Словарь. Культура речевого общения: этика, прагматика, психология - Романова Наталья Игоревна страница 5.

Шрифт
Фон

Выставляют аргумент ad auditores, т. е. недействительное возражение, недействительность которого понимает лишь сведущий человек; сведущ же противник, а не слушатели – поэтому он в их глазах разбит, в особенности если это возражение выставит его тезис как-нибудь в смешном виде (А. Шопенгауэр).

Аргумент к тщеславию – неумеренные похвалы оппоненту, чтобы смягчить его. Не вполне достойное речевое поведение.

Я призываю мудрую и славную палату поразмыслить над тем, что я сейчас говорю (В. Гюго, Семейство Бонапартов. Речь в палате пэров).

И вы называете это законом? Нет, нет! Это никак не закон, и такой документ никогда не станет законом моей страны, – порукой тому порядочность людей, к которым я сейчас обращаюсь! (В. Гюго, Свобода печати, речь в Законодательном собрании).

Аргумент из народного единодушия аргумент, имеющий основание в том, что утверждаемое всеми принимается за истину. Всем хорошо известно, что русские люди – самые гостеприимные, самые доброжелательные люди в мире; Сейчас все уже хорошо понимают и признают, что в России утвердилась свобода слова и ей нет никакой альтернативы.

Производя подобные высказывания, следите, чтобы в них не было слишком большого места для сомнений и чтобы они не звучали с оттенком демагогии.

Да, нет столь бессмысленного мнения, которое люди не усвоили бы себе легко, если только вам удалось убедить их, что оно общепринято. Пример также воздействует на их поступки. Люди – те же овцы, идущие за вожаком-бараном, куда бы он ни повел; для них легче умереть, чем мыслить. Весьма странно, что общепризнанность мнения имеет в их глазах так много значения, хотя уже на самих себе они могли бы заметить, что мнения принимаются людьми безо всякого размышления, а лишь благодаря чьему-либо примеру (А. Шопенгауэр).

Общепризнанность известного мнения, говоря серьезно, не служит ни доказательством, ни даже вероятным основанием его правильности (А. Шопенгауэр).

Аргумент к человеку – указание на недостатки оппонента (реальные или вымышленные) с целью внушить недоверие к его позиции по какому-то вопросу, делу и, следовательно, склонить к своей позиции.

Кому вы верите!? Этот человек бросил жену и ребенка…

Не совсем этичный прием воздействия, основанный на психологической склонности к негативной "предвзятости к чертам".

Аргумент в противоположность (пример в противоположность) – утверждение, идущее вразрез с общепринятым мнением, фактами, с приведением единичного примера, подтверждающего занимаемую позицию.

Так, в разговоре о тяжелом прошлом жизни в селе, о нищете колхозников кто-то может сказать: Не знаю, я приезжал несколько раз в колхоз к моим родственникам и видел, что все сельчане живут благополучно, зажиточно, ни в чем не нуждаются. В разговор о том, что в современной школе мало учителей-мужчин, так как они неохотно идут туда, кто-то вдруг вставляет свое мнение: а я вот знаю мужчину, который с большим увлечением работает в школе, и т. п.

Это раздражает собеседника, знающего предмет, заставляет его думать о недалекости приводящего такой аргумент, о его предвзятости и т. п.

Артикуляция. См. стили произношения. Членораздельная речь – признак культуры речи, нечленораздельная – умышленное или неумышленное проявление неуважения к собеседнику. Разговаривая с собеседником, страдающим нечленораздельностью речи, не следует стесняться переспрашивать его, уточняя, если он что-то произносит невнятно.

Архаизмы – устаревшие слова и выражения типа отверзать, семо и овамо, многажды, подвизаться. Следует употреблять их в общении с высококультурными людьми, скрашивая свою речь, но нельзя ими злоупотреблять: сочтут ретроградом. В общении с малокультурным собеседником или аудиторией от архаизмов лучше воздерживаться, так как речь будет восприниматься как претенциозная; кроме того, что-то вследствие этого будет непонятно.

Ассоциация – связь между отдельными представлениями в сознании человека. Следует стремиться вызывать у слушателя нужные для говорящего ассоциации и специально заботиться о том, чтобы у него не возникало таких, которые не нужны с точки зрения цели речи, не предоставлять возможностей для них, учитывая уровень культуры, пол, возраст, интересы собеседника. Так, использовав выражение упивался своим счастьем, можно вызвать у малокультурных людей ассоциации с выпивкой вина; отметив, что кто-то родился в 1937 году, вызвать у лиц старшего поколения воспоминания о репрессиях, имевших место в этом году. Словосочетание бригады милиции у тех, кто не в ладах с ней, вызовет мысль о гадах милиции и т. п. Ср. паразитические ассоциации.

Гербарт первый показал, насколько неудовлетворительна и поверхностна теория ассоциации идей. Чаще всего идеи не ассоциируются, но взаимно изменяют друг друга; они то соединяются, то вступают в борьбу и отталкивают друг друга (Г. Ришар, Экспериментальная педагогика).

Аттицизм (от Аттика – "область в Греции") – утонченный вкус, изысканность мысли и речи, свойственные древним афинянам; позже стало означать вообще утонченно-любезный, мягкий, приятный стиль речи, удачно-изысканную, остроумную фразу.

Нет такой гремучей змеи, которую нельзя было бы опрятно и грациозно уложить в невиннейшую и грациознейшую корзину, наполненную самыми великолепными и душистыми цветами (Д. Писарев, Реалисты); Давайте я сделаю вид, что вы правы; Если вы не придете, зачем нам и устраивать этот вечер?; В этом вашем возрастном варианте вы для меня не менее интересны, чем в предыдущих. Довольно легко проникнуть в прихожую ее сердца, но внутренние покои всегда наглухо закрыты – быть может, потому, что там никого нет (Жорж Скюдери).

Свидетельство высокой культуры речевого общения.

Аудирование – слушание собеседника или оратора. Говорящий должен, насколько возможно, упрощать изложение мыслей лексически и синтаксически, подравниваясь под аудиторию (не для всякой аудитории требуется очень большое упрощение языка!), не задавать слишком высокий темп речи, четко артикулировать слова. Он должен быть точным с логической стороны. Многие высказывания интерпретируются слушающими не со стопроцентной точностью по отношению к смыслу и замыслу, вкладываемому говорящим. Если слушателей много, то возникают многочисленные и разнообразные интерпретации – у каждого своя. В этой связи забота говорящего в процессе подготовки речи и во время речи должна состоять в том, чтобы как можно больше нейтрализовать возможности неадекватных, субъективных пониманий производимого сообщения. Аудитория тоже отвечает за качество своего слушания. К слушанию нужно быть готовым, подготовленным в разных отношениях.

Вот факторы, снижающие качество аудирования: недостаточность практики слушания, низкая общая культура и образованность аудитора (их нужно постоянно повышать, а иначе зачем, не имея этих качеств, слушать что-нибудь дельное и серьезное?), недостаточная языковая компетентность (это не только в случае, если речь слушают на неродном языке – и свой родной язык подчас знают не очень хорошо, особенно со стороны словаря, терминологии разных наук – и не надо пенять на лектора, что, мол, много употребляет непонятных слов, неужели нельзя говорить попроще?), недостаточная компетентность в отношении темы речи (наоборот, компетентность дает заинтересованность темой и содержанием речи, повышает и степень, и качество понимания).

Следует соблюдать и чисто технические, простые правила аудирования: сосредоточение внимания на слушаемой речи, фиксация взгляда на говорящем, слежение не только за словесной стороной его речи, но и за всей его невербаликой (выражение лица, жесты, манеризмы, все моменты фонации); запись непонятных мест (позже можно спросить говорящего по этим записям), обращение (по возможности, но не слишком часто) к выступающему, лектору с просьбой пояснить непонятную мысль.

Кто говорит, тот сеет, кто слушает, тот собирает (Словарь Даля).

Аудитор – слушатель-коммуникант.

Аффект – состояние сильного возбуждения и запальчивости. Оптимальная реакция – стараться не заразиться этим состоянием человека, который вступил в аффект, не надо оскорблять намеками на то, что он психически ненормален (это чаще всего несправедливо, а главное, не дает ничего конструктивного). Старайтесь успокоить собеседника. Не делать вид, что он во всем не прав, а лишь проявляет несдержанность и невоспитанность. Признать – в этом вы правы, а в этом – нет! что и подействует успокаивающе.

Аффектация – неестественность речи, чувства напоказ, принужденность, притворство, заученность речи. Это обычно обнаруживается по еле заметным признакам (в тоне, жестикуляции, выборе слов), и лицедейство субъекта речи оказывается напрасным – неубедительным. Если это отрицание обвинений, слушатели остаются при своем мнении; если политическая или религиозная аффектация – возникает подозрение в ангажированности или ханжестве. Ср. искренность, неподдельность.

Аханье – неумеренное изъявление радости, изумления, отчаяния, участия. Ах, ах, а пособить нечем. На каждого враля (баяльщика) по десять ахальщиков (Словарь Даля). Нужно воздерживаться от этого, особенно мужчинам.

Ахинея – вздор, нелепица. Ахинейные беседы. Нести ахинею. Отрицательное речевое поведение. Собеседнику не следует поддерживать такой разговор, хотя и не делать грубых отрицательных оценок по поводу воспринимаемой информации.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке

Популярные книги автора