Основной труд Людвига фон Мизеса в области теории познания и методологии. В нем содержатся не только эпистемологические основы разработанного им методологического подхода к экономической теории, но и эпистемология и методология исторической науки. Дана яркая критика таких ложных альтернатив, как историзм и позитивизм. Автор проводит различие между философией истории - комплексом метафизических концепций - и философской интерпретацией истории. Показана несостоятельность марксистского диалектического материализма как одной из разновидностей философии истории. Дана глубокая оценка достижений и перспектив развития западной цивилизации, в основе которой демократия и рыночная экономика, показана нежизнеспособность социализма как системы, не имеющей в своем распоряжении методов экономического расчета.
Для экономистов, историков, философов, политологов, социологов, преподавателей и студентов, а также для широкого круга читателей, интересующихся проблемами философии, экономики, истории.
Содержание:
Предисловие к русскому изданию 1
Предисловие 1
Введение 3
Часть 1. Ценность 5
Часть 2. Детерминизм и материализм 14
Часть 3. Эпистемологические проблемы истории 33
Часть 4. Ход истории 57
Предисловие к русскому изданию
А.В. Куряев, кандидат экономических наук
Знакомство российского читателя с творчеством одного из величайших мыслителей XX в. – Людвига фон Мизеса началось недавно, в начале 90-х годов. Он прославился прежде всего как экономист -- основатель неоавстрийской школы в экономической науке, которую часто называют экономическим либерализмом. Однако менее известно, что Мизес также являлся глубоким философом и политологом.
Его философское наследие, конечно, неразрывно связано с экономической наукой. Мизес всесторонне разработал эпистемологические основания экономической науки и заложил основы новой общей теории познания (последнее остается наименее известным и неоцененным аспектом научного наследия Мизеса, так что нашего читателя ждет еще много открытий). И кроме того, на прочном фундаменте выводов экономической теории он заново сформулировал основные положения утилитаристской этики, уточнив при этом значение основных понятий философии утилитаризма. Правда, большинство современных последователей Мизеса не разделяет его этической теории (что, на наш взгляд, ошибочно). Этическая доктрина современных "австрийцев" базируется на одной из разновидностей теории естественного права.
Возможно, многих удивит тот факт, что в ходе политологического и политического анализа Мизес постоянно обращается к проблемам эпистемологии, а обсуждая эпистемологические вопросы, приходит к политическим выводам. К примеру, он считал позитивизм "эпистемологическим обоснованием тоталитаризма". Но именно в своих эпистемологических сочинениях Мизес разработал, по его собственной оценке, "новую методологию, незаменимую для проведения научного анализа серьезных политических проблем".
Книга "Теория и история" является главным сочинением Людвига фон Мизеса в области теории познания и методологии. В ней содержатся не только эпистемологические основы разработанного им уникального методологического подхода к экономической науке, но и эпистемология, и методология исторической науки. Ядро эпистемологии Мизеса составляет концепция методологического дуализма, основанного на простом, но ключевом положении о том, что метод изучения поведения человеческих существ должен радикально отличаться от метода, с помощью которого анализируются камни, планеты, атомы или молекулы.
Все эпистемологические рассуждения Мизеса начинаются с признания того, что существует фундаментальное различие между областью событий, которые исследуются естественными науками, и сферой человеческой деятельности, являющейся предметом экономической науки и истории. Вообще, предположение о том, что эпистемологические характеристики одной отрасли знания обязательно должны быть применимы во всех остальных, Мизес считал одним из наихудших эпистемологических предрассудков.
В своем произведении Мизес также всесторонне исследует важное для его методологической системы различие между теорией и историей. В центре внимания эпистемологические особенности метода исторической науки – метода специфического понимания посредством идеальных типов (в отличие от категорий и понятий, с одной стороны, естественных наук, а с другой – праксиологии, теоретической науки о человеческой деятельности, частью которой является экономическая теория).
В условиях методологического вакуума, образовавшегося в результате утраты монопольного положения марксистского метода, издание книги Мизеса на русском языке, безусловно, станет заметным явлением в развитии всех общественных наук в России, и ни одно исследование в области общественных наук не сможет считаться серьезным, если в нем не будет сформулирована позиция автора по отношению к идеям, сформулированным в этом произведении.
Предисловие
За свою долгую и продуктивную жизнь Людвиг фонМизес опубликовал много книг и статей. Каждая изних стала важным вкладом в теорию и применениеэкономической науки. Но в их ряду четыре великихшедевра, четыре бессмертных памятникавеличайшему экономисту и исследователючеловеческой деятельности нашего столетия.Первый -- Теория денег и кредита (1912). С этойработой Мизес утвердился как первоклассныйэкономист. В ней он впервые интегрировал теориюденег и теорию относительных цен, а также наметилв общих чертах разработанную позже теориюделового цикла. Второе великое произведениеМизеса -- Социализм (1922), в котором была данаокончательная и исчерпывающая критикасоциализма и показано, что в условияхсоциалистического порядка корректныйэкономический расчет невозможен. Третьим былколоссальный трактат Человеческаядеятельность (1949), в котором изложена целостнаяструктура экономической теории и анализадействующего человека. Эти три работы оставилислед в экономической теории и сыграли важнуюроль в австрийском возрождении, происходившемв США на протяжении последних десятилетий.
Однако четвертое и последнее великоепроизведение Л. Мизеса Теория и история (1957) неимело большого резонанса и редко цитируется дажемолодыми экономистами недавнего австрийскоговозрождения. Оно остается забытым шедевромМизеса. Однако это произведение представляетсобой философскую опору и дальнейшее развитиефилософии, лежащей в основании Человеческойдеятельности. Эта великая методологическаякнига Людвига фон Мизеса объясняет основы егоподхода к экономической теории и дает блестящуюкритику таких ложных альтернатив, как историзм,сциентизм и марксистский диалектическийматериализм.
Несмотря на свою важность, Теория и историяне получила известности, потому что в нашу эпохуслепой академической специализацииэкономическая наука не желает иметь дело ни счем, что имеет привкус философии. Безусловно,гиперспециализация играет свою роль, но впоследние несколько лет интерес к методологии ифундаментальным основам экономической теориирезко усилился. Так что можно было предположить,что уж специалисты в этой области найдут чтообсудить и почерпнуть в этой книге, а экономистыне настолько увязли в жаргоне и путаном стиле,чтобы не откликнуться на ясную и искрометнуюпрозу Мизеса.
Весьма вероятно, что игнорирование Теории иистории связано как раз с содержанием еефилософского посыла. Многие знают о той долгой иодинокой борьбе, которую Мизес вел противэтатизма во имя laissez-faire, но мало кто понимает, чтов среде экономистов существует намного болеесильное сопротивление методологии Мизеса, чемего политике. В конце концов, сегодня средиэкономистов приверженность свободному рынку неявляется редким явлением (хотя и не отличаетсямизесовской безошибочной последовательностью).Но немногие готовы принять на вооружение типичноавстрийский метод, систематизированныйМизесом и названный им праксиологией.
В основе подхода Мизеса и праксиологии лежитконцепция, с которой он начинает Теорию иисторию: методологический дуализм, ключевоеположение о том, что способ и методологияизучения и анализа людей должны радикальноотличаться от анализа камней, планет, атомов илимолекул. Почему? Очень просто: потому чтосущность людей состоит в том, что они имеют цели инамерения и что они пытаются достичь этих целей.Камни, атомы, планеты не имеют целей илипредпочтений; следовательно, они не выбирают между альтернативными курсами действий. Атомы ипланеты движутся или их движут; они не могутвыбирать, производить отбор путей действий,менять свои намерения. Мужчины и женщины могут иделают это. Поэтому атомы и камни можноподвергнуть исследованию, можно вычертить ихкурсы и предсказать траектории. С людьми этогопроделать нельзя; каждый день люди учатся,обретают новые ценности и цели, меняют своинамерения; в отношении людей невозможносформулировать предсказаний, как это можносделать в отношении объектов, не имеющих мозгаили не обладающих способностью учиться ивыбирать.