Может быть смесью просторечия с речью образованных людей: Чиновник суть законоед, он законы жрет (М. Горький, В людях); …Один мне судья: сам Господь Бог, и больше никого. Тот один знает, каков я человек на сем свете суть и точно ли даром хлеб ем. А что касается в соображении до пьянства, то в этом случае виноват не я, а более один товарищ; сам же меня он сманул, да и сполитиковал, ушел то есть, а я… Судьба-то, судьба-то моя, подумаешь! В младых летах был я бит через немца хозяина, в лучший сустав жизни моей бит от своего же брата… (И. Тургенев, Муму).
Апология. См. защищать, оправдывать.
Апория (греч. aporia "пребывание в затруднении") – фигура сомнения, затруднения; прерывание речи вследствие мнимых сомнений, делая вид, что размышляешь. Способна оживить монологическую речь или реплику диалога. Например:
• Конечно, необразованность есть то же неряшество; но, с другой стороны… учить крестьян астрономии… (Ф. Достоевский, Село Степанчиково и его обитатели); Я согласен, что со всеми странами нам нужно быть в хороших отношениях. Но когда говорят, что американцы не оставят нас в беде… что они заинтересованы, чтобы мы процветали… Не знаю… Это, наверное, выше моего понимания.
Апперцепция – восприятие, определяющееся имеющимся жизненным опытом индивида, осмысление воспринимаемого через него, через этот индивидуальный, личный опыт жизни. Когда нам говорят о чем-то, о каком-то объекте, а мы уже как-то знакомы с ним по прошлому нашему опыту, это, следовательно, обеспечивает более осмысленное его восприятие. Конечно, чтобы лучше что-то понять, нужно наращивать любой жизненный опыт, со всем на свете познакомиться. Куда хуже, например, можно понять речь о проблемах молодой женщины, у которой маленький ребенок, если самому его не иметь, не наблюдать эти проблемы каждодневно, а только знать о них понаслышке и размышлять о них чисто умозрительно. Вузовские преподаватели гораздо лучше понимает психологию студентов, потому что они прошли через студенчество, а студенты плохо понимают их менталитет, потому что никогда не были преподавателями. Излагая партнеру по общению свои мнения, чувства, обстоятельства жизни, нужно всегда прикидывать, достаточен ли его жизненный опыт для того, чтобы хорошо их понять.
Аргумент – тот или иной прием убеждения, используемый в речи. Аргументы делят на логические, этические и психологические. См. аргумент к делу, аргумент к человеку, аргумент к пользе и др.
Аргумент к авторитету – указание на положительное (или отрицательное) отношение лица (лиц), к которому слушатели питают уважение и с кем не посмеют спорить, даже если этот авторитет не прав, к рассматриваемому явлению, факту, идее.
• Каждый предпочитает верить, чем рассуждать, говорит Сенека, поэтому легко спорить, имея за себя такой авторитет, к которому противник относится с уважением. А чем ограниченнее знания и способности противника, тем большее количество авторитетов имеет для него значение. Если же он обладает первостепенными познаниями и способностями, то для него или очень немногие будут авторитетами, или никто… Напротив, заурядные люди проникнуты глубоким почтением к специалистам всякого рода (А. Шопенгауэр).
• Первый аргумент можно назвать argumetum ad verecundiam, когда ссылаются на мнения тех, которые приобрели авторитет благодаря своей учености, положению, могуществу или чему-нибудь другому. Действительно, когда кто-нибудь не пасует быстро перед таким аргументом, то мы склонны считать его тщеславным и даже нахальным человеком (Г.В. Лейбниц).
Однако нужно различать, кто является авторитетом для вас и кто для вашего собеседника (вашей аудитории). В случае несовпадения будет коммуникативный провал.
Аргумент к антимодели – указание на действие, решение, которому не надо следовать. Может оказать серьезное эмоционально-логическое воздействие, но нужно точно знать, что указываемая антимодель точно является для собеседника именно антимоделью.
• Вы предлагаете, чтобы везде была строгая дисциплина, ответственность за любой проступок. Но это же тоталитаризм, фашизм! Лагеря!
Аргумент к модели – указание на положительное авторитетное поведение, действие или решение, которое нужно взять за образец. Эффективен, если собеседник разделяет с вами взгляды на кого-то, на что-то как на образец. Ср.
• Смех с глубокой древности были склонны расценивать как нечто низменное и недостойное. Исследователи Евангелия обращают внимание на то, что Иисус Христос никогда не смеялся и не шутил.
• Пишет он стихи, но его нигде не публикуют. Это далеко не Пушкин и не Вийон.
Аргумент к незнанию (манипулирование) указание на недостаточную осведомленность оппонента о предмете речи и защищаемом положении, также упор на то, что утверждаемое положение трудно или невозможно проверить. Не очень достойная речевая уловка.
• Распространено мнение, что мы, мол, питаемся недоброкачественными, экологически нечистыми продуктами и что это ведет к различным болезням и вообще к вырождению нации. Кто так думает, пусть сначала почитает современные научные исследования по этим вопросам и тогда поймет, соответствуют ли такие утверждения действительности.
• Некоторые журналисты с апломбом уверенности пишут, что подлодка "Курск" была поражена ракетой с российского корабля. Но откуда они, собственно говоря, это знают? Они ведь там не были, при сем не присутствовали.
• Вы говорите, что, мол, коррупция процветает потому, что с ней плохо борются. Вы еще слишком молоды, слишком мало у вас жизненного опыта, чтобы судить об этом. Поживете лет двадцать, побольше всего увидите, испытаете – вот тогда ваши суждения будут куда более зрелые.
Аргумент к норме – подведение факта под определенную норму, оправдывающую или объясняющую его. Например, в защиту девушки, начавшей курить, ее родителям могут сказать: Ничего страшного, сейчас все девушки курят. Может быть приемом утешения или вежливости, оправдания недостатка.
Аргумент к пользе – аргумент, стимулирующий осознание слушателями своих интересов в обсуждаемом вопросе, деле, в частности, личных интересов, что может усилить логические аргументы речи или, наоборот, нейтрализовать объективный или справедливый подход к делу.
Ср. на рассуждения о введении сухого закона как решительной меры борьбы против пьянства, могут убедительно возразить: Да, это со временем решило бы проблему пьянства, но вначале это вызвало бы большую социальную напряженность, так как затронуло бы интересы очень многих людей, а кроме того, это лишило бы бюджет важной статьи дохода.
Аргумент из опыта – доказательство, аргумент на основании опыта, опирающийся на практику. Часто имеет характер психологической уловки, на которую не следует поддаваться.
• Из житейского опыта я убежден, что если вложены в человека добрые инстинктивные качества, то как бы ложная сознательная мысль ни сводила его в сторону, в кривые дорожки, натура возьмет свое и выведет человека на прямую дорогу (К.Ф. Одарченко, Речь в защиту Дорвойдта).
Аргумент к жалости – аргумент, рассчитанный на то, чтобы вызвать жалость, сочувствие к обсуждаемому лицу (лицам). Далеко не всегда такой прием этически оправдан, а подчас за ним скрывается обман, который адресату речи следует почувствовать.
• Да поставьте этому студенту "хорошо" вместо "удовлетворительно", иначе ему целый семестр не будут платить стипендию, а он еле-еле сводит концы с концами!
Аргумент к публике (демагогия) – взывание к чувствам, настроениям, предубеждениям слушателей с целью отвлечь их от серьезного и объективного рассмотрения какого-либо вопроса и склонить в его решении в нужном выступающему направлении. Распространенное, хотя и недостойное поведение.
• Господа, в момент, когда вы будете принимать решение, голосовать ли за этот безрассудный новый закон или отвергнуть его, примите во внимание следующее: ныне решительно все – наука, искусство, литература, философия, публика, нации, стремящиеся стать семьями, люди, живущие чувством, люди, живущие верой, гениальные одиночки и широкие массы – решительно все движется сейчас в одном и том же направлении, к одной и той же цели, одним и тем же путем с непрерывно возрастающей скоростью, являя собой изумительное гармоническое единство, которое свидетельствует, что первоначальный толчок этому движению дан самим Богом. Движение девятнадцатого века, великого девятнадцатого века, не есть движение только одного народа: это движение всех народов. Франция идет впереди, другие народы идут за нею следом. Провидение говорит нам: "Идите!" и оно знает, куда мы идем (В. Гюго, Свобода печати, речь в Законодательном собрании).
• Вспоминаю, какое влияние, какое впечатление произвела во время суда над Манием Аквилием речь Марка Антония. Как оратор, будучи не только умен, но и решителен, он, заканчивая речь, сам схватил Мания Аквилия за руку, поставил его у всех на виду и разорвал ему на груди тунику, чтобы римский народ и судьи могли видеть рубцы от ранений, полученных им прямо в грудь; в то же время он долго говорил о ране в голову, нанесенной Аквилию военачальником врагов, и внушил судьям, которым предстояло вынести приговор, сильные опасения, что человек, которого судьба уберегла от оружия врагов, когда он сам не щадил себя, окажется сохраненным не для того, чтобы слышать хвалу от римского народа, а чтобы испытать на себе суровость судей (Цицерон, Против Гая Верреса, О казнях).