Чайка - Чехов Антон Павлович страница 5.

Шрифт
Фон

Холодно, холодно, холодно. Пусто, пусто, пусто. Страшно, страшно, страшно.

Пауза.

Тела живых существ исчезли в прахе, и вечная материя обратила их в камни, в воду, в облака, а души их всех слились в одну. Общая мировая душа — это я… я… Во мне душа и Александра Великого, и Цезаря, и Шекспира, и Наполеона, и последней пиявки. Во мне сознания людей слились с инстинктами животных, и я понмю все, все, и каждую жизнь в себе самой я переживаю вновь.

Показываются болотные огни.

Аркадина(тихо).Это что-то декадентское.

Треплев(умоляюще и с упреком).Мама!

Нина.Я одинока. Раз в сто лет я открываю уста, чтобы говорить, и мой голос звучит в этой пустоте уныло, и никто не слышит… И вы, бледные огни, не слышите меня… Под утро вас рождает гнилое болото, и вы блуждаете до зари, но без мысли, без воли, без трепетания жизни. Боясь, чтобы в вас не возникла жизнь, отец вечной материи, дьявол, каждое мгновение в вас, как в камнях и в воде, производит обмен атомов, и вы меняетесь непрерывно. Во вселенной остается постоянным и неизменным один лишь дух.

Пауза.

Как пленник, брошенный в пустой глубокий колодец, я не знаю, где я и что меня ждет. От меня не скрыто лишь, что в упорной, жестокой борьбе с дьяволом, началом материальных сил, мне суждено победить, и после того материя и дух сольются в гармонии прекрасной и наступит царство мировой воли. Но этот будет, лишь когда мало-помалу, через длинный ряд тысячелетий, и луна, и светлый Сириус, и земля обратятся в пыль… А до тех пор ужас, ужас…

Пауза; на фоне озера показываются две красных точки.

Вот приближается мой могучий противник, дьявол. Я вижу его страшные, багровые глаза…

Аркадина.Серой пахнет. Это так нужно?

Треплев.Да.

Аркадина(смеется).Да, это эффект.

Треплев.Мама!

Нина.Он скучает без человека…

Полина Андреевна(Дорну).Вы сняли шляпу. Наденьте, а то простудитесь.

Аркадина.Это доктор снял шляпу перед дьяволом, отцом вечной материи.

Треплев(вспылив, громко).Пьеса кончена! Довольно! Занавес!

Аркадина.Что же ты сердишься?

Треплев.Довольно! Занавес! Подавай занавес!(Топнув ногой.)Занавес!

Занавес опускается.

Виноват! Я выпустил из вида, что писать пьесы и играть на сцене могут только немногие избранные. Я нарушил монополию! Мне… я…(Хочет еще что-то сказать, но машет рукой и уходит влево.)

Аркадина.Что с ним?

Сорин.Ирина, нельзя так, матушка, обращаться с молодым самолюбием.

Аркадина.Что же я ему сказала?

Сорин.Ты его обидела.

Аркадина.Он сам предупредил, что это шутка, и я относилась к его пьесе, как у шутке.

Сорин.Все-таки…

Аркадина.Теперь оказывается, что он написал великое произведение! Скажите пожалуйста! Стало быть, устроил он этот спектакль и надушил серой не для шутки, а для демонстрации… Ему хотелось поучить нас, как надо писать и что нужно играть… Наконец, это становится скучно. Эти постоянные вылазки против меня и шпильки, воля ваша, надоедят хоть кому! Капризный, самолюбивый мальчик.

Сорин.Он хотел доставить тебе удовольствие.

Аркадина.Да? Однако же вот он не выбрал какой-нибудь обыкновенной пьесы, а заставил нас прослушать этот декадентский бред. Ради шутки я готова слушать и бред, но ведь тут претензии на новые формы, на новую эру в искусстве. А, по-моему, никаких тут новых форм нет, а просто дурной характер.

Тригорин.Каждый пишет так, как хочет и как может.

Аркадина.Пусть он пишет, как хочет и как может, только пусть оставит меня в покое.

Дорн.Юпитер, ты сердишься…

Аркадина.Я не Юпитер, а женщина.(Закуривает.)Я не сержусь, мне только досадно, что молодой человек так скучно проводит время. Я не хотела его обидеть.

Медведенко.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке

Популярные книги автора