В данном издании автор продолжает тему, поднятую им в книге "Взаимодействие с силой", и предлагает читателям практическое руководство по русскому рукопашному бою.
В пособии содержатся рекомендации по организации учебных занятий, раскрываются основные аспекты рукопашного боя: конструкция защиты, способы перемещения, ударная техника, описываются работа в системе рукопашного боя, работа с оружием, даются психофизиологические упражнения.
Для спортивных инструкторов, спортсменов, а также всех тех, кто интересуется русским боевым искусством.
Содержание:
Школа Д. Скогорева - взгляд со стороны 1
От автора 2
Глава 1. КОМПОЗИЦИЯ - СТРУКТУРА - СИСТЕМА 3
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РУКОПАШНОМУ БОЮ 5
Глава 3. БИОМЕХАНИКА И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ 6
Глава 4. КОНСТРУКЦИЯ ЗАЩИТЫ 10
Глава 5. СПОСОБЫ ПЕРЕМЕЩЕНИЙ, АКРОБАТИКА 12
Глава 6. СИСТЕМА РУКОПАШНОГО БОЯ 14
Глава 7. УДАРНАЯ ТЕХНИКА 22
Глава 8. РАБОТА В СИСТЕМЕ РУКОПАШНОГО БОЯ 25
Глава 9. РАБОТА С ОРУЖИЕМ 30
Приложения 32
Приложение 1. ЗАЩИТА ОТ УДАРОВ НОЖОМ 32
Приложение 2. ЗАЩИТА ОТ УДАРОВ ПАЛКОЙ 32
Приложение 3. РОЛЬ БОЕВОГО ИСКУССТВА В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ И ДУХОВНОМ ВОСПИТАНИИ ЧЕЛОВЕКА ДРЕВНЕЙ РУСИ 33
Приложение 4. КРАТКИЙ ОБЗОР СТАНОВЛЕНИЯ САМОЗАЩИТЫ В РОССИИ В XX ВЕКЕ 34
Литература 36
Каталог видеофильмов учебно-практических семинаров школы "Сибирский вьюн" 36
Примечания 38
СКОГОРЕВ Дмитрий Викторович
"РУССКИЙ РУКОПАШНЫЙ БОЙ"
Русское боевое искусство
Школа Д. Скогорева - взгляд со стороны
Меня с детства привлекали самые разные виды единоборств. Я успел позаниматься борьбой, боксом, каратэ, ушу… Наверное, потому что мне нельзя было этого делать (из-за плохого зрения), меня манили они, как запретный плод, который, всем известно, сладок.
Я считал, что мужчина должен уметь защитить себя и того, кому вдруг может понадобиться его помощь. По большому, как говорят, "по гамбургскому счету", каждый мужчина должен уметь защитить себя, народ и государство.
То, что сейчас происходит в России, я думаю, можно назвать "мирным" завоеванием нас и с Запада, и с Востока. На телевидении преобладает "лучшее в мире" американское кино, в магазинах импортные товары вытеснены отечественными, да и мораль меняется под напором всего чужеземного явно не в лучшую сторону.
Но не будем о политике и экономике… Рассуждать о них - дело неблагодарное и бесполезное.
Как все это связано с боевым искусством? На мой взгляд - напрямую. Когда после долгого сдерживания на нас снежной лавиной обрушились импортные боевые искусства, они заняли давно пустовавшую нишу: многих привлекало физическое совершенствование, возможность научиться приемам самозащиты, экзотика.
Каратэ, ушу, кикбоксинг, тхэквондо - только выбирай.
И как-то не думалось, что это чужое. Пусть интересное, полезное, манящее… Но не свое. А чужую одежду как ни примеряй…
Да и бесплатный сыр - известно, где бывает.
А через некоторое время мне попали в руки журнал "Русский стиль. Боевые искусства" и новосибирская газета "Боевые искусства России". Для меня стало открытием, что у нас в стране, оказывается, многие понимают и развивают отечественное боевое искусство: в Краснодаре - Алексей Кадочников; в Петербурге - Андрей Грунтовский, Александр Ретюнских (президент Международной федерации русского боевого искусства); в Москве - Александр Белов (славяно-горицкая борьба), Михаил Ребко (современное направление русского стиля "Система"); в Твери - Григорий Базлов… Немало их, развивающих это самое свое, хотя "восточники" и преобладают количеством.
Наконец, повезло еще больше: я познакомился со Школой русского боя "Сибирский Вьюн" и ее руководителем - Дмитрием Скогоревым. После одной статьи были написаны еще несколько, журналистский интерес обернулся занятиями (чтобы почувствовать на практике, что это такое) и двумя семинарами. Надо сказать, я очень пожалел, что не встретил подобного раньше…
- Почему "Сибирский Вьюн"? - допытываюсь я у Дмитрия.
- Название выбрано не случайно. - объясняет он, - вьюн - это и растение, и рыба… Символизирует сложные спиралевидные движения: завивания, обвивания, мешающие движениям противника, сплетение воедино, заполнение пустого пространства - как раз то, что, на мой взгляд, характеризует русские единоборства. Вьюн - этнографическое название. Существует некое "вьюнение" в наработке техники кулачного боя. Также мы соотносим вьюн и хмель, который, в свою очередь, считается духовным растением. Есть и выражение "хмель в голове", означающее измененное состояние сознания, или инакость, - состояние бойца в боевом поединке.
Я испытал инакость на себе. Когда противник непрерывно движется, как бы соединенный с тобой невидимыми нитями, а любое твое нападение, почти незаметно для тебя, "уводится" с траектории атаки и оборачивается против тебя же - в этом мало приятного. Особенно, когда действия противника непредсказуемы.
В "Сибирском Вьюне", как и во всем русском боевом искусстве, нет приемов как таковых: работа строится на принципах и законах природы. Если их соблюдать и умело использовать, тело само адекватно ситуации среагирует на агрессию - вступит с нападающим во взаимодействие, восстанавливающее гармонию и равновесие в реальном мире.
По мере освоения некоторых технических принципов стиль Школы Скогорева стал казаться мне гораздо более изощренным и сложным: со стороны все выглядело простым, естественно происходящим действием в пространстве и времени.
Когда я наблюдал, как работают Скогорев и его ученики против невооруженного противника, противника с ножом, палкой, а также против нескольких нападающих, мне не раз приходила в голову мысль о том, что нам показывают в гонконговских боевиках просто дешевую подделку под настоящее боевое искусство.
Вот бы киношникам снимать свои фильмы с нашими ребятами!
Даже с точки зрения пластики - хореографам стоит оценить своеобразие и красоту их работы! А насколько реальны и тяжелы удары скогоревских учеников, я видел на тренировках, где они, используя принцип "волны", отрабатывают приемы на боксерских лапах, а также применяют их в состязательных боях.
Впрочем, описать, что из себя представляет Школа Скогорева - очень сложно, тем более что Школа постоянно развивается.
Начинали они в конце восьмидесятых, проводили тренировки где придется, порой в подвалах. Казалось, занимались непонятно чем, но уж точно не восточными видами боевых искусств. Собирали обрывки знаний, находили людей, владеющих практическим рукопашным боем, учились у них. Цели, по словам Дмитрия, ставились две: познание внутренних сил человека и работа в бою с противником так, чтобы "побеждать, не побеждая".
После трех лет поисков "вышли" непосредственно на русский стиль рукопашного боя, и дальнейшая работа пошла в этом направлении. Приобретенный опыт стал фундаментом для всего последующего. Их уже интересовала не только практика боя, но и его истоки: философия, культура Руси в целом.
- Чем отличается наше боевое искусство от восточного? Кулачный бой - от рукопашного? - переспрашивает меня Дмитрий.
- Прежде всего внешне, хотя и здесь есть кое-что общее. Но главное - внутреннее отличие. Оно в нашем этническом происхождении. Мы родились на земле русской, сибирской, и все наше мировоззрение строится на этом. Как бы мы ни хотели понять того же буддиста или даоса, мы в полной мере не можем этого сделать, мы - русские. И многое определяет такое понятие, как "род" - Родина. Сейчас очень часто говорят о памяти рода, о зове предков. На самом деле, оно так и есть. Каждый из нормальных людей иногда задумывается о том, кем были его пращуры, на какой земле они родились и жили, а в трудные времена отстаивали ее.
И тем, что мы сейчас живем, мы обязаны им. Тогда сразу возникает вопрос, а что мы оставим своим потомкам? Или это их проблема - как, с чем и где они будут жить?.. Каратэ или айки-до нам чужды. То, что наши ребята успешно осваивают их, говорит лишь о том, что русскому человеку все под силу.
Русский кулачный бой - состязательная культура, она является лишь одним из пластов, срезов многогранной русской культуры. В качестве составных частей она включает и фольклор - песни, частушки, которыми традиционно вызывали на драку, и философию, основанную на вековой морали и вере. В конце концов, это традиция выживания народа и целой культуры.
Вообще, в русском боевом искусстве условно можно выделить три направления: этнографическое, состязательное и прикладное.
С этнографическим и состязательным, я думаю, все понятно. Кулачные бои, устраиваемые во время проведения народных праздников, тяготеют к традиционному обряду и больше относятся к этнографии, самбо, как современный вид спорта, - к состязанию.