Многие пытались подступиться к секретам еврейского успеха – но всегда смотрели с какой-то одной, более понятной им стороны, через свою "подзорную трубу". Одни слишком всерьез принимали на веру тезис об "избранном народе" и утверждали, что высокие деловые и интеллектуальные способности евреев заложены у них "в крови" – или в генах, если выражаться более научно. Другие считали, что евреи – прирожденные лжецы и воры, и весь их "секрет" в том, что они просто и без стеснения воруют и обманывают. Третьи искали объяснений еврейских успехов исключительно в кумовстве и взаимной поддержке. Не будем сейчас решать, что в сказанном правильно, а что нет. Давайте попробуем разобраться в этом самостоятельно.
В большинстве случаев понятие "успех" в современном обществе связывается с тем или иным уровнем финансового благополучия, или финансовой свободы. И хотя понятно, что деньги не могут принести счастья, но зато, сколько радости они в состоянии доставить! Трудно представить себе жизненную ситуацию, когда деньги оказались бы совершенно лишними или даже вредными.
Отрицать значение денег в современной жизни могут только люди, у которых либо нет денег – и при такой "внутренней позиции" никогда их не будет, либо те, у кого денег столько, что им уже хочется каких-нибудь других радостей, кроме тех, что можно купить за деньги. Обычно это желания из серии "хочу того, не знаю чего". Успешный человек – это человек, который знает, ЧЕГО он хочет, КАК этого достичь и РЕАЛИЗУЕТ свои желания.
Говорят, что для того, чтобы управлять или использовать в свою пользу любую сложившуюся ситуацию (то есть, когда уже есть ответ на вопрос "Что"), надо найти ответ на вопрос "Как?". Правильно заданный вопрос содержит в себе уже большую часть ответа. Для того чтобы задать вопрос о той или иной ситуации, ее надо осмыслить. Поэтому осмысление ситуации или явления – первый (но не единственный!) шаг к управлению ими. Осмысление предпосылок и своих возможностей к успеху – это, на самом деле, решительный шаг к собственной успешности!
Подлинная успешность опирается на "внутренний человеческий капитал" и только потом – на финансовые возможности. Современная психологическая наука помогла экономистам довольно точно определить параметры товара под названием "человеческий капитал". Чаще всего его определяют как врожденные и приобретенные способности, навыки, знания и склонности, которые приводят к экономическому успеху.
Каковы же эти способности? Для ясности разделим их на приобретенные (в результате усилий самого человека), врожденные – переданные с генами, и наследственные – унаследованные в результате передачи социального и общественного статуса. Но даже здесь не все так просто.
Приобретенные – как результат обучения - знания, навыки, профессиональные возможности.
Приобретенные – как результат упражнений, развития и тренировки - память, внимание, способность воспринимать новые знания, скорость получения информации (в простейшем случае – скорость чтения), широта мировоззрения и способность к осмысленному восприятию собственной жизни и мира.
Приобретенные – в процессе формирования характера и привычек, как результат воспитания - вера в собственные силы и способности, любознательность и желание узнавать новое, четко поставленные жизненные цели, соответствующие этапу жизненного пути, умение принимать чужое мнение – сохраняя при этом собственное, желание развиваться и совершенствоваться, позитивные жизненные приоритеты – здоровье, семья, творчество, деятельность, прочность характера, способность справляться с трудностями и неудачами, жизненная стойкость.
Врожденные – переданные при зачатии - зрение, слух, разум, здоровье физическое и психическое.
Наследственные – положение, социальный статус, связи и стартовые финансовые возможности.
Ученые, изучавшие роль "человеческого капитала" и пытавшиеся найти наиболее эффективные пути накопления такого капитала, довольно давно обратили внимание на культурный феномен еврейских общин Европы и Америки. Но этот объект изучения оказался очень непростым. Большинство привычных методов и критериев, которыми привыкли руководствоваться американские экономисты и психологи, "буксовали" или давали слишком необычные данные при изучении еврейских общин Америки. Так, к примеру, экономисты при исследовании "человеческого капитала" были свято уверены в объективности такого критерия, как "годы обучения". Но при изучении еврейских общин профессиональная успешность слишком часто не совпадала с количеством времени, затраченным выходцами из еврейских семей на получение формального образования.
Это был крайне неприятный для исследователей результат – ведь в этом случае при исследовании "человеческого капитала" возникала необходимость учитывать такие "неуловимые" показатели, как черты характера, различные поведенческие и психологические модели поведения, "национальный опыт", – все, что передается не в учебной аудитории, а в пределах семьи и национального сообщества. Неприятным этот результат стал еще и потому, что результаты исследований показали некое преимущество выходцев из еврейских общин, которые демонстрировали более высокий уровень профессиональной и финансовой успешности, причем не за счет более длительного или обширного систематического обучения и образования, а в результате неких национальных или семейных жизненных стратегий, опыта, передаваемого из поколения в поколение. Мало того, что такой опыт с трудом поддается учету. Здесь возникает так раздражающее американских "ревнителей равных прав" некое неуловимое преимущество (а это "больная мозоль" американских моралистов и уравнителей, которая не дает им покоя уже не один век!) – выходцы из еврейских общин, с невысоким (по европейским и американским меркам) образовательным цензом, становились успешными дельцами и финансистами, зачастую превосходя в своем финансовом успехе представителей Фамилий (именно так – с большой буквы), уже несколько поколений трудившихся в этой сфере. Примеры такой успешности можно найти в истории американской экономики первых лет XX столетия в избытке. А это значит, что "еврейский опыт" накопления "человеческого капитала" оказывается:
• Трудно управляемым со стороны государства (а ЛЮБОЕ государство ОЧЕНЬ хочет управлять ВСЕМИ сторонами жизни своих граждан).
• Недоступным для воспроизведения со стороны государственной системы образования и ВСЕОБЩЕГО равного использования.
• Возможным для использования только в ИНДИВИДУАЛЬНОМ (или семейном) порядке как "штучный", уникальный образец "человеческого капитала".
При этом взгляд на исторический опыт евреев показывает, что у этой точки зрения есть серьезные обоснования. Посудите сами, в то время как в начале XX века большинство евреев прозябало в бедности, то уже к середине столетия этот народ приобрел тенденцию непропорционально преуспевать в странах с демократическим государственным устройством, где им позволялось конкурировать на равных условиях и законной основе с представителями "титульных" наций. Это имело место сначала в Центральной и Западной Европе, а затем и в Соединенных Штатах.
Как мы уже разобрались, осмысление явления – первый шаг к управлению им. И действительно, "стратегия человеческого капитала" теперь в моде. Но попробуем на минуту предположить, что многие из способностей и рассматриваемых склонностей успешного еврейского народа являются продуктом исторического процесса, который может быть понят и объяснен только в исторической перспективе, но не может быть воспроизведен в массовом порядке? Что если эта история "вросла" в каждого еврея, закрепилась в нем на генетическом уровне?
На самом деле то, что не может быть объяснено и повторено чисто экономическими методами, может быть раскрыто методами психологии и истории. В этом отношении история еврейского народа, его жизненный уклад и окончательное становление капиталистической системы связаны тесно и неразрывно. Подобные культурные соображения просто не вписываются в категории, которыми, зацикленные на цифровых показателях, предпочитают думать экономисты и государственные чиновники.
Если смотреть на историю делового успеха евреев в Европе и Америке, то заметнее всего еврейские достижения в торговле. Экономически и рационально это как раз легко объяснимо.
Торговля – сфера наиболее быстрого накопления капитала. Торговая деятельность не требует больших вложений, быстро самоокупается и выходит на прибыль. Первые поколения еврейских состояний (как, впрочем, и британских, и американских) были созданы именно в торговле. Эмигранты, приезжавшие в США, беженцы от революций и погромов в странах Европы объективными причинами были вытеснены в те экономические ниши, которые были еще свободны. В поисках новых рынков товаров и услуг евреи создавали новые формы розничной торговли – от универмагов до мелкооптовых магазинов. И не надо думать, что это исключительно американская экономическая специфика, вовсе нет.