Политические и религиозные трактаты дают подробное освещение деятельности царей и структуры аппарата управления государством. У царя в Индии эпохи Маурьев были широкие полномочия: назначение и увольнение высших и низших должностных лиц, строительство крепостей, оросительных систем, дорог, портов и т. д., командование армией. Царям принадлежали и законодательные функции, но они были ограничены. Правовые акты и распоряжения царей должны были быть согласованы с религиозными предписаниями, цари осуществляли судебную власть совместно с назначенными из брахманов советниками.
Важным органом в эпоху Маурьев был паришад, состоявший из брахманов и рабовладельческой аристократии, который давал советы царю по важнейшим вопросам внутренней и внешней политики. В государственном аппарате чиновники четко делились на две группы – чиновников центрального и местного управления. Среди высших чиновников особое положение занимали: главный советник и жрец царя (нурохита), командующий армией (сенаиати), высший сановник по судебным делам (охармадъякша) и др. Центральный аппарат управления в Индии, как и в других странах Древнего Востока, разделялся на три ведомства: военное, финансовое и публичных работ.
Местное управление в Индии было очень сложным, так как наряду с чиновниками назначаемыми центральными ведомствами, действовали и выборные чиновники в общинах. В государстве Маурьев выделялись области, находившиеся под управлением и контролем царя, и провинции, обладавшие некоторой автономией, в которых управление принадлежало представителям аристократии или родственникам царей. Провинции, как правило, делились на округа, а округа – на районы (вишайе). Низшей территориальной единицей была община (гана).
В VI–XII вв. Индия представляла собой совокупность многочисленных государств – княжеств, экономически не связанных между собой, объединявшихся время от времени в результате войн вокруг крупнейших княжеств. Такие политические образования как империя Сатаваханов, Харши, Гуптов, Чалукьев были непрочными, отдельные княжества входившие в них сохраняли своих старых правителей. Непрочность этих империй усугублялась относительной автономией крупных сельских общин, состоящих, как правило, из нескольких мелких общин, борьбу с которыми вело центральное правительство с помощью военной силы и бюрократического аппарата. Индусские государства этого времени были монархиями, во главе которых стояли махараджи. Под их властью находилась большая часть земли в государстве. Трон, как правило, переходил от отца к сыну, но в ряде случаев преемник назначался по воле предшественника.
Власть государей ограничивалась религиозными предписаниями, обычаями и силой знати. Индусская политико-религиозная концепция "девараджи" ("хорошего царя"), исходившая из того, что царь является посредником между богами и людьми на земле, предписывала ему выполнение особой дхармы (обязательности). Одной из обязанностей была охрана мира среди подданных и борьба с преступлениями (дананга). Махарадже помогали советники (монтри паришад). В государственном аппарате значительное место принадлежало военным и сборщикам налогов. Эти функции на местах, как правило, совмещали одни и те же лица.
Империи Гуптов и Харши были разделены на провинции (деша, бхути), управляемые начальниками пограничных областей (гонтри) или наместниками (упарика). Провинции делились на округа (вишая). Самой мелкой административной единицей была сельская община во главе со старостой (грамиком).
Во второй половине XII века начались завоевательные походы афганских правителей. Султанам из династии Гуридов потребовалось всего два десятилетия для установления господства над всей Северной Индией, ибо феодальная раздробленность значительно снижала силу сопротивления местного населения. Завоеванные области включались вначале в состав государственных земель державы Гуридов, а затем с XIII в. выделились в самостоятельное государство, получившее название Делийский султанат. В 1229 году Делийский султанат был признан багдадским халифом в качестве независимого государства. Однако тесная связь правителей Делийского султаната с остальным мусульманским миром не прервалась. Султаны Дели продолжали быть ставленниками тех или иных группировок чужеземной феодальной знати: среднеазиатских тюрков, таджиков и персов. Подчеркивая эту связь, султаны формально признавали сюзеренитет сначала багдадских, а затем безымянных халифов. Завоевательные войны и утверждение власти мусульманских феодалов в Индии привели к определенной трансформации индийского феодализма.
В эго время расширяется государственная собственность на землю. Земли бывших индусских князей, изгнанных или истребленных в процессе завоевательных войн, переходят в фонд государственных земель.
Государственная собственность укрепляла позиции чужеземной знати, помогала ей подавить сопротивление индусских владельцев с помощью сильного государства. С государственных земель взимался налог-рента, часть которого поступала в казну, часть – присваивалась феодалами. Все государственные земли в Делийском султанате делились на две категории: халиса и икта. Землями халиса ведали налоговые чиновники государства, землями икта – феодальные держатели-иктадары на условиях несения военной службы в пользу султана.
Делийский султанат был относительно централизованным государством. Эта централизация держалась на силе делийских правителей, которые поддерживали свою власть методами жестокого подавления народного сопротивления и мятежей отдельных феодалов. К централизации толкала правящую элиту угроза монгольского завоевания и отсутствие поддержки со стороны местного населения внутри страны. Делийский султанат был деспотическим государством, там не было общепризнанного порядка престолонаследия. Ислам предписывал султану выполнение ряда обязанностей: защиту веры и толкование священного закона, установление мира среди подданных, защиту территории мусульманского государства, укрепление его границ, ведение войн против врагов ислама, собирание налогов, распределение государственных доходов.
В Делийском султанате не было какой-либо признанной системы государственных органов. Султан вершил дела с помощью тех людей, которых он назначал, произвольно определяя их полномочия. Тем не менее в Индии существовали два главных ведомства: финансовое и военное. Делийский султанат был разделен на 23 провинции. Крупные провинции делились на шики (области). Следующей административной единицей был паргана (район), включающий ряд деревень. Наместники провинций пользовались почти полной автономией во всех внутренних делах своей области, особенно в конце существования Делийского султаната. Провинции копировали центральную администрацию.
Войны султаната привели к созданию в первой половине XIV в. огромной империи, включавшей значительную часть территории Индии.
Но уже в конце XIV в., в результате нашествия Тимура, в Индии вновь восторжествовала феодальная раздробленность. Непрерывные мятежи феодалов привели в начале XVI в. к покорению Северной Индии одним из потомков Тимура Бабуром, бывшим правителем Ферганы, который основал в 1526 году династию Великих Моголов.
Моголы всю завоеванную землю передавали в фонд халисе. Только падишах имел право жаловать землю феодалам в форме условного военного пожалования – джагира, когда даровалась не сама земля, а лишь право сбора ренты с крестьян. Джагирдары, мусульманская знать, получали землю на условиях содержания определенного количества наемной конницы, из которой и состояла государственная армия – главная опора могольских правителей.
Могольская Индия восприняла многие государственные институты и принципы управления, которые были ранее свойственны Делийскому султанату, она была деспотическим государством, основной опорой которого являлась армия и разветвленный бюрократический аппарат, которому были характерны элементы дворцово-вотчинной системы управления, сепаратизм отдельных феодальных групп и крупных общин. Во главе государства Великих Моголов стоял падишах, центральная фигура всей административной и судебной системы Индии.
Падишах Акбар в 1574 году ввел административную систему, которая просуществовала до распада Могольской империи, так называемую систему "мансабдари". На основе этой реформы весь бюрократический аппарат был построен по военному образцу. Высшие чиновники были разделены на 33 ранга. Установленные ранги соответствовали числу наемных всадников, которых они обязаны были выставлять. Могольская империя была разделена на 15 областей во главе с наместниками – хакимами. В каждую область независимо от хакимов назначались фоуджидары – военные начальники, ведавшие военными делами, гомашты сборщики налогов, и начальники городов – котвалы.