Мастер Го[Го учит видеть] - Игорь Гришин страница 6.

Шрифт
Фон

Его удивительный и развёрнутый ответ породил во мне ещё один вопрос. Я немного знаком с Интернет и посмотрел кое какие материалы на эту тему. Я нашёл много интересного и по поводу названия игры. Один из авторов, которого зовут так же, как и меня, заинтриговал меня другим названием. Это название - "И". Я прочёл, что И - это древнее искусство соединения и разъединения. А также о том, что, по мнению автора сайта, И - один из древних индоевропейских корней. Дословный смысл которого весьма близок русскому соединительному союзу "и". Я решил оставить это на потом, но как–нибудь, при случае, спросить Учителя, что он думает по этому поводу. На сегодня у меня был ещё один вопрос. На одном сайте я прочёл о четырёх домах. Это сочетание слов показалось мне интересным в связи с четырьмя углами, и я решил спросить его об этом.

- Действительно, - сказал Учитель, - существует четыре Школы Го, которые можно, пожалуй, назвать четырьмя Го домами. Один из них - условно можно назвать Домом Смерти. Второй - Домом Жизни. Для обозначения третьего и четвёртого я бы использовал слова греческого языка - а именно Космос и Хаос. Первая Школа учила своих адептов тому, что самое главное - уничтожить камни противника. Эффективное или неэффективное действие рассматривалось ею только под одним углом зрения - уничтожаются камни противника или же они остаются живыми. Вторая Школа делала основной акцент на неприступности собственных камней. Непобедимость заложена в себе самом - вот её девиз! Третья и четвертая - по разному понимали устройство Вселенной. Одна считала, что хаос является первопричиной всех явлений и деяний. Адепты этой Школы были просто невообразимыми людьми! Когда нибудь, возможно, я расскажу тебе о них. Четвертая Школа считала, что Вселенная глубоко упорядочена. Скорее всего, построения именно этой Школы были самыми сложными, и показались бы кому то высшим, что было разработано в Игре.

Я выслушал его с ощущением, что я поторопился задать этот вопрос. То, что он выдал мне, не было похоже ни на что из того, что я прочёл где–либо. По сути, мой вопрос был о четырёх го домах феодальной Японии. И я надеялся, что он расскажет мне именно об этом. Его рассказ открыл какую то новую по своей масштабности панораму. Буквально несколькими фразами он смог набросать такие картины, от которых у меня словно выдуло весь воздух из лёгких. Достаточно, сказал я себе. Пусть он обучает меня этому искусству с той точки, с которой посчитает нужным.

Правила Го

В этой главе даются основные правила игры го. Жаль, что эти правила идут без соответствующих диаграмм. С диаграммами они были бы гораздо полезнее читателю. В конце главы приводится довольно пространный экскурс Игоря в его пионерское детство. Хочется заметить, что городские лагеря - это не так уж плохо. И единичный отрицательный опыт автора книги, конечно же, не может служить основанием для того, чтобы считать их опасными для пребывания детей.

Эта глава появилась как результат многих заметок, сделанных в разное время после разговора с Учителем, который произвёл на меня столь глубокое впечатление. У меня накопилось большое количество записей, в том числе на разных носителях. Сначала я просто накапливал, так как не считал их объём и плотность достаточными для обработки. Затем, когда объём превысил необходимый, я начал оттягивать время, поскольку представлял, какой труд нужно в это вложить. Теперь я жалею, что не занялся ими своевременно. Первоначальный анализ позволил бы уточнить многое из того, что теперь уточнить не представляется возможным. Я думаю, что Учитель знал об этой ситуации, и, скорее всего, его план состоял в том, чтобы я на некоторые вопросы отвечал вместо него. Самостоятельно, так сказать. Поэтому не удивляйтесь, что в эту часть вошли не только правила игры, но и то, что имеет к ним лишь косвенное отношение, а также то, что к ним не имеет никакого отношения. Но поскольку мне это теперь уже некуда вставить, то я вынужден был вставить это сюда. Я пытался дать правила насколько возможно хронологически, но, читая текст, вы почувствуете натяжку. Эти кусочки текста набраны мной из разных разговоров. И теперь они напоминают мне строение, сложенное из кирпичей разных эпох и стилей. Я оставил в этой главе некоторые воспоминания своего детства, а также описание одного из своих сражений. Возможно, я зря это сделал, и мне нужно было поступить с этим так же, как я поступил с некоторыми другими своими воспоминаниями. А именно - разорвать и сжечь на небольшом костерке. Это очень интересное зрелище - смотреть, как горят твои воспоминания. Ты пошевеливаешь их прутиком и понимаешь, что больше никогда не запишешь их.

- Всю свою жизнь я рассказываю правила Го, - вздохнул он и улыбнулся.

- Кому Вы рассказываете их, Учитель?

- Кому? - переспросил он, глядя на меня. - Себе, кому же ещё.

- Ну, например, сейчас Вы рассказываете их мне, - возразил я.

- Сейчас? - он с удивлением посмотрел на меня. - Сейчас я тоже рассказываю их себе. Это ты думаешь, что тебе. Так построена ситуация. В этом игра. Но в этом заключена не только игра, но и сами правила. Если я буду рассказывать их тебе, а не себе, то это будет означать, что я думаю, что знаю правила. А это не так.

- Так ты сам не знаешь правила Го?

- Знаю. Но должен каждый раз рассказывать их самому себе снова и снова. Так, как будто я их не знаю.

- Давай начнем с первого, - попросил я, - я буду записывать.

- Не надо включать записывание, лучше включи понимание. Го начинается с пустой доски, это первое правило. Понимаешь ли ты его?

- Думаю, что да, - ответил я. - Что тут непонятного? Го начинается с пустой доски.

- Хорошо, - улыбнулся он, - тогда я проверю тебя. Можно? Где пустая доска, с которой начинается Го.

- Как где? - удивился я. - Да где угодно! Где стоит доска, там и пустая. Или будет пустая. Если она не пустая - надо просто снять камни, которые на ней стоят.

- Снять камни? Как у тебя всё просто. А почему мы имеем право их снять? Как они там оказались? Значит, доска была не пустая? Значит, мы нарушили первое правило? - его брови воинственно нависали над ясными синими глазами. - Ещё вопрос, если позволишь. Где была доска, когда Го учил тебя видеть?

- Сейчас, сейчас, - заторопился я, - я примерно понимаю, о чём ты. Ты хочешь сказать, что либо пещера была доской, либо я сам. Но тогда, если доской была пещера, то Го не могло начаться, так как доска была не пустая. На ней уже стояло не менее двух камней - ты и я. Так, правильно? А если доска - это я, то тогда вроде бы всё в порядке.

- Не в порядке, - возразил он.

- Почему не в порядке?

- Не в порядке, потому что доска была не пустая. Показать тебе камни? Камни, которые стояли на ней, или сам расскажешь о них?

Воспоминание пронзило меня. Действительно, моя доска не была пустой. Ведь я много ждал от того посещения. Взять хотя бы углы древних, которые притягивали моё воображение. Или сетку, о которой я постоянно спрашивал Учителя в то время. И если моя доска была непустая, то Го не могло начаться на ней. Он был прав. Но как ловко он подвёл меня к этому!

- Подожди, подожди, - начал я, - ты хочешь сказать, что люди, которые захотят сыграть в Го по Интернет, тоже будут не с пустыми досками? Вернее так - их электронные доски будут пусты, а они сами - нет? Они будут переполнены такими камнями, что Го не сможет начаться на их главных, а не на электронных досках?

- Именно это я и хочу сказать, - улыбнулся Учитель.

Уф. У меня сегодня хороший день, подумал я. Хороший день, если я без особой внутренней борьбы с собой и над собой уловил смысл его сообщения. Мне явно похорошело. Но тут я вспомнил, что, к сожалению, ничего не записал себе в тетрадь. Даже той краткой формулировки первого правила, с которой он начал объяснять.

- Второе правило Го гласит, - он не дал мне закончить начатую рефлексию, - что камень ставится на пересечение и не передвигается. Что сообщает лично тебе это второе правило Го?

- Второе правило? Что оно сообщает мне? Ну, как что. Оно сообщает, кстати, не только мне. Оно делает игру вообще возможной, - нашёлся я. - Ведь если одни камни будут ставиться в клетки, а другие на пересечения, а потом некоторые камни будут ещё и передвигаться, то получится хаос. Из игры получится хаос, а не игра.

- Неплохо, - улыбнулся Учитель, - но этого мало. Я бы сказал больше. Это ерунда. Ерунда, так как ты всё свёл к настольной игре. В одних настольных играх камни ставятся в клетку, в других - на пересечение. В одних камни передвигаются, в других - нет. Это лишено всякого смысла, а без смысла этого даже не запомнить. Нет, это совершенно никуда не годится.

- А что же тогда, годится, по твоему? - я озадаченно смотрел на него.

- Камень ставится на пересечение, а не в клетку, - начал он, - будто диктуя видимый только ему текст, - это означает, что если камень это ты, то ты должен ставить себя на пересечение, а не в клетку. Ты хоть понимаешь отличие пересечения от клетки? Не на доске, а для себя самого?

- Да, понимаю, - горячась, ответил я, - клетка - это замкнутый мир. Пересечение, перекрёсток - это выход на коммуникации. Тот, кто вышел на коммуникации, выходит вперёд. Это работает везде. В торговле, бизнесе, искусстве, в военной и политической стратегии. И про то, что не передвигается, мне кажется, я тоже понимаю. Не передвигается - означает, что я не могу передвинуть себя прежнего. Я останусь там, в том времени и на том перекрёстке, где я оказался на предыдущей постановке.

Я задумался, а он смотрел на меня, ожидая продолжения.

- Понимаю! Я могу лишь присоединять камни, и только так двигаться по доске! По доске, на которую поставлен!

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке