всё ждал известий из полей войны.
И за ковчег он Божий был в тревоге,
и знать хотелось, как его сыны.
Лихие мысли шли ему на ум,
когда услышал громкий стон и шум.
И к Илию, бежавший из сраженья,
пришёл печали вестник и сказал:
«Израильтян постигло пораженье.
Перед врагом Израиль побежал.
Погибли вместе Офни и Финеес,
ковчег завета вынесли враги».
И замолчал, продолжить речь, не смея,
Стоял и думал: «Боже, помоги»!
Лишь только Илий это осознал,
как, помрачившись, наземь он упал.
В те дни был Илий старым и тяжёлым.
Упавши, он сломал себе хребет.
И умер тихо, дум тяжёлых полон.
Судьёй Израиля пробыл он сорок лет.
Смерть Илия
Жена Финееса беременна была.
И, получив известия плохие,
она упавши, сына родила,
но роды эти были непростые.
Потерей всех родных потрясена,
родив младенца, умерла она.
Назвать его успела, умирая.
Сказала: «Имя сына: «Ихавод».
Так потому его я называю,
что он родился в дни больших невзгод.
Я в день потери Божьего ковчега
и смерти свёкра с мужем родила.
Бесславье и позор теперь навеки.
Израильская слава отошла.
Бесславье ждёт в цепи грядущих лет.
Без Божьего ковчега жизни нет.
Глава пятая
Проклятие над храмом Дагона и Азотом, когда внесён был туда ковчег Господень; То же над Гефом и Аскалоном.
Ковчег Господень из Авен-Езера
Филистимляне принесли в Азот.
И в храм Дагона главный символ веры,
его поставил радостный народ.
И пролетела ночь, а утром ранним
Дагон лежал, к земле лицом своим.
Его подняли вновь Филистимляне,
обряды совершили перед ним.
И снова утро. О, ужасный вид:
Дагон разбитый на полу лежит.
Перед ковчегом Господа всё тело,
а голова и руки в стороне.
И тотчас же капище опустело,
лишь мыши там скребутся в тишине.
И наказал Господь непостижимый
всех Азотян и всех, кто жил окрест:
у них наросты с болью нестерпимой
возникли на телах, у нижних мест.
Во всём Азоте паника и стон
от боли не спасает бог Дагон.
И с плачем заявили Азотяне:
«Израилева Бога сей ковчег
в Азоте ни за что мы не оставим,
не вытерпит такого человек.
Для нас и бога нашего Дагона
карающая Бога их рука,
хранящая Израиля законы,
грозна, и беспощадна, и тяжка».
И Филистимский порешил совет:
ковчегу лучше Гефа места нет.
И в Геф ковчег Господень был отправлен.
Поставили его, и в тот же день
кошмаром этот город был отравлен
над ним нависла Божьей кары тень.
Бог поразил от мала до велика
всех жителей наростами внизу.
И, чтоб скорей избавиться от лиха,
чтоб пережить пришедшую грозу,
отправили под вопли, плач и стон
ковчег Господень в город Аскалон.
Но только лишь дошёл до Аскалона
ковчег Господень, как поднялся стон:
все жители вопили исступленно,
что умертвить весь город хочет Он.
И вновь старшин собрали Филистимских.
И те сказали отослать ковчег
покуда Бог Израилев здесь близко,
рукою тяжкой Он погубит всех.
И поражён был в городе народ.
И вопли сотрясали небосвод.
Глава шестая
Чтобы избавиться от казней, Филистимляне решили отправить ковчег назад, к Израилю; Коровы привезли ковчег на колеснице, вместе с пожертвованиями Филистимлян, в Вефсамис; Жители Вефсамиса поражены Господом и отправили ковчег дальше.
Ковчег Господень в Филистимском крае
семь месяцев ходил по городам.
И мучились язычники, не зная,
как поступить, чтоб исцелиться там.
Жрецов и прорицателей призвали.
«Как быть с ковчегом? научите нас.
Давно мы возвратить его желали,
но как вернуть, не знаем и сейчас».
И собрались жрецы преклонных лет,
и дали мудрецы такой совет:
«Когда ковчег вы отослать хотите
Израилева Бога дом земной,
то вы ни с чем его не отпустите,
но проводите жертвой дорогой.
Та жертва, жертвою особой станет
повинность ей должны вы искупить.
Губить народ тогда Он перестанет,
и сможете вы многих исцелить».
«Какую жертву принести Ему
Израильскому Богу одному»?
Жрецы сказали: «По числу владений
пять городов с селеньями при них,
создайте вы пять жертвоприношений
повинности признаний золотых.
Вы пять наростов золотых отлейте
и пять мышей, кишащих в городах.
Ведь казнь одна на всех. И не жалейте
ни золота на жертвы, ни труда.
И Бог Израилев их примет в добрый час.
И, может быть, помилует Он вас.
Зачем Его гневить, как Египтяне
и их, жестокий сердцем, фараон?
За то Господь Египет весь изранил,
и отпустил народ Еврейский он.
Вы колесницу новую возьмите,
двух только отелившихся коров,
не знающих ярма, и отведите
от них телят под отдалённый кров.
Когда коровы будут впряжены,
пускай народа вашего сыны
ковчег на колеснице установят
и золотые вещи принесут,
для изваяний ящик приготовят
и, уложив их, крепко пристегнут.
И отпустите вы ковчег Господень.
За ним следите, не спуская глаз.
Смотрите поутру и в жаркий полдень,
куда пойдёт он главное для нас.
И, если к Вефсамису он пойдёт,
то значит это Он нам зло несёт.
Но, если не пойдёт к своим пределам,
то значит зло, что губит наш народ,
нам не Его рука вершить сумела,
а только случай это зло несёт»
И сделали они, как им сказали.
двух первородных, молодых коров
для колесницы новой отобрали,
телят же отвели под дальний кров,
не разрешивши им к сосцам прильнуть.
Готова колесница в дальний путь.
Ковчег на колесницу водрузили
и ящик с изваяньями при нём.
И тут коровы сами в путь пустились
на Вефсамис горячим летним днём.
И шли они, и жалобно мычали,
не уклоняясь, прямо на восток.
К Израильским пределам от начала
их путь степной дорогою пролёг.
Владетели Филистимлян смогли
дойти за ними до чужой земли.
Вефсамитяне в этот день в долине
пшеницу жали славный урожай.
И видят вот ковчег Господень! Ныне
вернул его Господь в родимый край!
И жал там Иисус Вефсамитянин.
К нему на поле, на краю земли,
куда пришёл он этим утром ранним,
коровы колесницу привезли
и у большого камня стали там.
И на полях пришёл конец трудам.
Дрова из колесницы нарубили.
На всесожженье Господу коров.
И Господа в тот день благодарили,
за то, что Он среди народа вновь.
Ковчег Господень подняли Левиты.
Поставлен на огромный камень он.
Филистимлянам было это видно.
И возвратились сразу в Аккарон.
Был ящик с изваяньями открыт.
И вот с ковчегом рядом он стоит.
И рассмотрели всё Вефсомитяне:
наросты золотые и мышей,
что в жертву принесли Филистимляне
от поражённых Господом людей.
Нарост и мышь от каждого владенья
за Газу, и за Геф, за Аскалон,
и за Азот, молящий о прощенье,
и за презревший Бога Аккарон.
И не один, ликуя, человек
посмел в Господень заглянуть ковчег.
И поразил Господь людей за это.
И в памяти останется навек
погибель в Вефсамисе давним летом
пятидесяти тысяч человек.
И плакали они, и говорили:
«Кто может перед Богом устоять?
Пред Господом мы страшно согрешили
и Он решил нас смертью покарать.
Теперь нельзя нам оставаться с ним.
Пошлём посольство в Кириафиарим».
Отправили послов в соседний город.
И те пошли, покорные судьбе.
И о своём там рассказали горе,
и предложили, чтобы те к себе
ковчег Господень взяли и хранили,
и соблюдали жертвы и закон.
Ковчег Филистимляне возвратили.
И снова со своим народом Он.
Посланцы всё поведали своим,
придя в соседний Кириафиарим.
Глава седьмая
Ковчег оставлен в Кириафиариме лет двадцать; Самуил увещевает Израиля обратиться к Господу и собирает его в Массифу для поста и жертвоприношений; Поражение Филистимлян, камень Авен-Езер, Самуил судья.
Из города Кириафиарима
ковчег забрали жители его
оттуда, где за грех неотвратимо
пришло возмездье Бога самого.
Ковчег Господень в дом Аминадава,
что на холме высоком, водружён.
А сын его Елеазар, по праву,
в хранители ковчега посвящён.
И двадцать лет прошли за годом год.
И обратился к Господу народ.
К Израилеву дому в это время
с речами обратился Самуил.
И обошёл он всё родное племя,
и с каждым из народа говорил:
«Когда всем сердцем Господа зовёте,