Крестоносцы - Макарова Мария А.

Скачать книгу

Если нет возможности читать онлайн, скачайте книгу Крестоносцы файлом для электронной книжки и читайте офлайн.

Шрифт
Фон

Этель Уилмот-Бакстон

Крестоносцы

Ethel Mary Wilmot-Buxton

The Story of the Crusades


Перевод с английского М. Макаровой (гл. IVIII) и А. Яврумяна (гл. IXXXII)



© М. Макарова, А. Яврумян, перевод, 2007

© Издательство «Наука», 2021

Глава I

История Пророка Мухаммеда

Никому не ведомое племя бедных пастухов кочевало по пустыням Аравии. По велению Пророка шли они, ибо уверовали в слова этого героя: «Внемлите! Ныне никому не ведомые станут известны всем сущим, и малые сии возвысятся».

Карлейль. Герой Пророк (Из книги «Герои, почитание героев и историческое в истории»)

Почти два века длилась Священная война. Эпоха эта была поразительная, уникальная, и живой интерес к ней не ослабевает и в наши дни.

Доблестные герои, благородные короли, великодушные противники, храбрые женщины, рвущиеся в битву отроки  вот такие люди шествовали по тропам этих столетий. Воистину дивное зрелище, окутанное романтизмом и наполненное буйством красок, которые никогда не потускнеют. Никогда, ибо события, повлиявшие на жизнь и судьбу всех этих людей, сами по себе замечательны. Им довелось родиться в ту пору, когда две великие мировые религии, две могучие силы сцепились в яростной схватке: христианство и ислам, Крест и Полумесяц. Впервые величавый, полный мистических тайн Восток сошелся лицом к лицу с блистательным Западом, где, благодаря цивилизованности и упорядоченности Рима, наконец-то был побежден хаос и мрак Средневековья.

Разумеется, столь пристальное внимание к крестовым походам порождено и самой их подоплекой: горячим желанием спасти мир от тех, кто не верует в Христа, ибо:

И все-таки, знакомясь с историей Священной войны, мы убедимся в том, что спасение заблудших душ отнюдь не единственная причина воинского рвения христиан. Тех, кто ее развязал, вдохновляли и поддерживали и совершенно иные помыслы.

Не попади Палестинская земля и святой город Иерусалим в руки сарацин, не эта, так подобная ей война все равно бы разразилась. Восток с властной настойчивостью стучался в двери Запада. В течение четырех веков, предшествовавших первому крестовому походу, крепла и созревала сила, сумевшая подчинить себе весь западный мир. И то была сила религии, сила веры, которая извечно оказывалась могущественнее и надежнее любого оружия. Христианам пришлось избавлять свои владения от ведо́мых этой силой врагов, что далось им с неимоверным трудом. И вдохновляла их не столько преданность Иисусу, сколько романтические, приправленные дерзким авантюризмом понятия. Те, что мы привычно называем «рыцарскими идеалами». Рыцарство. В истории человечества нет ничего подобного этому явлению.


Священный храм Кааба в Мекке


Но прежде речь пойдет не о рыцарях. Прежде нужно уяснить, что собой представляли восточные мужи, эти рьяные почитатели Мухаммеда[1], эти грозные сарацины, почти пять столетий державшие в страхе и боевой готовности всю Европу. Чтобы как следует во всем разобраться, отправимся в шестой век, в последнее его десятилетие.


Священный камень Каабы


Примерно в пятидесяти милях от берега Красного моря, на границе с Аравийской пустыней, находится Мекка, весьма примечательный город, лишь немногие города в этих краях могли сравниться с ней. На протяжении многих веков сюда устремлялись преисполненные благоговения пилигримы, ибо тут находится священный храм, Кааба, за стенами которого покоится «камень безупречной белизны». Предание гласит, что камень этот упал с небес как раз в тот скорбный день, когда Адам и Ева в слезах покинули Рай и очутились за его вратами.

В те далекие века арабы, которых тогда называли сарацинами, вполне мирно и дружественно жили со своими соседями, с палестинскими иудеями. Считалось, что у них общий предок, библейский Авраам[2], через его старшего сына Исмаила. Ведь в ветхозаветные времена Авраам отвез его, своего первенца, в далекую Аравию (ибо рожден он был египетской наложницей, а не законной женой)  потому Исмаил и стал прародителем всех североарабских племен. Сарацины верили в существование Господа, которого называли Аллахом[3] и, разумеется, чтили, но без должного рвения. С истинно сердечным жаром эти люди поклонялись природе: их божествами были солнце, луна и звезды. Они падали на колени пред «камнем безупречной белизны» в Каабе, который постепенно сделался черным от прикосновений тысяч и тысяч паломников, от их грехов. Все природное пространство реки, горы, пещеры арабские кочевники населили злыми и добрыми духами, «джиннами» (еще их называли гениями). В отличие от людей джинны сделаны не из обычной глины, а из бездымного огня, из чистейшего пламени.

Согласно старинным преданиям, джинны когда-то жили на небесах, покорные Господу воинств[4], но однажды под предводительством Иблиса[5] учинили бунт против Аллаха, за что и были низвергнуты на землю. На земле они ведут себя по-разному: иногда служат людям, а иногда докучают им всяческими кознями.

В Коране, священной книге магометан, есть множество легенд об этих затейниках. Так, в одной из них говорится, что джинны любили бродить у ворот Рая подглядывать за ангелами и подслушивать их разговоры. Но до нечестивых ушей долетали лишь отдельные слова и разрозненные фразы. Коварные джинны усердно нашептывали услышанное сынам человеческим, надеясь, что лишенные смысла обрывки предложений доведут тех до беды. Людей во все времена влекли тайны неведомых миров, и они жадно внимали этим лукавым речам, толкуя все на свой лад и невпопад. Так возникали суеверия и дурные предзнаменования, так появились черная магия и пророки-самозванцы. Под спудом этих толкований таилось драгоценное зерно истины, но она была искажена, и потому ее использовали отнюдь не во благо. Именно среди этих язычников, наделенных богатым воображением, и вырос пророк, которому суждено было создать одно из самых могущественных в мире и влиятельных религиозных сообществ.


Страница печатного издания Корана


В 570 году после Рождества Христова у прекрасной юной жительницы Мекки, Амины, родился сын, единственная ее отрада, ибо отец младенца умер примерно за месяц до его рождения. В истории магометанства особо отмечены слова новорожденного. Едва появившись на свет, он воскликнул: «Аллах велик! Нет Бога кроме Аллаха, и я пророк Его».

В тот же день разразилось сильнейшее землетрясение, от которого обрушились башни в роскошном дворце персидского царя. А придворному судье привиделась такая картина: огромного дикого верблюда укрощает всадник на грациозном легконогом арабском коне. И тогда же Иблис, злой гений, предводитель коварных джиннов, был сброшен в пучину океана.

Известно, что младенца на седьмой день после рождения показали родичам и нарекли Мухаммедом, то есть «Благословенным», предвосхищая славу, которую он завоюет, сделавшись пророком.

По тогдашнему обычаю мальчика на пять лет отдали кормилице, той, что жила в горах, чтобы он рос здоровым и сильным. Потом Мухаммеда вернули матери, но пробыл он с нею совсем недолго: Амина умерла, и сироту приютил его дядя, Абу Талиб, богатый купец. Племянника он любил всем сердцем, гордился им и непременно брал с собой, когда его караваны отправлялись в Йемен или в Сирию. В этих многодневных странствиях юный Мухаммед перезнакомился с множеством людей, причем из разных кланов и сословий, с самыми разными устоями и условиями жизни. Книг у Мухаммеда не было, но он жадно внимал поэтам, состязавшимся в своем искусстве на рыночных площадях,  такие соревнования проводили во всех крупных городах. Мальчик как губка впитывал все эти предания и побасенки, полные причудливых суеверий, и постепенно у него складывалось собственное отношение к идолам, которых так чтили во многих арабских племенах. И еще очень важно, что Мухаммеду довелось стать свидетелем величайшего события: его соплеменники, объединившись с представителями иных родов, поклялись защищать слабых и мстить за притесняемых. Важно и то, что его родной дом был в Мекке, прозванной «Базаром всей Аравии». Действительно, Мекка была крупнейшим центром торговли для таких стран, как Индия, Сирия, Египет и Италия, и пытливому отроку сама жизнь предоставляла счастливую возможность накапливать знания об устройстве мира и его обычаях. Впоследствии, когда он стал религиозным вождем, это весьма ему пригодилось.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке

Популярные книги автора