Скачать книгу
Если нет возможности читать онлайн, скачайте книгу Психология русской сказки. Что скрывают Иван Царевич, Баба Яга, Василиса Премудрая и другие знакомые с детства герои файлом для электронной книжки и читайте офлайн.
Светлана Патрушева
Психология русской сказки
Что скрывают Иван-царевич, Баба-яга, Василиса Премудрая и другие знакомые с детства герои
Во внутреннем оформлении использованы элементы дизайна:
AcantStudio, Andrey Guzev / Shutterstock / FOTODOM
Используется по лицензии от Shutterstock / FOTODOM
© Патрушева С.В., текст, 2024
© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2024
* * *
Вступление
В поисках ответа на вопрос «Кто я?» многие люди годами ломают голову не просто так. Если поймешь себя, сможешь подобрать подходящее дело и прекратить выбирать то, что не свойственно герою, живущему в твоем сердце. Ведь мы можем быть кем угодно, просто предпочитаем неосознанно играть роль, привычную с детства. Важное слово здесь неосознанно. Мы стали такими, какими стали, впитывая культурные традиции и привычки реагирования внутри семьи и общества. Читая сказки и изучая психологию, я увидела, что люди, рожденные в русской культуре, перенимают модели поведения наших сказочных героев, даже если не знают их или не помнят. Такой удивительный феномен возникает благодаря тому, что наши мамы выросли на этих историях и неосознанно передали их ценности нам, даже если у изголовья детской кроватки читали вслух французские или немецкие сказки. Может, дело в интонации? А может, все главные сказки об одном и том же, а в русских просто есть все-все-все?
И я начала смотреть на людей как на героев сказок. Каждый из нас играет какую-то роль, а порой и застревает в ней.
Возможно, ты замечал, что кто-то выглядит и живет всю жизнь как царевна Несмеяна. Она сидит в высокой башне из собственных ожиданий и очень ждет дерзкого Дурака под видом Царевича, который вдруг ее из этой башни вытащит и заставит рассмеяться.
Радостно, когда человек, продолжая развиваться и изучать себя, в течение жизни отыгрывает большое количество ролей и становится свободным. Иногда можно побыть царевной Несмеяной в депрессии. А потом стать мощным достигатором Иваном-царевичем, волшебником Емелей или махнуть лебедиными рукавами Василисы Премудрой.
Вглядываясь в полотна сказок, я поняла, что через все роли и символы проходит главная, связующая нить не кто иной, как сам читатель. Или сказитель.
Мы гораздо больше любой системы и истории, внутри которой волей-неволей оказались.
Нам нравится жить в сказке, и, когда персонаж становится привлекательным, мы неосознанно перенимаем его черты. По мере чтения этой книги тебе, возможно, захочется выйти из-под влияния любимого героя. И тогда ты внимательнее посмотришь на суть истории. Или выберешь другого персонажа. Или станешь тем, кто может быть любым. Автором. Но об этом позднее.
Я аккуратно скажу, что мифология влияет на нас гораздо больше, чем принято считать. В основе религий, в средствах массовой информации, в историях лидеров мнений бродят Кощеи и спрятаны мечи-кладенцы. И мы, ассоциируя себя с героем, часто не понимаем, почему готовы бороться, искать и следовать туда, не знаю куда, по наказу царя.
«Все, больше никаких сценариев. Я это я! Живой принцип самоорганизующейся Вселенной, который может поиграть в любой символ и сюжет!» так можно решить, когда действительно увидишь, что весь мир рассказывает сам себе сказку на ночь. Иногда страшную, чтобы было интереснее.
В этой книге я даю метод для понимания себя путеводную нить, на которой держится вся ткань внутренней реальности человека.
Чем больше сказочных ролей человек может сыграть, тем выше его способность управлять собой.
Это важно, потому что, если оставаться заложником одной сказки, одного персонажа и жить в состоянии обиды, ожидания либо борьбы, невозможно жить в радость. Не получится понять «Кто я?», если ответ на этот вопрос просто характеристики героя, одного из многих во внутреннем мире. Человек многогранен, но предпочитает жить в маске одного персонажа всю жизнь. Только одного! Он использует лишь часть своего и сказочного потенциала. Часть, которой можно управлять, которую можно включать и выключать по желанию: так-то я прекрасная Василиса, но внезапно могу Горыныча выпустить погорячиться. Это мир без границ, норм и правил. И в этот мир я приглашаю тех, кто хочет узнать себя и найти свой путеводный клубок и сапоги-скороходы.
Хотите понять, о чем шепчут старые легенды, и открыть новые миры внутри себя?
Тогда устраивайтесь поудобнее я буду рассказывать сказки, показывать их сокровища и смыслы. Глубокие и сильные метафоры спрятаны в вековых историях. В них есть все, чтобы понять себя и помочь себе. Они дают возможность увидеть, что находится в тени бессознательного, и получить инструменты выхода из ограничивающих жизненных сценариев в отношениях, самореализации, кризисах, поиске идентичности и своей миссии.
Книга в ваших руках расшифровка сказочных сюжетов и символов на основе психологии. Она включает в себя глубинный психоанализ, трансперсональную, мифо- и сказкотерапию, работу с метафорическим полем, арт-терапию и мой многолетний опыт в консультировании методом сказкотерапии. Это авторский подход и взгляд, не претендующий на истину, но очень внимательный и подтвержденный сотнями часов работы с людьми.
Здесь, в сказках, зашифрованы все этапы развития психики, а сюжетные линии рисуют карту путешествий души человека: сценарии бессознательного, психологические проблемы и выборы, с которыми мы встречаемся.
Представьте: вся наша внутренняя жизнь уже описана в народных сказках. Есть даже инструкции инструкции по борьбе со страхом и неудачами.
И хотя сказки очень разнообразны, сюжетов и героев не так много. Они путешествуют из одной истории в другую и имеют один характер.
Для дверей в тридесятое царство нам пригодятся волшебные ключи.
Они здесь. Бери.
Ключ для понимания сказок
Давай договоримся, что с каждым героем мы будем знакомиться не просто как со сказочным персонажем замшелой древности. Мы будем узнавать героя как часть собственного внутреннего мира. Часть психики, пример поведения. Это не внешние «вороги» напали на главного героя это внутренний конфликт. А еще не забываем, что в нас есть ВСЕ персонажи. Их легко узнать, когда они на свету, но порой герои прячутся в тени. И если понять, что там, в глубине тебя, есть некто, можно по желанию его убить. Сделать вид, что его не существует. Он тебе не нравится. Ты его отрицаешь в себе.
А еще, когда понимаешь, что Кощей не просто персонаж, а часть твоей личности, сказка становится гораздо интереснее.
Давай же посмотрим внимательнее, как работает главный принцип чтения сказок. Наша отмычка и дешифратор.
Наверняка тебе знакома сказка «Аленький цветочек». В народной версии она называется «Заклятый царевич» и чудовище предстает в ней в змеином образе. Я позднее расскажу, что обозначает этот символ. А пока давай подумаем: вот перед нами история девушки, которая встречается с чудовищем и пытается его изменить. Он ее пленяет, удерживает силой и вынуждает жить в созависимых отношениях. Красавица, в свою очередь, возвращается из родного дома, чтобы спасти его жизнь ценой отказа от собственной. Именно так часто трактуют эту сказку при поверхностном взгляде. Абьюз да любовь.
Или другая «страшная» сказка, но уже о спящей красавице. История о фригидности и долгожданном герое, который может «разбудить» женщину.
Если мы смотрим на эти сказки как на описание внешнего сценария жизни и отношений женщины с мужчиной, волосы дыбом встают. Хочется выбросить и сжечь эти истории, а то еще научат плохому. Но вспомним наш первый принцип: все герои внутри моей головы. Многое встанет на свои места.