В этой обстановке переговоры о мирном, демократическом объединении страны были обречены на провал. В конце июня 1946 года обе его стороны, подталкиваемые СССР и США, перешли к открытой вооруженной борьбе, которая означала новую гражданскую войну (1946–1949 гг.).
Гоминьдановцы во главе с Чан Кайши потерпели поражение, остатки армии эвакуировались с материка на остров Тайвань, где смогли сохранить прежний политический режим.
1 октября 1949 г. в Пекине на центральной площади Таньаньмынь состоялась официальная церемония провозглашения Китайской Народном Республики (КНР), которая уже на следующий день была признана Советским Союзом.
Современный Китай расположен в Центральной и Восточной Азии. На востоке омывается водами Желтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей Тихого океана. На севере Китай граничит с Россией и Монголией, на северо-западе с Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном. На западе Китай имеет границу с Афганистаном, Индией, Непалом на юге с Бутаном, Индией, Мьянмой (Бирма), Лаосом и Вьетнамом, на северо-востоке с КНДР. Численность населения (2003 г.) 1,3 млрд. жителей, по этническому составу: 94 % китайцы, 6 % – другие этнические группы: чжуаны, уйгуры, монголы, тибетцы, хуэй, корейцы, мяо.
Весь период развития Китая 50–70-х гг. был неразрывно связан с политической деятельностью авторитарного лидера страны и КПК, "великого кормчего" Мао Цзэдуна. В 1950 году после захвата Тибета под контролем КПК находилась вся территория бывшей Цинской империи, за исключением Тайваня, Гонконга и Макао. Политическая власть разветвленной сети центральной и местных партийных организаций опиралась на многомиллионный отряд членов КПК (к концу XX в. ее численность превысила 60 млн. чел.), хотя формально в стране сохранялась многопартийность. Высшими органами государственной власти были объявлены законодательной – Всекитайское собрание народных представителей (ВеНП), а исполнительной – Государственный совет (Центральное народное правительство). Юридическим оформлением режима стала Конституция КНР 1954 года.
Строительство коммунистического общества в Китае сопровождалось различными экспериментами ("большой скачок", "чистка аппарата", "культурная революция" и др.), которые затормозили экономическое и культурное развитие страны. Отношения с СССР, поначалу дружеские и добрососедские, резко ухудшились в 1960–61 гг. В 1962 году между Китаем и Индией произошел вооруженный конфликт, вызванный пограничным вопросом в Гималаях. В 1979 году китайские войска предприняли наступление на Вьетнам в ответ на оккупацию Камбоджи вьетнамскими войсками.
"Великая культурная революция", длившаяся с мая 1966 года по октябрь 1976 года, была начата Председателем ЦК КПК Мао Цзэдуном и осуществлялась под его руководством. Для Мао Цзэдуна "простые" китайцы были не мыслящим, понимающим свои нужды и интересы народом, а безликой массой, которую Мао и партия могут воспитывать в духе прекрасных идей и черт социалистического человека. Так были провозглашены линия "большого скачка" ("десять лет упорного труда, а затем десять тысяч лет благоденствия"), генеральная линия "трех красных знамен" (включавшая индустриализацию, создание сельскохозяйственных коммун и революционное сознание), а лозунг "пусть расцветают сто Цветков" (в отношении литературы, искусства и науки), был сменен на "культурную революцию".
Культ Мао Цзэдуна и монопольная власть КПК породили тоталитарный режим, в котором, под оболочкой социалистическо-коммунистической фразеологии, установились порядки, более характерные для феодальных восточных деспотий. В сфере политической жизни они означали беззаконие и произвол властей, игнорирование прав и свобод граждан, отсутствие каких-либо гарантий их неприкосновенности и безопасности.
Над личной жизнью людей был установлен жесткий контроль, особенно проявившийся в казарменной организации народных коммун и в регулировании семейно-брачных отношений. В ходе осуществления очередных политических кампаний применялось массовое насилие. Законность и право не имели места в жизни общества, безраздельно господствовал произвол партийного чиновника. В результате массовых политических репрессий за десятилетие (1966–1976 гг.) пострадало более 100 млн. человек. По признанию современных китайских историков, "культурная революция" вызвала дезорганизацию производства, привела к расстройству управления народным хозяйством, нарушила международные связи Китая, отбросив страну на десятилетия назад. Обострились отношения КНР со странами Запада и СССР. В 1969 году советско-китайский конфликт вылился в вооруженные столкновения в районе острова Даманский и на границе Казахстана.
Культ вождя подпирался и усиливался мелкими культами на местах. Образцом сознательности и преданности идеям "великого кормчего" считалась НОАК (Народно-освободительная армия Китая), которая должна была являться для народа примером дисциплинированности и исполнительности. Официально революцию 1949 года в Китае называли новодемократической. Мао Цзэдун рассматривал "новую демократию" как отдельную стадию в развитии китайского общества, как переходный период к социализму, занимающий довольно длительный отрезок времени после взятия власти. В рамках этого периода он допускал существование отдельных элементов капитализма как неизбежное следствие победы революции в экономически отсталой стране. Но в 1953 году Мао резко изменил свои взгляды, подверг критике тех, кто поддерживал и пропагандировал концепцию "новой демократии", обвинил их в правом уклоне и заявил, что Китай уже вступил в эпоху социалистических преобразовании. Подобный "поворот" – типичный случай непредсказуемости политического процесса в условиях, когда господствовали персонифицированный субъективизм и волюнтаризм.
После смерти Мао обострилась внутренняя борьба в политическом руководстве, наиболее значительными эпизодами которой были гибель в авиакатастрофе официального преемника Мао Линь Бяо, разоблачение и осуждение "банды четырех", во главе с вдовой Мао Цзэдуна, Цзян Цинь.
В октябре 1976 года Китай вступил в новый исторический период, развития. В июле 1977 года, по настоятельному требованию всей страны, Дэн Сяопин был восстановлен на всех партийных и государственных постах, с которых он был снят во вовремя "культурной революции". Состоявшийся в декабре 1978 года 3-й пленум ЦК КПК 11-го созыва, ознаменовал величайший перелом в жизни страны со времени образования Нового Китая, его решения имеют непреходящее значение для страны и народа. На пленуме Дэн выдвинул новый прагматический курс "четырех модернизаций", который получил поддержку и стал воплощаться в жизнь после декабрьскою пленума ЦК КПК 1978 года, который призвал к "раскрепощению сознания" и снял лозунг "классовая борьба – решающее звено", реабилитировал видных деятелей науки, культуры, партии.
Начавшаяся в 1979 году модернизация промышленности, сельского хозяйства, науки и техники, обороны привела к возвышению Дэн Сяопина. Китай приступил к проведению политики реформ и расширению внешних связей, выправляя при этом все левацкие ошибки имевшие место во время "культурной революции" и в предшествовавшие ей годы. При этом во главу угла были поставлены осуществление модернизации страны, всемерное обеспечение пропорционального развития народного хозяйства, реформа экономической и политической системы, что постепенно определило направления осуществления социалистической модернизации с китайской спецификой. Известна крылатая фраза Дэн Сяопина: "Неважно какого цвета кошка, лишь бы она мышей ловила".
Китайский путь "реформ и открытости" Дэн Сяопина в 1979 году начинался с деревни. Начало предусматривало самодостаточность, "опору на собственные силы". Ни государство, ни частные инвесторы ничего поначалу никуда не вкладывали. Лишь идея и практика коммун-монстров с "железной чашкой риса" для всех, введенные Мао Цзэдуном, были заменены в деревне на идею и практику "семейного подряда" с результатами для своих. Дэн Сяопин обратился к конфуцианскому понятию "малое изобилие" ("сяокан": мира в государстве и безбедной жизни народа). Так, от безграничного смыслового ореола коммунистических символов, был осуществлен переход к конкретному образу накопления в видимой перспективе. Отдали исполнителям желанную команду: накапливать (а китайцы склонны копить "на черный день", "бережно сберегать бережно сбереженное") – и, что называется, "процесс пошел".
Реформы начинались с того, что в деревне китайская крестьянская семья (живущие вместе поколения кровных родственников) на основе коллективного (малый клан), реже индивидуального подряда, получала в хозяйственное использование сроком на 50 лет землю.
Все китайцы еще при Мао Цзэдуне на политзанятиях в ходе "Большого скачка" и "культурной революции" учили наизусть его работу "Юй-гун передвинул горы", с идеей не бояться трудностей и возможности достижения результата кропотливым трудом нескольких поколений семьи. При Дэн Сяопине были созданы условия семейного (именно в нескольких поколениях кровных родственников) хозяйства. Дело реформ в сельском хозяйстве пошло, так как у массы крестьян появился интерес работать интенсивнее с видами на будущее. Был включен и "административный ресурс" китайской бюрократии, силой загонявшей крестьян в подряд наподобие советской коллективизации.
Сначала, действительно, только интенсивный и рачительный личный ручной труд семисот миллионов китайских крестьян, получивших перспективу улучшения своей жизни, без оборотных денег, без механизмов, без химических удобрений, без помощи науки, примерно к середине 80-х годов позволил деревне накормить и себя, и город. В китайской деревне появились хоть какие-то тощие накопления для потребления современных городских промышленных товаров.