Почему я написал эту книгу
Типографская сетка – это, возможно, наиболее яркое проявление стремления к порядку в графическом дизайне. Упорядочивающее влияние сетки почти всегда можно найти в лучших примерах дизайнерских работ. Это отражение наших попыток сделать пространство упорядоченным, а также способ создания структур, удовлетворяющих как требованиям простых людей, так и требованиям коммерческих организаций.
Неизменный успех сеток основан на идеях, зародившихся, проверенных на практике и завоевавших огромную популярность в начале XX века, когда технология затронула сферу коммуникаций и изменила наш взгляд на дизайн.
Свой вклад в дело внесли целеустремленные дизайнеры, художники и мыслители, которые использовали сетки на практике. Именно их оригинальные и передовые идеи об обществе, искусстве и технологии стали той базой, к которой мы обращаемся до сих пор.
Дизайнерам следует уделять внимание историческому развитию теории сеток, но суть моей книги не в этом. Почти в каждом книжном магазине среди литературы, посвященной дизайну, можно найти много познавательных и интересных книг, связанных с сетками.
Недостаток всего этого множества изданий заключается в том, что бо́льшая часть книг посвящена применению сеток в печатных изданиях. Собственно, эта причина и сподвигла меня на написание книги. В других источниках вы легко можете найти практические рекомендации по "традиционному" графическому дизайну печатных изданий. А вопросам использования типографской сетки в веб-дизайне уделено недостаточно много внимания.
Для кого эта книга
В книге вы найдете наглядные уроки по разработке привлекательных пользовательских веб-интерфейсов на базе сеток. Здесь изложены основы теории сеток и главные принципы их использования, вы найдете множество упражнений, посвященных практической реализации этих идей.
Если вы занимаетесь веб-дизайном, руководите проектами либо просто интересуетесь данной сферой, эта книга для вас. Особенно полезной она будет, если вы хорошо знакомы с базовыми понятиями графического дизайна, типографского дела и собираетесь продолжить учиться.
Если вы еще новичок в веб-дизайне, вам понадобится довольно много информации о принципах создания вебсайтов – только тогда книга действительно вам пригодится. Теоретические сведения и упражнения, составляющие основу этой книги, требуют от читателя навыков по использованию HTML и CSS для создания веб-страниц. Вы должны представлять, как улучшить веб-интерфейс с помощью JavaScript и других технологий. Не обязательно быть профессионалом в данных областях, но необходимо понимать основные принципы работы.
По сути, эта книга почти не затрагивает технический аспект использования сеток в веб-дизайне. Здесь вы не найдете конкретных рекомендаций по написанию HTML-и CSS-кодов, потому что существуют более квалифицированные специалисты и профессиональная литература, посвященная данной теме.
Заключительная рекомендация
Эта книга не является исчерпывающим описанием всех подходов к применению сеток. Она представляет одну точку зрения на проблему – мою собственную, – основанную на моем пятнадцатилетием дизайнерском опыте, связанном с цифровыми СМИ. Поэтому здесь вы не найдете абстрактных упражнений на создание сеток или рецептов на все случаи жизни. В книге я предлагаю описание некоторых проблем, с которыми сталкивался в своей профессиональной деятельности, и разбираю методы, использованные мной для их решения.
Я рекомендую вам более детально изучить вопросы графического дизайна и интернет-технологий. Почитайте работы создателей теории сеток, это позволит вам увидеть все многообразие методов работы с сетками и стать более находчивым, более проницательным дизайнером. Мой главный совет: как можно больше читайте. Не только о сетках, но и о типографике вообще, о компоновке, взаимодействии человека и компьютера, юзабилити, а также о том, как дизайн и технологии изменяют наше восприятие информации. (В приложении вы найдете список рекомендованной литературы.) Я надеюсь, что независимо от того, новичок вы или профессионал, книга "Как спроектировать современный сайт" займет достойное место на вашей полке.
Глава 2. Концепция
Опытные графические дизайнеры, работающие в масс-медиа, хорошо знакомы с преимуществами дизайна, основанного на типографской сетке. Перечислим наиболее важные из них.
• Сетки делают информацию упорядоченной, цельной и гармоничной.
• Сетки позволяют предугадать местоположение информации, что облегчает ее восприятие.
• Сетки позволяют добавлять новую информацию, не нарушения дизайнерской концепции.
• Сетки облегчают коллективную работу над проектом, поскольку конкретные решения не наносят ущерба общей концепции.
Это лишь несколько доводов, подтверждающих выигрышность дизайна на основе сеток, но до недавнего времени они упоминались, в основном, применительно к традиционному графическому дизайну. Меня удивляет, что до сих пор очень мало книг посвящены использованию сеток в цифровых СМИ и при создании пользовательских интерфейсов.
В конце концов, монитор компьютера сам представляет собой тонкую сетку – экран заполнен точками с плотностью 72 пиксела на дюйм, которые образуют эквивалент листа миллиметровой бумаги.
В доцифровую эпоху самые сложные и универсальные сетки рассчитывались с высокой точностью. Столь популярны они стали потому, что отражали существующую в природе математическую гармонию. В онлайновых СМИ математика присутствует не только в роли простого чертежного инструмента, на основе точных математических расчетов строятся и сетки. Каждая линия, блок или изображение, появляющиеся на цифровой сетке, возникают в результате расчетов, выполняемых компьютером.
Поэтому компьютерную сетку можно воспринимать как структуру, которая возникает из двух точек, поставленных на пустом листе бумаги, – она не бросается в глаза, но тем не менее существует. В цифровых СМИ дизайн без сеток невозможен, потому что в основе компьютерного дизайна лежит сетка пикселов.
Следовательно, веб-дизайнеры – во всяком случае те из них, кто склонен к порядку, – хотят влиять на элементы, размещаемые на экране монитора, управлять ими, чтобы подчинить себе эту реальность. Так что сетка оказывается естественным выбором.
Рассматривая приведенные ранее преимущества использования сеток, легко сделать вывод, что они распространяются и на веб-дизайн:
• Сетки добавляют упорядоченность, связность и гармонию веб-страницам с большим объемом информации.
• Сетки помогают пользователям находить нужную информацию при переходе со страницы на страницу, что способствует улучшенному восприятию данной информации.
• Сетки позволяют добавлять новую информацию без разрушения общей концепции, заложенную еще при разработке сайта.
• Сетки облегчают совместную работу над проектом без ущерба для общей концепции сайта.
Можно сказать, что эти преимущества становятся еще более заметными в Интернете, где структура и порядок ценятся больше, чем в печатных изданиях. Хотя основной способ доступа к информации в Интернете – это браузер (то есть программа, предназначенная для просмотра), пользователи все же чаще не просматривают, а ищут информацию и выполняют определенные задачи. Сетки идеально подходят для такой работы. Они помогают пользователям находить информацию, а веб-дизайнерам – размещать материал там, где его легко найти.
Независимо от того, работает дизайнер в печатных изданиях, Интернете или других СМИ, сетки развивают его творческие способности.
Для тех, кто мало знаком с сетками, это утверждение может показаться спорным. Многие новички считают, что сетки предъявляют слишком много требований к внешнему виду и стилю, что сетки ограничивают их свободу выражения и творческие порывы.
Хотя эти мысли некогда были популярны и среди опытных дизайнеров, время показало, насколько они ошибочны. Не случайно свою замечательную книгу "Сетка" (1978)
Аллен Хёрлберт начал с предупреждения:
...
Начнем с того, что сетка в этой книге вовсе не провозглашается безоговорочно основным методом графического конструирования. Немало опытнейших современных худож-ников-оформителей – даже в Швейцарии и Германии, где зародился этот метод, – создают прекрасные композиции, не прибегая к ее помощи.
Прошло более трех десятилетий, и такой осторожный подход к дизайну на основе сеток кажется анахронизмом. Большинство опытных дизайнеров согласны, что сетки помогают в нашей деятельности. В 2009 году известный дизайнер, писатель и теоретик дизайна Эллен Лаптон писала:
...
Называть сетку ограничивающей – все равно что называть ограничивающими язык или типографское дело.
Поэтому сетки можно рассматривать как огромное поле для творчества. Они создают основу, с помощью которой дизайнер может решать разнообразные проблемы и помогать читателям, пользователям и аудитории обрести то, что пытаются найти все люди, – порядок среди хаоса.