Вариант третий. Вы меломан. Ваши стены заставлены стойками с компактами, а винчестеры под завязку забиты тоннами MP3-файлов… Трехмерные игровые эффекты вас мало волнуют, а вот качество звука, напротив, жизненно важно! Конечно, идеалом для вас была бы стойка с аппаратурой стоимостью в десятки тысяч долларов – но пока что приходится обходиться обычной персоналкой.
Не расстраивайтесь – и из нее можно выжать неплохое звучание, если обзавестись полупрофессиональной звуковой платой от таких компаний, как Terratec или M-Audio: в области воспроизведения музыки равных им практически нет. Только не стоит кидаться на самые дорогие модели – плата за 150 долл. вам вполне подойдет. Главное условие – поддержка воспроизведения DVD-Audio (этим пока могут похвастаться немногие встроенные кодеки). И не забудьте прикупить качественные колонки со встроенным усилителем – достаточно двух, ведь для музыки объемный звук не нужен.
Вариант четвертый. Вы – профессиональный музыкант (или считаете себя таковым). В таком случае к повышенным требованиям к качеству кодека прибавляется минимальное время задержки сигнала (стандарт ASIO 2.0), а также наличие большого количества каналов для подключения внешних источников звука.
Крайне важен низкий уровень шумов (от минус 120 дБ), наличие полноценных цифровых входов-выходов для соединения компьютера с профессиональной аппаратурой. Не помешает и большая разрядность карты – от 24 бит – и встроенный процессор эффектов. А вот поддержка нескольких колонок или "объемного" звучания чаще всего просто отсутствует – серьезным людям игрушки ни к чему… Словом, вот признаки, которые отличают дорогие платы от Terratec или Apex стоимостью (приготовьтесь!) от 250 до 700 долл.
Вариант пятый. Вы любите не только послушать музыку, но и сами не чужды творчества (не композиторского, упаси Бог! – нам бы чего-нибудь попроще). А значит, вас наверняка заинтересует возможность превращения вашего компьютера в караоке-центр – ведь в Сети можно найти десятки тысяч файлов в формате mid (только мелодия) и kar (мелодия + текст песни)! Качай, подключай микрофон – и изображай из себя хоть Фредди Меркьюри, хоть Николая Баскова. И если живет в вашем сердце такое желание – постарайтесь обзавестись платой, "подогнанной" именно под воспроизведение "синтезированного" звука.
Напомним – при MIDI-синтезе в файле содержится не собственно музыка, а лишь команды процессору звуковой платы: "сыграй мне такую-то ноту на таком-то инструменте". Первые звуковые платы лезли из кожи вон, пытаясь изобразить звук скрипки или гитары (звучало это просто кошмарно!). Потом поумнели – и обзавелись библиотеками с образцами звучания реальных инструментов (их называют "банками"). Чем больше и качественнее банк – тем реалистичнее звучит музыка. Первоначально звуковые банки грузились в собственную память карты – но лет десять назад для этого приспособили оперативную память компьютера.
К встроенным звуковым кодекам системной платы звуковые банки обычно не прилагаются – и правильно, ведь в быту, кроме караоке, MIDI-синтез уже практически нигде не используется! А для карт той же Creative создано громадное количество банков, которые нетрудно найти в Сети. К тому же эти платы снабжены аппаратным модулем спецэффектов, которые могут на лету превратить ваш голос в пищание мышки или громовые раскаты Гласа Богов… Так что для домашней караоке-студии платы Creative станут едва ли не лучшим выбором.
Какой бы вариант вы ни выбрали, не помешает узнать о том, чем отличаются друг от друга звуковые платы различных категорий.
Количество поддерживаемых колонок. Первоначально все платы с поддержкой "трехмерного" звука ориентировались на обычную систему из двух колонок. Однако уже в 1999 г. фирма Creative предложила четырехколоночную систему для создания полноценного "звукового окружения" – пара колонок "переднего плана", пара – "заднего". Соответственно, и выходов для колонок на звуковой карте должно быть два: свой разъем для каждой пары колонок. При этой же схеме к четырем колонкам может быть подключена дополнительная, пятая – сабвуфер, усилитель низких частот. А сегодня стандартной считается поддержка восьмиканального звука (7.1).
Для чего нам нужен объемный звук? Только для двух вещей: современные игрушки (а все они не просто рассчитаны на многоколоночную систему, но и требуют от платы поддержки громадного количества пространственных спецэффектов) – и DVD-фильмы, звуковая дорожка которых изначально "разложена" на нужное количество каналов по стандарту Dolby Digital EX. Сочетание цифрового вывода звука (полное отсутствие искажений и помех) с использованием 8-канальной аудиосистемы "домашнего театра" (5 основных каналов + 2 канала для создания эффекта объемности звука + низкочастотный динамик-сабвуфер) позволяет получить звук небывалой реалистичности.
А вот если вы чаще слушаете на компьютере музыку, чем запускаете модные "стрелялки", не мучайтесь: количество каналов на качестве звучания не скажется никак. И каким бы качеством ни обладали колонки компьютерных комплектов "домашнего театра", они по-прежнему уступают обычной стереосистеме…
Максимальная разрядность и частота записи и воспроизведения звука. Вплоть до 1999 г. большинство звуковых плат поддерживало запись и воспроизведение звука с частотой оцифровки до 44 кГц и разрядностью до 16 бит – эти характеристики соответствуют параметрам звука на обычном AudioCD. Однако сегодня требования к платам значительно повысились – и связано это, прежде всего, с приходом в звуковой мир новых типов носителей. Так, частота оцифровки звука на DVD-дисках составляет 48 и 96 кГц, а разрядность – 24 бит. У новых аудионосителей (DVD-Audio) частота дискретизации может доходить до 192 кГц – поэтому, если вы когда-нибудь собираетесь работать с этим форматом, выбирайте плату стандарта "192/24".
Максимальные значения этих двух параметров важны не только для воспроизведения, но и для записи звука. Правда, частота оцифровки при записи звука даже у последних моделей звуковых карт не превышает 96 кГц.
Может возникнуть вопрос – зачем так много? Известно, что человеческое ухо с трудом воспринимает даже сигнал с частотой 18–20 кГц… Однако не забудем, что мы имеем дело со звуком оцифрованным – и его частота определяет уже совсем иные показатели.
Еще в середине XX века американский математик Клод Шеннон и, независимо, советский ученый В. А. Котельников (скончавшийся в 2005 г. на 97-м году жизни) доказали теорему, в соответствии с которой для качественной передачи звука частота его "дискретизации" при оцифровке должна быть вдвое большей, чем максимальная частота звучания оригинала. Значит, частота дискретизации в 44,1 кГц обеспечивает качественную передачу звука с частотой до 22 кГц.
Важно учитывать и другое: при оцифровке звука сигнал подвергается значительному искажению и упрощению, что особенно ярко проявляется в полосе частот, вплотную прилегающей к "пограничной" зоне. А это значит, что чем выше частота дискретизации, тем дальше отстоит от границы нужный нам "слышимый" диапазон. И тем добротнее он будет записан и воспроизведен.
Поддержка стандартов объемного звучания. В многочисленных аббревиатурах, которые сегодня украшают коробки со звуковой аппаратурой, нетрудно запутаться – Dolby Digital, AC-3, Dolby EX, DTS, THX… Попробуем избавить читателей от головной боли.
DolbyDigital (DD)– стандарты, созданные компанией Dolby Laboratories (в свою очередь, основанной в середине прошлого столетия физиком Рэем Долби). Формат DD, впервые представленный в 1992 г., предполагает вывод шестиканального звука (5.1) – и именно в этом формате записаны звуковые дорожки большинства фильмов на DVD. Термин же АС-3 обозначает систему компрессии звука, применяемую в этой системе.
DolbyEX– усовершенствованная модель DD, представленная в 2001 г. От оригинальной Dolby Digital отличается поддержкой двух дополнительных колонок (7.1). На сегодня Dolby EX считается одной из самых интересных технологий трехмерного звучания, однако записанных с ее использованием фильмов пока немного.
DTS– конкурирующий с Dolby Digital стандарт, созданный студией Стивена Спилберга. Также поддерживает вывод звука на шесть колонок (5.1), однако обеспечивает звучание лучшего качества.
ТНХ.Вопреки расхожему мнению, это не новый "продвинутый" стандарт объемного звучания, а всего-навсего сертификат одноименной компании, созданной знаменитым режиссером Джорджем Лукасом. Аппаратура, удостоенная значка ТНХ, позволяет добиться идеального (по мнению компании) звучания в любом помещении, так что наличие ТНХ-сертифика-та лишним тоже не будет.
Наряду с "киношными" стандартами трехмерного звучания существуют еще и "игровые":
A3D,разработанный компанией Aureal. Стандарты A3D и A3D2 первыми реализовали технологию "трехмерного" звучания на обычной двухколоночной системе, в отличие от Creative, изначально делавшей упор на четыре колонки. Популярность стандарта A3D и сегодня достаточно велика, несмотря на кончину самой фирмы Aureal, бренные останки которой приобрела в вечное пользование… все та же Creative! Сегодня первая версия A3D превратилась в "отраслевой стандарт" и поддерживается многими независимыми производителями звуковых карт. Более совершенная модификация A3D 2.0 поддерживается только чипсетом Vortex 2, карты на основе которого, вследствие банкротства Aureal, сегодня практически исчезли с рынка.