Скачать книгу
Если нет возможности читать онлайн, скачайте книгу Шестерёнки 1. Между войной и революцией файлом для электронной книжки и читайте офлайн.
Владимир Казаков
Шестерёнки 1. Между войной и революцией
Предисловие
В обществе происходит параллельно огромное количество процессов. Все эти процессы в любом случае отражаются на нашей жизни. Всегда хочется знать логику этих процессов. Но главное знать, чем это нам грозит и к чему приведет.
Собственно всё, что рассмотрено ниже это попытка анализа жизнедеятельности общества. Где основным пострадавшим от продуктов его жизнедеятельности выступает простой обыватель. Человек на самой нижней ступеньке социальной пирамиды. То есть такой же, как мы с вами.
Естественно, всё рассмотрено с позиции такого простого человека, а не элиты или её представителей. Это наверное первая попытка посмотреть на общество с такого ракурса. Во всяком случае, мне других не известно. Как правило, те произведения, что приходится видеть, отражает интересы и позицию тех, кто обществом управляет или пытается получить управление им.
Когда я дал почитать книгу своему товарищу, он назвал это манифестом социальных низов. Нет, это не манифест. Манифест предполагает программу действий и ультиматум тем, кто будет противодействовать. Но мне совершенно не хочется каких либо противостояний. И по прочтении книги вы поймете почему.
Мелкие записки и наброски этого текста делались ещё в 2004-2012-м годах. Ещё не было майданов и разных BLM. Ещё Навальный с товарищами пробавлялись синими ведерками и хайпом вокруг госзакупок. Они только-только вывели школьников на Болотную. Можно сказать, что всё ещё было тихо и мирно, когда это писалось.
Желание привести всё это в системный вид появилось только в 2020-м году, когда происходящее в обществе стало пугающе совпадать с тем, что писалось мной более 10 лет назад. Основная часть текста «размышлизмы» и наблюдения образца 2004-2012 года.
Моя научная деятельность, в свое время, была не связана с политологией или историей. Я занимался совершенно другой тематикой. Скорее технической. Да и отошел от научной деятельности двадцать лет назад. Уж тем более я не графоман и не литератор. Так что данная книга не претендует на строгое научное исследование или на профессиональную графоманию. Не хочется уподобляться некоторым светилам философской мысли, которые обоснование своих научных изысканий сводят к идиоме «все и так знают» или «Гегель сказал».
В свое время нам хорошо преподавали политологию и философию. Но с тех пор прошло уже несколько десятилетий. Естественно, я не вспомню точных цитат Гегеля или Канта. Зато выводы отложились хорошо. И когда появляется очередной «борец» и начинает рассуждать «как нам обустроить Россию» с ВАШЕЙ помощью во имя ЕГО светлого будущего, я прекрасно понимаю куда он подводит.
Впрочем, цитаты великих философов и научные термины обычно используются, чтобы показать свою эрудицию. Чаще, для того чтобы пустить пыль в глаза. Иногда с помощью цитат и красивой терминологии автор либо хочет обмануть читателя, либо унизить, либо маскирует свою некомпетентность. Это ещё Марк Твен отметил. Использование специальной терминологии там, где без нее можно обойтись, вызывает отторжение у многих.
У меня же не было цели кому-то что-то доказать. Это были записки написанные для себя. Зачастую в виде мелких заметок в один-два абзаца, никак не связанных друг с другом. Я никогда не думал, что буду это публиковать.
Естественно изначально я даже не пытался использовать какую либо наукообразную терминологию. Просто незачем было это всё делать заумным. Если используемый мной термин вдруг не соответствует тому, что вы вычитали в учебнике или в трудах какого-то ученого, то вам придется с этим смириться. В принципе, я могу быть обвинен в дилетантстве и даже антинаучности. Но цели написать научный труд и не преследовалось. В конце концов это не диссертация.
По этой же причине нет ссылок на различные теоретические источники. Да и отсылки на какие-либо первоисточники, с соответствующими пояснениями, займут места не меньше чем сам мой текст. К тому же, когда это писалось, я не озаботился сбором и конспектированием первоисточников. А в последствии искать их повторно не было ни времени, ни желания.
Ввиду того, что рассматриваемые факторы намертво связаны друг с другом, мне иногда приходится в тексте отвлекаться на разбор смежных вопросов или примеров, «перескакивать» с одного на другое, или даже повторяться. Впрочем, повторяться иногда приходится, чтобы какой-то аспект рассмотреть с другого ракурса.
Конечно, часть таких повторений можно было выбросить и подсократить текст, но тогда он действительно превратится в манифест. Но политика это последнее, чем мне хотелось бы заниматься. Возможно когда-нибудь я приведу это в менее объемный и более наукоемкий вид.
Заниматься описанием всем известных исторических событий тоже не вижу смысла. Буду считать, что читатель всё это уже слышал или читал, или хотя бы изучал в школе. Да и историков описывающих исторические события с разного ракурса великое множество. Вот только везде разбор причин этих событий почему-то сведен к поведению конкретных личностей. Старательно забывается, что поведение любого человека обусловлено тем, что вокруг него происходит. И именно это важнее самой личности. Зачастую, по-другому поступить человек просто не может.
В тексте довольно много описаний связанных с советским периодом. Он очень удобен для рассмотрения жизнедеятельности общества, в силу того, что период уже закрыт, но воспоминания о нем свежи. Как свидетелю событий мне легче всего опираться на эти воспоминания. Да и читателю, я думаю, будет заметно проще. Можно анализировать, делать выводы и даже прогнозы. А заодно сравнивать произошедшее тогда, с тем, что происходит в данный момент. Естественно, сравнивая это с тем, как оно воспринимается современниками сейчас.
К слову, выяснилось, что современное поколение судит о советском периоде по различным байками и мифам, которые сейчас активно дублируются в нашем медиапространстве. И образ СССР у них оказывается созданным на основе этих мифов.
Иногда это выглядит забавно. Примерно так, как представляют себе Россию иностранцы. Вечная зима и медведи на улицах городов. Но у иностранцев такой миф столетиями транслируется и поддерживается их пропагандой. Он сложился из рассказов средневековых купцов, которые видели бродивших по российским городам цыган, а они с собой водили медведей. Правда на цепи. Но из этих рассказов у западного обывателя осталось только «медведи на улицах городов». Самоподдерживающийся миф. У нас такие мифы плодятся на тематике ГУЛАГа и дефицитов.
Вот пример: У современной молодежи байка про туалетную бумагу в колбасе считается истиной о стране того периода. Им даже в голову не приходит, что это пересказ выступления тогдашнего сатирика, коих в СССР было полно. Этот сатирик рассуждал о дефиците туалетной бумаги и вопрошал, не тем ли вызван дефицит, что бумагу кладут в колбасу?
Есть опасения, что меня могут так же обвинить в пропаганде какой-либо социалистической идеологии или даже марксизма. Но, признаться, я вообще сомневаюсь, что любая идеология это что-то реально работающее, а не набор благих пожеланий. То, что используется политиками для манипуляций обществом.
Впрочем, если конкретно для нас с вами от какой-то идеологии будет пользы больше, чем вреда, то почему бы и нет? Главное выяснить, а есть ли такая идеология в природе? Я в этом сильно сомневаюсь.
В этой книге, все события, процессы и явления рассмотрены с позиции обывателя. Ведь именно обыватель является основным пострадавшим от катаклизмов, происходящих в обществе. Все персоны, находящиеся выше в социальной иерархии, имеют больше шансов не пострадать от происходящей с обществом трагедии. А часто являются выгодопреобретателями. И только простой человек всегда жертва. Либо получает проблемы для себя сразу, либо отсроченно. Зачастую в виде трудностей для выживания своего потомства.