Первое, что ты почувствуешь ещё перед тем, как перекрестишься и войдешь вовнутрь, это запах ароматической смолы. Фимиам бьёт «в нос» и ты никогда не спутаешь место, где ты находишься. Второе это теплоту от горящих по всюду свечей. Под каждой трибуной с застеклёнными иконами, таких целый микрорайон. Пройдя вглубь, будто погружаешься в подводную яму с кратерами, только вверх ногами. Углубления вверх под каждым шатёром с начищенным яблоком окаймляются такой же объёмной ступенькой, что и окна снаружи. Четыре углубления, четыре полусферы, из которых центральный самый глубокий, он же заглавный, с самым высоким шатёром. Остальные три расположены слева, справа и спереди за головным. Как бы крест. Каждый кратер на голубом фоне с облаками изображает какой-то этап жизни Иисуса. Даже этот самый выступ, сама эта ступенька, несёт на себе рисунок. На головном куполе изнутри по кругу в три уровня изображены по пояс или по-другому «в портрет» самые известные из святых. Их там точно больше, чем штатный состав храма по описи. Точно не меньше пяти десятков.
Ограды из литейного чугуна, покрытые жирным слоем чёрной глянцевой краски с потёками, охраняют гладкие мраморные колонны диаметром скрещенных рук в обнимке. На двух из них держится ещё одно крыльцо с площадкой, уходящей за твой взор на втором этаже. С этого крыльца на втором этаже обычно звучит сопровождающий хор. Мраморная балюстрада по краю в передней части и занавешенные шторами проходы в глубине. Слева от подвешенного крыльца крепится винтовая лестница, которая, как я уже услышал, скрипит под ногами, будто сейчас же обрушиться вниз. Остальные две колонны упрятаны поодаль влево-вправо относительно тех, что держат возвышенное крыльцо, но ближе в расстоянии к моему взору. Они идут по всей высоте храма и создают дополнительную опору для цветного потолка. Мы же не хотим, чтобы небеса на нас упали. Нам хватает падших ангелов. Деревянные полы с глянцевым лаком для сосны почти прозрачного цвета. Деревянные полы уже продавлены, но всё равно выглядят очень даже презентабельно. Может, сравнивая их со своими, именно такими я их и считаю. Я помню этот пруд по центру крестообразного помещения, по центру основной части храма, но я сделаю вид, что я не помню его. Солнечный свет проникает через витраж и красит под призмой рассеивания интерьер в тусклый красный, синий, зелёный и желтый оттенки, красит в цветную мозаичную картину благородства и величия с нотками спокойствия и уравновешенности. Света хватает, но по всем сторонам ещё висят тёплые светящиеся медные канделябры. И это всё так высоко, и я не исключительно про рост храма, это так одухотворённо.
Чуть не забыл про гигантскую люстру. Просто невообразимо гигантскую. По её округе и по уровню выше не меньше двух сотен маленьких лампочек с жёлтым светом. Это так грандиозно, особенно учитывая, что всё это держится лишь на звеньях трёх цепей. Сразу появляется это чувство величия.
Чувство великого провала этих скрипящих ступенек, из которых так и тянется по следу чёрная мантия. Его медленный шаг совершает скрипящее насилие, я сопровождаю чёрный силуэт своим взором и слышу:
Покаесь Отцу Господу. Покаесь да искупи вину свое. Узри кару Господне и стань на колене пред преосвещенным. Покаесь Куда-то в сторону меня летит очередь церковных высказываний.
Не то чтобы это выглядело и звучало странно, но Флинн смотрит на него как иступленный. Глазами он ищет, что бы такого бросить, чтобы он наконец заткнулся.
Священник, опираясь на трость, подходит ближе. Стучит своей тростью по дереву, отдавая очередной «цок». Всё сильнее и настырнее по полу. Силуэт его бубнит требования о покаянии:
Господь да озарит тебе свое карой
Держит он эту трость в таком положении, что сомнений нет, ею он желает дать мне в морду. Священник выставил руку вперёд как незримый котёнок, он тычет ей в сторону Флинна. Куда-то в сторону Флинна и продолжает бубнить свои бредовые требования.
Если это длится не вечность, то точно половину этого времени. В конце, определенно, будет что-то интересное. И тут ни с того ни с сего, как снег на голову, только не снег и не только на голову, осколки цветного стекла сыплются по презентабельному деревянному полу. Резкий хлопок взрыва коктейля Молотова оглушает Флинна и священника. Мутнеет в глазах, будто резко встаешь после долгого распятия на кресте. Слева, справа. Пламя сыпется по всему полу, огибая чуть ли не все трибуны с иконами. Огибая книжные стеллажи с крестами на корешке. Обнимая окаймленные медной фресок сундуки с церковной утварью. Замок из огня. Света хватает, но ты давай ещё. Фоном расплывается запах горящего запала и продукта поддержания горения, буквально выворачивающего тебя наружу своим специфическим запахом. И вот мы уже тут, не важно кто снаружи, главное, что мы теперь внутри и выхода нет. Витражные осколки долетают до всех углов церкви. Синтез благоговения. Горят даже стены. Горящее стекло прилетает чётко в выбритую дорожку, на мгновение обжигая нежную часть кожи. Это напоминание о твоей беспомощности перед обстановкой. Мутнеет так, что хочется выпустить завтрак обратно. Крутит голову, как панорамная съемка в замедленном. Отдалённый звук, глухой и далекий где-то на фоне висит в голове, но природу не разобрать. Сначала неразборчиво, но потом уже стало ясно, что с разбитого окна кричат:
Отдайте его нам, сына Дьявольское, отдайте егое нам Испепеление на огне в муке Плоть егое и кости егое воплощение отродее Дьявольскогоъ, гореть ему во пламене тысячи печей В пекло, где будет плавиться нутро егое Да так громко кричат, будто через мегафон прямиком в ушную раковину.
Священник настойчиво приближается тупой частью трости вперед. Его не смущает, что дорога его и есть «воплощение отродее Дьявольскогоъ», вся подсвечена горящими стёклами, будто обстановка не выходит за рамки приличия. Но она Она появляется в самый нужный момент.
Святой Отец, Святой Отец, примите мои молитвы, Святой Отец.
Она бежит, с её рук так и сочится кровь, её худенькие ножки в потрескавшейся корочке спекшейся густоты, её белые носки темно-алые. Резкий контраст белого и алого. Её белые туфли булькают от крови, как насос, она качает эту кровь в ткань своих носков и кожу туфлей, некогда белых туфлей. Белоснежный полиэстер белой мантии, обнимающей уголки её тела мешковатой прослойкой, замазан красными кругами крови и чего-то ещё.
Каждый шаг один удар сердца. Она бежит через святой пруд, смывая кровь Божьей водой. Вода смешалась с красным. Она любовь всей моей жизни, хотя я её ненавижу. Этот парень на распятии Я. Как Иисус. Это я. Только никакой я не Иисус.
2
Утро встречает меня сильным дождём и искрящимися кадрами молний с сопровождением объёмных ударов грома. Иногда меня бросает в дрожь, но это не от страха. Погода сегодня разносит всё живое, дождь смывает дороги, заливает тротуары по щиколотку, потолок в моей хате уже в потёках воды. Круглые жёлто-серые пятна на потолке размером с тарелку под второе. Мой дом на фоне всего этого выглядит менее привлекательно и более опасно. Опаснее обычного опасно и непривлекательнее действительного. Потолок прогибается так, будто это лежак с телом. Вся эта вода с лежака капает на мой оранжевый ковёр. Некогда оранжевый. Местами оранжевый цвет сменяется чёрным от сигаретных ожогов. И промокая всё это начинало гнить и смердеть так, будто у меня в гостиной здохла целая родословная мышей. Уголки моих обоев загнулись как сухая плоть трупиков и также потекли вниз. По планировке в моём наследственном доме 21 комната. Это двухэтажная постройка. Центральная комната, она же самая большая, представляет собой просто переходную, а из неё уже идут все остальные спальная, кухня, гостиная, зал, холл, прачечная, ванная, туалет и кладовка. Большая часть из них, из этих пространственных комнат, просто не пригодна для жизни изначально, сырые белые стены никогда не касался маляр, другая стала непригодна благодаря мне. Благодаря моим неугомонным прихотям. Второй этаж вовсе не представляет из себя чего-то стоящего. Эти же комнаты, только в состоянии неутверждённого проекта и не воплощенной идеи. И всё же, почти каждая комната протекает как первая, попутно срывая листы обоев, подрывая полы волдырями и покрывая всю находящуюся там мебель и ковры жирным слоем плесени. Со второго этажа перекидываясь на первый.