Развитию проката способствовало не только жанровое разнообразие фильмов, но и работа со СМИ и маркетингом. Большое число якутоязычных медиа поддерживали кинематографистов, которые могли привлечь в кинотеатральные залы зрителей, желающих смотреть фильмы на якутском языке. Кроме этого, и сами кинематографисты исследовали возможности работы с PR. «Тропа смерти» была уникальным кейсом активного вовлечения зрителя в обсуждение и распространение информации о фильме с помощью пиратского маркетинга и использования фейков. Этот прием, безусловно, подражал маркетинговой стратегии «Ведьмы из Блэр» (1999) Дэниела Мирика. Фотографии пропавших людей, расклеенные по всему городу, стали активной частью рекламной компании и привели в кинотеатры сотни зрителей в первые недели проката. Сборы фильма «Кэскил» также способствовали значительному росту продаж DVD-носителей с фильмами как официальных, так и пиратских. По сути, это стало одним из основных способов проката фильма уже в регионах республики, в отдаленных ее точках. Как вспоминает Роман Дорофеев, один из участников DETSAT, в передаче «Кинозавод», зрители снимали фильм «Кэскил» на видеокамеру во время сеанса и показывали пиратские копии в общежитиях или отправляли в деревню родственникам. Для отдаленных и труднодоступных районов Якутии пиратский показ и DVD-дистрибуция стали альтернативой отсутствующим тогда кинозалам.
Кинотеатральный успех фильмов в первую очередь связан с форматом производства и самого показа. Если в предыдущие годы фильмы показывали исключительно с 35-миллиметровой пленки и якутское кино не могло с этим фактом конкурировать, то на волне успеха первых якутских блокбастеров кинотеатры стали активнее брать «нестандартные» для них цифровые форматы, которые использовали якутские кинопроизводители. Первым подобным опытом можно назвать показ фильма «Девушка-видение» Геннадия Багынанова еще в 2000 году, когда при аншлагах прошло несколько сеансов в большом зале кинотеатра «Лена» в Якутске. Собственно, доступность цифровых технологий для производства фильма и, что самое главное, их мобильность и стали драйвером этого периода якутского кино.
В 20052006 годы задумывается самый амбициозный и дорогой проект в истории кинематографа Республики Саха, масштабный исторический фильм «Тайна Чингис Хаана» (2009) в постановке Андрея Борисова, одного из ярких представителей якутского национального театра. Фильм основан на романе Николая Лугинова «По велению Чингисхана», в свое время поставленном самим Борисовым на сцене Саха академического театра им. П. А. Ойунского. Создание фильма активно освещалось в республиканских СМИ, проект становится своего рода национальной идеей первый якутский блокбастер. По публикациям в СМИ можно восстановить все этапы съемок от идеи до финальной реализации, настолько активно якутская аудитория была вовлечена в процесс. Разговоры о фильме перешли с республиканского уровня на федеральный, где обсуждалась скорее не тема и значение фильма, а его чрезмерный бюджет и некая экзотичность контекста якутской кинематографии. Производство имело колоссальный для Якутии размах, достаточно взглянуть на географию съемок Якутия, Тува, Монголия, Внутренняя Монголия. Якутские мастера шили костюмы, создавали аутентичные декорации, и, что самое главное, закупалась самая передовая на тот момент кинотехника. Съемки велись как на цифровую камеру, так и на кинопленку. Актерский состав включал в себя не только якутских и монгольских актеров, но также приглашенную американскую звезду Кэри-Хироюки Тагаву, известного россиянам по фильму «Смертельная битва» (1995).
К сожалению, столь амбициозный проект не стал триумфом якутского кинематографа, а задуманный всероссийский прокат силами «Каропрокат» с грохотом провалился. Хоть фильм не имел успеха в прокате и не стал каноничным для истории якутского кино, сам процесс его создания оказал колоссальное влияние на будущее якутского кинематографа. Производственная школа, через которую прошли многие кинематографисты, стала той базой, на которой в числе прочего строился следующий качественный этап в развитии якутского кино. Техника, оставшаяся после съемок, была передана киностудии «Сахафильм» и активно используется по настоящий день.
Сноски
1
Внесен Минюстом в реестр иностранных агентов РФ.
2
Ритуал, сопровождающийся пением шамана и ударами в бубен, во время которого шаман общается с духами.
3
Осада Сасыл-Сысы (усадьба А. И. Карманова) зимой 1923 года. Сражение между белыми войсками генерала Анатолия Пепеляева и красными войсками Ивана Строда.
4
Габышева Л. Л. Лев Габышев, 19201994: воспоминания, статьи. Якутск: Сахаполиграфиздат, 2005. С. 223.
5
Творческая студия DETSAT (Дети Саха театра), организованная щепкинцами Дмитрием Шадриным и Алексеем Егоров, успешный пример независимого кинематографа начала 2000-х.