После съемок дебютной «Мааппы» Алексей Романов задумал полнометражный фильм о якутской культуре под названием «Орто Дойду» («Срединный мир»). Пишется сценарий, создается творческое объединение «Север» на базе Свердловской киностудии, и начинаются съемки. Позднее, в 1990 году, в связи с проблемами финансирования, нехваткой кинопленки и из-за равнодушного отношения киностудии к проекту работа над «Орто Дойду» приостанавливается. Принимается решение перенести съемки фильма в Якутск, где создается «Северфильм», первая производственная киностудия, силами которой и было решено продолжить съемки. Благодаря Михаилу Николаеву, будущему президенту Республики Саха, выделяется валюта и удается приобрести зарубежную киноаппаратуру, кинопленку и возобновить производство весной 1991 года. Поиск финансирования фильма «Орто Дойду» вполне можно назвать первым опытом краудфандинга в Якутии. Через СМИ режиссер обратился к народу республики и попросил поддержать фильм. Таким образом собирался бюджет и находился реквизит для съемок. К сожалению, это не помогло ускорить производство фильма. Съемочная группа по-прежнему сталкивалась с финансовыми проблемами, основной из которых оставалась ситуация с пленкой.
В 1992 году указом Президента Республики Саха на базе Творческого объединения «Северфильм» создается Государственная национальная кинокомпания «Сахафильм». После этого исторического события производство фильма «Орто Дойду» переходит в разряд государственных заказов. Появилось стабильное финансирование, длительные съемки наконец завершились. Монтажно-тонировочные работы проводились на базе киностудии «Мосфильм», и в октябре 1993 года состоялась большая премьера в здании Театра оперы и балета. Но, увы, из-за разрушенного кинопроката и высокой стоимости печати фильмокопий «Орто Дойду» не удалось выпустить в массовый прокат в республике, и дальнейшие показы прошли лишь по телевидению.
Чем «Орто Дойду» важен для якутского кинематографа? Это не просто фильм, это начало национальной кинематографии. История его создания тесно связана с появлением первой государственной киностудии, коллектива профессионалов из национальных кадров. Сам же фильм представляет собой документальную картину с элементами исторической реконструкции (художественно-этнографической). Сюжет знакомит зрителей с якутской культурой, верой и народом через призму его религиозных практик и исторических событий. Режиссер пытается с помощью своего произведения ответить на вопрос «Кто мы?». Читая периодику тех лет, можно узнать, что «Орто Дойду» это первая часть трилогии. Вторая часть под названием «Кут» должна была повествовать о репрессированной интеллигенции, а третья часть под названием «Сүр» стать экспериментальным философско-психологическим фильмом об основах народной философии и мудрости. Но, как и другим замыслам молодой кинокомпании, им не суждено было сбыться. Проектов в разработке было довольно много, но реальность 1990-х диктовала свои суровые правила. Среди нереализованных замыслов можно вспомнить экранизацию народной сказки «Старушка Бэйбэрикэн с пятью коровами», которую планировалось снять совместно с киностудией имени Горького. Можно вспомнить и неснятый мультсериал по олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» совместного производства с японской анимационной студией-гигантом Toei Animation.
В последующие годы киностудия «Сахафильм» выпустила еще несколько проектов на кинопленке, среди которых документальные фильмы об оперных певцах Нине Чигиревой и Иване Степанове, документальный фильм «Таатта родина Ойунского» и короткометражные работы режиссера Геннадия Багынанова «Төлөрүйүү» («Перелом») и «Өтөх» («Урочище»). После этого из-за тяжелого финансового положения в Республике и в России в целом киностудия перешла на видеопленку. Начиная с 1994 или с 1995 года на видеопленку были сняты такие фильмы, как «Поселенец» (1994), «Вокруг нас одни горы» (1995), «Тем летом» (1996), «Остров Тайвань» (1998) и другие. Из-за отсутствия внятной системы кинотеатральной дистрибуции фильмы в основном показывались по телевидению или распространялись на видеокассетах. А параллельно на телевидении снимали свое кино Эллэй Иванов и Семён Ермолаев.
Тут стоит упомянуть, что якутское телевидение не было приспособлено к производству игровых фильмов из-за отсутствия технической базы и финансов, да и не ставило целью стать кинопроизводством. И когда Иванову и Ермолаеву выдавали разрешение на съемки, перед ними ставили очень четкие временные рамки допустим, уложиться в неделю. Из-за этого фильм снимался без массовки, всего в нескольких локациях, а актерский состав был немногочисленным. Чтобы уложиться в такие сложные технические и логистические условия, подготовительный период тщательным образом расписывался по дням, а также составлялся очень подробный режиссерский сценарий. Так были сняты фильмы «Проклятая земля» (1996), «И день новый» (1998), «Предначертание» (2000), «Тонкая нить надежды» (2002).
В 1998 году тогдашний коллектив киностудии «Сахафильм» задумал экранизировать повесть «Предел скорби» Вацлава Серошевского. Серошевский ссыльный поляк, написавший одну из известных работ по этнографии якутов, «Якуты: опыт этнографического исследования». «Предел скорби» одна из его повестей, вошедшая в сборник «Якутские рассказы». По словам тогдашнего директора киностудии Степана Сивцева-Доллу, фильм должен был стать для якутской кинематографии чем-то вроде «Семи самураев» Акиры Куросавы или «Легенды о Нараяме» Сёхэя Имамуры. Планировалось возвращение к съемкам на кинопленку для того, чтобы соответствовать международным стандартам кинопоказа и в дальнейшем посылать фильм на кинофестивали. Сивцев-Доллу во время Съезда кинематографистов в Москве вел переговоры с Никитой Михалковым об участии в производстве фильма. Михалков соглашается, но при условии полного финансирования фильма со стороны «Сахафильма». Начались долгие переговоры со спонсорами, которые, к сожалению, не увенчались успехом. Тогда Сивцев-Доллу обращается в Госкино, где один из сотрудников, Эверт Паязатян, обещает найти подходящего режиссера и, сам будучи сценаристом, принимается за написание сценария. В дальнейшем сценарий берет на себя творческий тандем продюсера Сергея Сельянова и Алексея Балабанова, которые, по сути, запускают проект под рабочим названием «На краю земли», и в 2000 году стартуют съемки фильма под названием «Река». К сожалению, закончить фильм не удалось, съемочный процесс прервала трагическая катастрофа, в которой погибла исполнительница главной роли актриса Туйара Свинобоева. В дальнейшем отснятый материал был смонтирован в среднеметражный фильм и показан в 2003 году на кинофестивале архивных фильмов «Белые Столбы». Этот проект мог стать судьбоносным поворотом в истории якутского кинематографа.
Кадр из фильма «Река». Реж. Алексей Балабанов
2000-е годы. «Сахафильм», помимо экранизаций произведений классиков якутской литературы, работает над крупной кинокартиной, если так можно выразиться, над первым якутским полнометражным игровым фильмом «Черная маска» (2002). Фильм Никиты Аржакова повествует о борьбе милиции с одноименной бандой преступников. Важно то, что фильм имел кинопрокат и кассовые сборы в 400 тысяч рублей, и это можно считать важным шагом для якутского кино. И в 2004 году по инициативе директора кинотеатра «Центральный» Александра Данилова основывается кинокомпания «Алмазфильм» первая независимая якутская киностудия. Силами этой студии запускается в производство фильм «Любовь моя» театрального режиссера Сергея Потапова. Выйдя в прокат, эпатажный фильм Потапова привлек зрителей в кинозалы и широко освещался в якутских СМИ. Приблизительные сборы были на уровне «Черной маски» 400 тысяч рублей. Это еще раз напомнило кинематографистам о коммерческом потенциале с учетом небольших по меркам кинематографа бюджетов. Пример этих фильмов вдохновляет продюсеров и режиссеров запускать в производство жанровые проекты. Последующие несколько лет были плодотворными, и в прокат выходят как независимые проекты, так и фильмы кинокомпании «Сахафильм», среди которых комедия «Приключения Таттаама» (2004) Олега Данилова, боевик «Беги!» (2005) Константина Барашкова, военная драма «Журавли над Ильменем» (2005) Никиты Аржакова, молодежная комедия «Кэскил» (2007) творческого коллектива DETSAT[5], хоррор «Тропа смерти» (2006) Анатолия Сергеева и другие. Все перечисленные фильмы имеют успех у зрителей, которые поддерживают рождающуюся на глазах систему проката и маркетинга кино в Якутии. К примеру, «Кэскил», по некоторым данным, собрал в прокате около 8 миллионов рублей, но, к сожалению, проверить эти цифры сейчас невозможно из-за отсутствия единой системы контроля проката в то время.