Шли годы, отрок превратился в молчаливого задумчивого юношу. Друзья любили его и уважали, они называли его Эль Амином, что означает «верный». Надо сказать, он отличался завидной статью и красотой. У него были огромные черные глаза, смуглая гладкая кожа, округлые брови, между которыми в минуты гнева набухала жилка. Подобно многим своим соплеменникам, он пас скот на склонах ближайших холмов, где можно было сколько угодно предаваться созерцанию, раздумьям и осмыслению жизни. Так миновало несколько лет. И однажды Мухаммед по просьбе дяди отправился сопровождать караван богатой вдовы, которую звали Хадиджа. Он великолепно справился с поручением: караван в целости и сохранности достиг далекой Сирии. Когда же двадцатипятилетний погонщик верблюдов пришел к Хадидже, чтобы отчитаться, то увидел в ее очах благоговейный восторг. И тому была веская причина: женщина эта будто въяве увидела, как два ангела распростерли над юношей свои крыла, защищая его от палящего солнца. Не сомневаясь, что это знак особого благоволения Аллаха, Хадиджа попросила свою подругу пойти к прекрасному караванщику и намекнуть на то, что, дескать, Хадиджа хотела бы стать его невестой у арабов подобная откровенность не считалась зазорной.
Окрестности Мекки
Итак, бедный погонщик верблюдов стал мужем богатой Хадиджи, и союз их оказался благословенным. Шестеро чад подарили радость и веселье их мирному очагу, причем младшей дочери, Фатиме, со временем предстояло сыграть очень важную роль в истории и судьбе своих соотечественников. Внешне жизнь Мухаммеда выглядела безмятежной, похожей на недвижный водоем; тогда как незримая внутренняя его жизнь все эти годы протекала бурно. Древо этой жизни давало свежие и сильные ростки в виде мыслей и бесконечных «почему», ибо он постоянно размышлял об устоях и привычках своих соплеменников, в особенности об их религиозных обычаях. Надо сказать, в ту пору жизнь арабов являла собой яркий образец всего того, что заслуживает гневного порицания. В их среде царили пьянство, грубые забавы и прочие порочные пристрастия. Им ничего не стоило без малейших сожалений живьем закопать в землю новорожденную девочку, так как дочерей считали никчемной обузой. И не было у этих людей героев, достойных подражания. А их вера становилась все более призрачной и неискренней и по-прежнему сводилась лишь к языческому поклонению идолам.
У арабов существовал обычай в месяц Рамадан[6] придерживаться поста: то есть проводить время в уединении, предаваясь размышлениям и очищению плоти голоданием. Во время Рамадана Мухаммед имел обыкновение удаляться в горную пещеру поблизости от Мекки, иногда он бывал там один, иногда вместе с Хадиджей. И вот однажды он впал в странное забытье, и посетили его удивительные видения, и снизошло на него Великое озарение. О чем он и поведал Хадидже, находившейся при нем. Постиг он, что все идолы, все священные камни и все пустые священные заклинания ничто, и в них нет никакого смысла. «Велик Господь, и нет никого более великого. Он есть Сущее. Тогда как деревянные идолы не есть Сущее[7]; Он один истинный Бог, тот, кто сотворил нас и нас защищает; Мы должны поклоняться Ему и искать праведности». В этих словах отражен основной догмат религии, которую впоследствии стали называть «Исламом»[8].
Араб-бедуин
После этих посланных свыше прозрений Мухаммед продолжил свои духовные искания, и так миновало еще несколько лет. Надо полагать, он сетовал друзьям на то, что ощущает себя недостаточно праведным, но те не очень-то его понимали, и он прослыл мечтателем и сумасбродом. Лишь примерно в 610 году, когда Мухаммеду было почти сорок лет, сподобился он, наконец, божественного Откровения, которого давно заслужила его смиренная и чуткая душа. И вот как это произошло. Набродившись по диким холмам, прилег он отдохнуть, и во сне кто-то трижды окликнул его по имени, и затем узрел он архангела Гавриила[9] (в его существование верили и арабы, и иудеи), который призывал:
Правду сказать, Мухаммед сильно испугался, не понимая, что с ним. Неужели он стал жертвой злых чар и сейчас угодит в руки коварных джиннов?! В неимоверном смятении он поспешил домой, но потом все же вернулся на гору и стал осматривать склон, уверенный, что в любой момент его может настичь смерть. Всякий раз, когда Мухаммед подходил к тому месту, что-то заставляло его останавливаться. И когда он, изнемогая от усталости и отчаянья, наконец, опускался на землю, поплотнее запахнув пастушеский плащ, то снова видел ангела, взывавшего к нему:
В общем, теперь уже было яснее ясного, что ему предначертано скитаться по дорогам и нести язычникам истинную веру, согласно которой существует один Бог, что нет иных богов, кроме Него, и только Ему следует поклоняться. Отныне всякие сомнения оставили Мухаммеда, однако пускаться в дальнее странствие он не торопился. Он продолжал бродить по горам, и однажды пришел к нему его дядюшка, Абу Талиб, вместе со своим малолетним сыном по имени Али.
Скажи, Мухаммед, что за тайна тебе открылась? спросил Абу, и какую такую веру ты теперь избрал?
И сказал Мухаммед:
Отныне я верую в Аллаха, в ангелов Его и пророков, как предписывает вера Авраама. И Аллах повелел мне проповедовать ее народу, дабы и наши с тобой соплеменники вышли на путь Истины. О брат отца моего, ты окажешь мне бесценную милость, приняв истинную веру и помогая мне вселять ее в сердца наших людей.
Но вот что ответил ему Абу Талиб:
О сын моего брата, негоже мне предавать веру моих предков. Но я готов защитить тебя, если в том будет нужда. И, обернувшись к своему сыну Али, продолжил: Смело внимай всем наказам Мухаммеда, ибо он знает верный путь и никогда не направит тебя по пути ложному.
Первые проповеди Мухаммеда были встречены весьма сдержанно, что лишний раз подтверждает справедливость известного реченья: «Не славен пророк в его отечестве». К тому же, все понимали, что признание Единого Бога наверняка пагубно бы отразилась на судьбе Мекки. Ведь туда каждый год устремлялись тысячи и тысячи пилигримов, и среди них были не только жаждавшие поклониться «камню чистейшей белизны», но и поклонники идолов. Шестьдесят пять языческих богов насчитывалось в Мекке и триста их изваяний. Благополучие города напрямую зависело от караванов, снаряженных паломниками, и не только от привезенных ими товаров. Казна изрядно пополнялась и за счет услуг, оказываемых странникам: город пекся о пропитании и пристанище для огромного количества людей. Великолепно это понимавший Мухаммед первые три года остерегался открыто проповедовать новую веру при большом стечении народа. Лишь узкому кругу принявших новую веру толковал он божественные предписания, тем, кто впоследствии станут его сподвижниками.
Первой его слушательницей стала Хадиджа, преданная супругу всем сердцем и душой. Ей Мухаммед и поведал о том, что рассказывал явившийся ему на вершине горы ангел. Посланец Небес открыл ему, какие религиозные ритуалы нужно совершать, как нужно молиться, что требует Ислам, новая, истинная вера, от своих последователей. Принявшие ее обязаны были твердо верить в то, что нет Бога, кроме Аллаха, что после смерти их ждет иная жизнь, одних счастливая, других полная страданий; и в то, что сам Мухаммед истинный пророк Аллаха, которому они должны подчиняться. Новообращенному предписывалось не только пять раз на дню молиться, но придерживаться ряда строгих правил в обыденной жизни. Исламит (или мусульманин[11]) всегда подает милостыню нищим; продавая товар, он никогда никого не обвешивает. В общем, это человек предельно честный и умеющий держать свое слово. К этим основным требованиям позднее добавилось множество мелких уточнений, которые потом были в письменном виде отображены в «Коране»[12], священной книге мусульман.