Грюнвальд. Разгром Тевтонского ордена - Вольфганг Акунов

Скачать книгу

Если нет возможности читать онлайн, скачайте книгу Грюнвальд. Разгром Тевтонского ордена файлом для электронной книжки и читайте офлайн.

Шрифт
Фон

В книге историка Вольфганга Акунова раскрывается история многолетнего вооруженного конфликта между военно-духовным Тевтонским орденом Пресвятой Девы Марии, Великим княжеством Литовским и Польским королевством (XIII–XVI вв.). Основное внимание уделяется т. н. Великой войне (1310–1411) между орденом, Литвой и Польшей, завершившейся разгромом орденской армии в битве при Грюнвальде 15 июля 1410 г., последовавшей затем неудачной для победителей осаде орденской столицы Мариенбурга (Мальборга), Первому и Второму Торуньскому миру, 13-летней войне между орденом, его светскими подданными и Польшей и дальнейшей истории ордена, вплоть до превращения Прусского государства 1525 г. в вассальное по отношению к Польше светское герцогство Пруссию – зародыш будущего Прусского королевства Гогенцоллернов.

Личное мужество прославило тевтонских рыцарей, но сражались они за исторически обреченное дело.

Содержание:

  • 1. Зачин 1

  • 2. О прусской миссии Тевтонского ордена 2

  • 3. О прусском государстве Тевтонского ордена 5

  • 4. О войнах "мариан" с Литвой 7

  • 5. О христианских разбойниках-"струтерах" 8

  • 6. О политической ситуации в прусском государстве ордена к 1400 г. и о причинах Великой войны с Литвой и Польшей 9

  • 7. Об армии Верховного магистра "мариан" 11

  • 8. О тевтонском оружии ближнего боя 14

  • 9. О стрелках Тевтонского ордена 15

  • 10. О санитарной и провиантской службе "мариан" 16

  • 11. Начало Великой войны 18

  • 12. В преддверии решающей битвы 20

  • 13. О войске "мариан" при Танненберге 21

  • 14. О войске польско-литовской коалиции при Танненберге 23

  • 15. О боевом порядке польско-литовского войска 25

  • 16. Что день грядущий нам готовит? 25

  • 17. О боевом порядке войска Тевтонского ордена 26

  • 18. О вероятном боевом построении противников при Танненберге 26

  • 19. Кровавый бранный пир 27

  • 20. Торжество победителей 31

  • 21. Мариенбургская страда 33

  • 22. Первый Торуньский мир 37

  • 23. Судьба Генриха фон Плауэна 39

  • 24. "Последний аккорд" 41

  • Приложения 42

  • Иллюстрации 59

  • Примечания 60

Вольфганг Викторович Акунов
Грюнвальд. Разгром Тевтонского ордена

Моему сыну Виктору

Бог создал в наше время священные войны для того, чтобы рыцари и толпа, бегущая по их следу… могли найти новые пути к обретению спасения. И таким образом, они не должны полностью удаляться от мирских дел, уходя в монастырь или выбирая другую форму церковного служения, как это было раньше, но могут удостоиться в какой-то мере Божественной благодати, продолжая заниматься своим делом с той свободой и с тем внешним видом, к коим они привыкли…

Гвибер Ножанский, автор "Монтекассинской хроники"

Эй, сюда, псы с павлиньими чубами!

Эй, сюда!

Генрик Сенкевич. Крестоносцы

Maria mild, o Mutter zart,

Sei Du mein Schild zur Himmelfahrt!

Из молитвы рыцарей Тевтонского ордена

© В.В. Акунов, 2016

© ООО "Издательство "Вече", 2016

© ООО "Издательство "Вече", электронная версия, 2016

Сайт издательства

1. Зачин

Не лепо ли бяшеть, братия, начати старыми словесы трудныя повести … а впрочем, лучше

Мы слогом сегодняшним песню начнем,
На происшедшее глянув -
Певцу не к лицу избитый прием,
Ветхий обычай Боянов !

Тевтонский (Немецкий) орден Пресвятой Девы Марии был основан в 1190 г., в ходе 3-го крестового похода, при осаде западными крестоносцами ("франками" или "латинянами") сарацинской (мусульманской) крепости Аккона (Акры, Сен-Жан д’Акра, Акки, Аккарона, Птолемаиды). Немецкие купцы из богатых северогерманских торговых городов Бремена и Любека (ставших впоследствии основой военно-политико-экономического Ганзейского союза) создали, под названием "ордена госпиталя (странноприимного дома) святой Марии тевтонов (немцев) в Иерусалиме", организацию, деятельность которой должна была первоначально ограничиваться уходом за многочисленными ранеными в боях и больными немецкими крестоносцами. Эта задача была поручена членам нового странноприимного ордена ("орденским братьям") монашеского звания. Впоследствии ведущая роль в ордене Девы Марии перешла к рыцарям, которые, также принимая монашеский постриг, приносили обет (то есть обязательство) силой оружия бороться за сохранение Святого града Иерусалима под властью христиан (а впоследствии, после повторной потери Иерусалима христианами, – за его возвращение под их власть). В 1198 г. папа (епископ) римский официально признал странноприимное братство "тевтонов" ("мариан") в качестве духовно-рыцарского ордена Римско-католической церкви под названием "ордена Дома Святой Марии Тевтонской", или "Тевтонского ордена Дома Святой Марии" (лат.: Ordo Domus Sanctae Mariae Theutonicorum). В период своего пребывания в Святой земле (Земле Воплощения, то есть главным образом в Палестине и Сирии) молодой Тевтонский орден оказался не в состоянии сравняться в силе и влиянии с учрежденными там значительно раньше военно-монашескими орденами храмовников (тамплиеров) и иоаннитов (госпитальеров). Сделавшись собственником многочисленных, однако разбросанных по всей Европе и Азии (главным образом, в Сирии, Палестине, Армении , Греции, Южной Италии, на острове Кипр и в Германии) земельных владений, полученных им в дар от светских и духовных властителей, Тевтонский орден в скором времени направил свои усилия на создание, с использованием своего внушительного военного потенциала, собственного единого, централизованного государства, способного обеспечить рост его могущества в большей степени, нежели разрозненные, хотя и многочисленные, мелкие владения. Особо тесные связи с Германией побудили Тевтонский орден отвлечь свое внимание от Святой земли. В 1222 г. "мариане", по приглашению короля Венгрии Андрея (Эндре) II (1205–1235), перенесли свою деятельность в Се(д) миградье (Трансильванию), где король поручил тевтонским рыцарям защищать пограничную область Бурца от нападений язычников-куманов (кипчаков, известных у нас на Руси под именем "половцев") и обеспечить ее колонизацию христианскими поселенцами. Однако уже в 1225 г. ордену "мариан" пришлось, под давлением венгерского короля, завершить этот эпизод своей истории, поскольку король (вообще-то весьма благоволивший соперникам "тевтонов" – иоаннитам) не пожелал терпеть существование автономной орденской области на территории своего королевства.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке