- Значит, пора было начать, - сухо заявил Глен. - Наследственность! Не смешите меня. Как будто способность стать полезным и полноценным членом общества передается по наследству! - Он покачал головой. - И ведь всегда находятся типы вроде О'Брайена, утверждающие подобные вещи. Возможно, он хотел таким образом намекнуть, что я несправедливо низко оценил беспомощную работу его дочери?
- Не думаю, - вставила Сьюзен. - Я склоняюсь к тому, что О'Брайен действительно верит в свою теорию. И он в этом не одинок, не правда ли?
Глен отмахнулся:
- Ну и что? Все они ошибаются. Не существует ни единого доказательства, что тип социального поведения наследуется. И есть масса подтверждений, что окружающая среда играет решающую роль в формировании личности.
Сьюзен вздохнула, медленно подкатывая автомобиль к дому, где жил Глен.
- Надеюсь. В противном случае плакал наш миллион.
Она решительно припарковалась и выключила двигатель. Потом взглянула на Глена и покраснела. Он не делал никаких попыток ни выйти, ни спросить ее, не хочет ли она подняться с ним в его квартиру. Да и с какой стати? Он и раньше этого никогда не делал. Они были знакомы уже два года, но она ни разу к нему не заходила. Сьюзен хотела было попрощаться, но в этот момент Глен повернулся и с улыбкой посмотрел на нее.
- Не хотели бы вы зайти ко мне на чашечку кофе?
Как только до нее дошел смысл его слов, она энергично закивала и быстро распахнула дверцу, чтобы он не успел передумать. В лифте они ехали молча. В голове у Сьюзен прокручивались разные варианты. Что изменило его отношение к ней? Какие-то ее высказывания сегодня вечером? Она судорожно сглотнула, взглянув на него со стороны. Элегантный покрой вечернего костюма подчеркивал его широкие плечи, а белизна рубашки под смокингом оттеняла загорелое лицо. Взгляд задержался на его губах. Они казались невероятно чувственными. Сьюзен представила себе, какими они будут в поцелуе.
- Сьюзен?
В голосе Глена звучало удивление, и Сьюзен вздрогнула. Она подняла глаза и покраснела, поняв, что он, видимо, уже довольно долго стоит в дверях лифта, ожидая ее.
- О да, Глен! Извини, я... - Голос у нее охрип, и она замолчала. Лучше подождать, пока она не почувствует, что может снова доверять своему голосу, потому что Глен не должен узнать, как давно она ждала этой минуты. Уверенная в победе, она шагнула через порог.
- Правда? - Паола Рамирес подтянула под себя длинные ноги, удобно устраиваясь на широкой, плетенной из ротанга софе, стоящей в ее маленькой квартирке, расположенной в нижней части Восточного Манхэттена. - А потом? Что ты им сказала? - Она с любопытством посмотрела на Джулию, уютно примостившуюся перед софой на большой напольной подушке.
Джулия рассеянно провела указательным пальцем по краю бокала, наполовину наполненного вином.
- То же, что и всегда, - негромко ответила она. - Я бы многое отдала, если бы они наконец начали больше интересоваться моими проблемами, нежели мнением своих соседей, - сказала она.
Паола откинулась назад, явно довольная найденной позой.
- Какую проблему ты имеешь в виду, солнышко? Марка Райдера или этого Джоя?
- Его зовут Джад, - поправила ее Джулия. - К тому же настоящая проблема не в нем.
- Стало быть, все-таки Марк. - Паола понимающе усмехнулась. - Я случайно узнала, что подружка Марка на этот уик-энд уезжает из Нью-Йорка. Может быть...
- Меня не интересует Марк Райдер, - раздраженно прервала ее Джулия. - У тебя в голове есть что-нибудь, кроме мужчин?
Паола удивленно уставилась на нее.
- Что-нибудь, кроме мужчин? - Она дернула плечиком. - Ну да, я считаю, что Марк Райдер просто очарователен. Если он тебе не нужен, то... - Она отбросила назад длинные черные волосы и вытянула ноги. - Что ж, в любом случае неплохо знать, что его подружки здесь нет. Я тебя не понимаю, дорогая. Марк самый привлекательный мужчина из всех, кого я когда-либо...
- Паола! Моя проблема не имеет ни малейшего отношения к мужчинам, тем более к тем, у кого есть подруги.
- Хорошо. - Паола кивнула. - Хотя, по моему мнению, ты должна время от времени с кем-нибудь встречаться. Ты же ведешь себя так, словно мужчины созданы исключительно ради исполнения мужских ролей в пьесах. А между прочим, их можно использовать и в других целях. - Она заметила строгий взгляд Джулии и быстренько сообразила, что лучше оставить эту тему. - О'кей, дорогая. Выкладывай, что у тебя за проблема.
Джулия вздохнула. Она понимала, что кое в чем ее подруга права. Близких отношений у нее ни с кем не было уже несколько лет, точнее говоря, с тех пор, как она рассталась с Джадом. И, конечно же, дело было не только в том, что работа в театре не оставляла ей свободного времени. Такое объяснение годилось в качестве отговорки для друзей, когда те заводили разговор на эту тему, но сама-то Джулия знала, что суть в другом. Ей просто не хотелось. Она была по горло сыта связью с Джадом. Джулия даже сейчас приходила в бешенство, стоило ей пуститься в воспоминания. Джад обращался с ней, как со своей личной собственностью. При этом не утруждал себя необходимостью хотя бы ради приличия скрывать от нее свои эскапады с другими женщинами. "Мужчинам это необходимо", - заявил он и заверил ее, что его любовь к ней не имеет к этому никакого отношения. Джулия, однако, придерживалась иного мнения и совершенно не собиралась еще раз пережить что-то подобное. Поэтому она избегала любого мужчину, который давал понять, что заинтересован в длительной связи. Мужчины же, уже имеющие какие-то обязательства перед другими женщинами, вообще не шли в счет.
"В полную противоположность Паоле", - подумала она, глядя на подругу. Паоле Рамирес было совершенно наплевать, свободен приглянувшийся ей мужчина или нет. Она брала все, что хотела. Джулия заметила, что Паола выжидающе смотрит на нее, и прогнала прочь грустные мысли о своей личной жизни.
- Просто я никак не могу справиться с ролью, - вымолвила она наконец, отпив глоток вина.
Паола недоуменно взглянула на нее:
- Что ты сказала? Но ты же великолепна, солнышко! Я имею в виду, что Дерек постоянно хвалит твою работу. Что тебе еще нужно?
Дерек Вайнгертнер был автором и режиссером пьесы. Джулия покачала головой.
- В общем и в целом - да. Но сцены, где я оказываюсь в квартире этого Юппи и должна его соблазнить и где мне нужно стащить кошелек, не особенно его устраивают. А через две недели - премьера.
- Точно. И ты никак не можешь найти нужного тона?
Джулия кивнула:
- Да. Я... ты знаешь, я за всю свою жизнь никогда ничего не украла. - Она усмехнулась, представив реакцию своих родителей, если бы ее когда-либо уличили в воровстве. - Я не воровала даже банальных яблок из соседского сада. И никогда не торговала своим телом ради того, чтобы чего-то добиться. Я хочу сказать, по-настоящему.
- Что значит "по-настоящему"?
- Ну, я имею в виду, что по-настоящему такого еще не делала.
Джулия подумала, что в последние недели отношений с Джадом ее не покидало ощущение, будто ее бесцеремонно используют, но это было что-то другое. В пьесе речь шла о том, что она сознательно идет на связь с мужчиной ради того, чтобы он не выдал ее полиции. И ей самой совершенно не нравилось собственное исполнение.
Паола негромко рассмеялась:
- Я тебе верю, дорогая. К тому же толку от этого бывает немного. - Она вдруг посерьезнела, и Джулии показалось, будто подруге припомнилось что-то не слишком приятное из ее прошлого. Но Паола всего лишь закурила сигарету. - Даже не знаю, чем тебе помочь, Джулия. - Она выдохнула голубоватое облачко дыма. - Я тоже никогда ничего не воровала и... - Паола выпрямилась. - Эврика! - воскликнула она. - Дерек без конца повторяет, что мы должны вдохнуть жизнь в своих героинь, ведь так? А что, если тебе попросту надеть свой костюм, выйти в нем на улицу и что-нибудь украсть? Понятно, что-то не очень крупное, - быстро добавила она, увидев, что Джулия пытается возразить. - Само собой, потом ты все вернешь. Но зато ты, по крайней мере, лично переживешь ощущения человека, совершающего противозаконный поступок. - Она засмеялась. - Только уж, пожалуйста, не входи во вкус, если тебе все сойдет с рук.
- А если не сойдет? - Джулию эта идея не слишком вдохновляла. - Думаешь, мне хочется устроить премьеру нашей пьесы в следственном изоляторе? Это исключается!
- Ладно, успокойся, но тогда я уж и не знаю, каким образом тебе приобрести опыт, чтобы правдиво сыграть эту сцену. Что касается второго момента... - Она задумчиво взглянула на подругу. - Полагаю, ты даже не станешь слушать моего совета, не правда ли?
Джулия покачала головой:
- Могу себе представить, что ты мне посоветуешь. Но чтобы справиться со сценой обольщения, я вовсе не обязана переспать с совершенно посторонним мужчиной. - Она подняла вверх руки. - Подумай сама, что, если мне придется играть в какой-то пьесе наркоманку? Неужели ты думаешь, что я начну употреблять героин?
- Нет, конечно, нет! - Паола задумалась. - Я скорее предложила бы тебе попросить роль врача-терапевта.
- Покорно благодарю, - огрызнулась Джулия. - Но сейчас от твоего совета мало толку.
- Я имела в виду, что тебе не придется совершать настоящую кражу. Ты же сможешь на следующий день все вернуть. Или в тот же день оплатить. Но я действительно считаю, что это отличная возможность проверить собственное исполнение такой роли на публике и посмотреть, насколько правдоподобно ты играешь. Я это один раз тоже проделала, помнишь?
- А как же. Но тут есть существенная разница. Ты все же играла не бродяжку, а даму из высшего общества.
Паола захохотала:
- Да уж. Но дирекция "Рица" чуть было не обвинила меня в мошенничестве.