Выступление проводится на воде.
13
Подробнее о пороховых куклах (яофа куйлэй) см. на стр. 19, 111117.
14
«Живые куклы» (жоу куйлэй, букв. «куклы из плоти») загримированные и одетые в костюмы дети; ими, словно марионетками, управляли взрослые.
15
Четыре великих живописца Южной Сун собирательное название для четырех наиболее выдающихся художников, живших в эпоху Южная Сун. Помимо Лю Сунняня в этот список также входят Ли Тан, Ма Юань и Ся Гуй.
16
Чжун Куй божество китайской мифологии, повелитель демонов. Подробнее см. на стр. 88.
17
«Шесть фантазий Западного флигеля» энциклопедия, посвященная знаменитой юаньской драме «Западный флигель» Ван Шифу.
18
Более подробная информация об основных пьесах и некоторых героях приведена в указателе на стр. 128145.
19
Шэнь Бочэнь (18891920) один из первых известных карикатуристов в Китае.
20
Чэн Яоцзинь (589665) генерал эпох Суй и Тан, персонаж большого количества романов, например «Сказания о династии Тан». Считается, что он обладал неприятной наружностью и был смел, но неосмотрителен в действиях.
21
Под северным Китаем обычно имеют в виду территории к северу от реки Янцзы, под южным территории к югу от нее.
22
Для китайского традиционного театра характерно наличие системы амплуа. Она разнится от региона к региону, но принято выделять четыре основных амплуа: шэн (мужские роли); дань (женские роли); цзин, или бэй, или хуалянь (персонажи с разрисованными лицами); чоу (комики). Кроме того, амплуа также могут делиться на различные подвиды, а принадлежность персонажа к ним может меняться в зависимости от региона и пьесы. Каждому амплуа соответствует определенный грим или маска (ляньпу).