Просто восхитительно!
Глава 5. Германия. Дрезден. Вторник. 15:50
Секретер оказался высотой в полтора, а в ширину около метра.
Целиком сделанный из чёрного морёного дуба и покрытый лаком, он, казалось, являлся монолитом, будто сама природа его сотворила, а не руки человека.
В нижней части находилась прямоугольная лакированная доска, от неё вниз шли четыре стройные витые ножки, словно выкручиваясь из дна секретера.
Верхняя его половина состояла из двух частей одна узкая и вытянутая по размерам доски в основании, а над ней вторая квадратная и массивная, чуть короче, заканчивающаяся декоративным карнизом с имитацией лепнины.
Обе верхние части были поделены на квадраты семь в узкой и шестнадцать в большой, а в центре размещался прямоугольник, в котором располагалась картина, изображающая арку, обвитую виноградной лозой, и цветущий сад вдали.
В каждом квадрате пестрили рисунки растений, написанные поверх дерева. Все они дополнялись аппликациями ярких птиц с красочными перьями и раскрытыми клювами.
Что скажете? наконец спросил герр Шпильц, выдержав паузу и дав Брюхову возможность налюбоваться секретером.
Это произведение искусства! произнёс Никита, вздыхая. Уверен, предмет стоит очень дорого. Работа французских мастеров, я бы предположил конца семнадцатого века, но лак и краски китайские, судя по цветовой палитре. Более точно я смогу сказать после подробного осмотра.
Значит, вы готовы изучить предмет?
Мне надо оценить дерево, сказал Никита. Понять, какая порода.
Да, конечно. Когда вы сможете это сделать?
Могу прямо сейчас, если у вас остались ещё мои инструменты.
Разумеется! Я попрошу, чтобы их принесли, воодушевлённо сообщил герр Шпильц. Подождите здесь! Он поспешил вниз, оставив Никиту созерцать экспонат. Секретер действительно представлял собой превосходную работу. В нём чувствовался утончённый вкус автора. Как правило, такие старинные вещи обладали своего рода энергетикой, впитавшей в себя дух эпохи, стиль и моду того времени. Брюхов несколько раз обошёл вокруг секретера, любуясь им.
Вот. Дядя просил передать, рядом появился племянник хозяина, молодой парнишка по имени Эмиль, поставивший на пол большой саквояж из кожи.
Спасибо, кивнул Никита.
Парнишка моментально исчез, так же неожиданно и бесшумно, как и появился, а реставратор Брюхов углубился в работу.
Глава 6. Германия. Дрезден. Вторник. 16:35
Каждая вещь, по мнению Никиты, достойна бережного с ней обращения, ухода и заботы, только в этом случае она может служить долго и оставаться в том виде, в каком когда-то приобретена.
Он всегда был аккуратен, ещё с самого детства, всё за собой убирая без лишнего напоминания. В его комнате царил безупречный порядок, а вещи лежали на своих местах.
Брюхов регулярно смахивал пыль и делал влажную уборку, чистил до блеска обувь, сдавал одежду в химчистку, а мебель протирал полиролью.
Поэтому, когда перед Никитой встал выбор профессии, долго раздумывать не пришлось. Отношения с мебелью он выстраивал внимательно и деликатно, словно каждый раз перед ним находился не шкаф или стул, а хрупкая капризная девушка.
И теперь, рассматривая секретер, он бережно дотрагивался до него руками, одетыми в бархатные белые перчатки, чтобы не оставлять пятен на лакированной поверхности.
Он обследовал миллиметр за миллиметром в поисках клейма или штампа изготовителя, что рассказало бы ему о том, кем и когда секретер сделан, но ничего подобного найти не удавалось.
Вооружившись лупой, Никита рассматривал дерево, лак и краски.
Внимательно вглядываясь в рисунки и аппликации птиц, он обнаружил, что часть квадратиков является ящичками, но все внутри пустые.
Никита посмотрел на часы.
Ого, удивился он, обнаружив, как долго занимается секретером.
Однако результата не было.
Более определённо о предмете Брюхов сказать так ничего и не мог, кроме очевидного, что он уже сообщил хозяину.
От этого реставратор чувствовал беспокойство.
Раньше такого не случалось, всегда быстро получалось определить производителя и период создания.
Так, бормотал Никита. Кто же ты у нас такой? он привстал на носки, разглядывая мебель сверху, но роста ему явно не хватало.
Аккуратно попробовал облокотиться о секретер, помогая таким образом себе разглядеть верхнюю часть предмета.
Так-так, что у нас там, он прислонился к средней выступающей секции, но так как был в перчатках, правая рука неожиданно соскользнула, и он резко упёрся в секретер, пытаясь сохранить равновесие и не упасть, попав рукой на одну из аппликаций в средней секции.
К его огромному изумлению, птица с длинной шеей, смотревшая вверх, сдвинулась с места и опустила голову вниз. Щёлкнуло. Квадрат оказался не ящичком, а дверцей, мгновенно распахнувшейся. Очевидно, там размещалась пружина, срабатывающая, если повернуть птицу.
Брюхов заглянул внутрь открывшегося пространства.
Там что-то лежало.
Он засунул руку и извлёк пыльный свёрток.
Никита быстро положил его на пол, стараясь не испачкать белые перчатки, которые он моментально снял и убрал в саквояж.
Находка выглядела небольшой, увесистой и представляла собой что-то, завёрнутое в бумагу. Никита заворожено смотрел на свёрток, не решаясь его открыть.
Дышать стало тяжело. У него была лёгкая форма астмы, проявлявшаяся в моменты, когда он нервничал или чувствовал напряжение. Реставратор достал из кармана ингалятор с лекарством и сделал несколько вдохов. Помогло.
Герр Брюхов, послышался голос из-за шкафа и приближающиеся шаги.
Сердце Никиты судорожно забилось, словно он совершил какой-то низкий поступок, и, повинуясь первому порыву, он закинул свёрток в свой саквояж, закрыв его.
Как продвигается работа? Перед Никитой появился герр Шпильц. Что-то удалось выяснить?
Ну Тут, хочу вам сказать, сложный случай.
Правда? Почему?
Я думаю, секретер и в самом деле старинный. Это однозначно. Дерево очень редкой породы, а краски высокого качества, затараторил Никита. Скорее всего, сам секретер сделан во Франции, как я уже говорил ранее, во второй половине семнадцатого века, но расписывал секретер, я полагаю, другой мастер.
Понятно, кивал герр Шпильц.
Кроме того, манера росписи и краски наталкивают меня на мысли: мастер либо китаец, либо учился живописи в Китае.
Интересно.
Да, и ещё, ваш секретер, скорее всего, представляет собой часть ансамбля.
То есть? Вы думаете, существует ещё один такой?
Нет-нет. Полагаю, могут быть предметы, расписанные подобным образом.
А-а-а, протянул герр Шпильц. Гарнитур?
Ну, можно и так сказать. Как правило, так изысканно в то время украшали мебель, состоящую из нескольких предметов. Возможно, стол и секретер, или секретер и консоль, или шкаф.
Или комод? подхватил герр Шпильц.
Да-да.
Я понимаю.
Да, и ещё одно. Мне не удалось найти клеймо производителя. Думаю, вещь сделана на заказ неизвестным мастером, который либо слишком молод был в то время, либо беден. В любом случае именно такие мастера не ставили штампов или клейм, так как не могли это себе позволить. К тому же, если предположить, что работу по дереву делал один человек, лаком покрывал другой, расписывал третий, то клейма и быть не может, так как ставить его и некому. Слишком много народу участвовало в процессе. В то время, как правило, всё делалось в одной мастерской, а здесь явно другой случай.
Ясно, кивнул герр Шпильц. Огромное вам спасибо.
Не за что.
Один вопрос, последний.
Да?
Как вы всё-таки думаете, какова ценность предмета?
Ну, он однозначно дорогой. Я повторюсь, материалы и краски, использованные при изготовлении секретера, недешёвые.