Наблюдая за евреями. Скрытые законы успеха - Евгения Шацкая страница 6.

Шрифт
Фон

Еще в 1790 году московское купечество подало жалобу властям, в которой писалось о том, что еврейские торговцы в Москве пользуются запрещенными приемами торговли, чем наносят вред торговле традиционной, а дешевизна их товаров доказывает только одно – что товары эти контрабандные. Одновременно подали жалобу и еврейские купцы, что им чинятся препятствия в торговле. Проблему сочли настолько важной, что ею занимался Совет государыни (Екатерины II). Из всех еврейских "вин" подтвердилась только одна – еврейские торговцы стали разносить товары по домам, чем открыли для себя новую экономическую нишу, которую их московские конкуренты попросту просмотрели. И хотя одним из результатов этой тяжбы стало введение "черты оседлости", пример достаточно показательный.

Кстати, единственным социальным противовесом успешности и оборотистости еврейских купцов и промышленников в России на рубеже и в начале XX века были купцы, происходившие из семей староверов. Интересно это тем, что именно у староверов существовал семейный уклад, своей глубинной сутью очень похожий на еврейский – ограниченный большим количеством бытовых и религиозных требований и установлений, достаточно суровый, с большим уважением к писаному слову. Чуть дальше мы будем подробно рассматривать особенности еврейского воспитания и семейного уклада, но сейчас хочется заметить, что есть еще один народ, чья жизнь ограничена многими правилами и ритуалами, и он тоже продемонстрировал в XIX и XX веках громадную капиталистическую успешность.

Это, как ни странно, японцы (а сейчас их "экономическое чудо" повторяют и другие страны Дальнего Востока). Кстати, есть еще одна общая черта, которая роднит евреев, староверов и японцев – практически 100-процентная грамотность на протяжении нескольких столетий.

Феномен связи "капиталистической предприимчивости" с суровым семейным и жизненным укладом, образом жизни, прочно стоящим "в рамке" ритуалов (религиозных и социальных), многими тщательно и повседневно соблюдаемыми традиционными обычаями и законами, еще ждет своих исследователей. Но и сейчас можно сделать один вывод – строгое воспитание и четкие обязанности в результате формируют стойкие характеры. В подтверждение этого тезиса легко привести и еще один пример: выходцы из британских закрытых школ, которые стали самыми успешными из колонизаторов, поставив чуть ли не полмира под власть британской короны. Именно они, с "жесткой верхней губой", были костяком великой Британской империи.

А теперь посмотрите, какие "свободные нравы" царят в американской или европейской общедоступной школе – и сколь жесткая дисциплина в закрытых учебных заведениях, где воспитывает своих детей финансовая и политическая мировая элита. И сколь разные результаты мы видим на выходе из этих учебных заведений… Поневоле вспоминаешь Роберта Кийосаке (американца японского происхождения!), который в каждой книге повторяет: наших детей не учат быть финансово независимыми и счастливыми, их учат быть наемными рабочими и поддерживать уровень доходов на той грани, когда человек может обеспечить себя самым необходимым и поддерживать здоровье на том уровне, чтобы доработать до пенсии.

Но вернемся к истории "капитализации евреев".

Кроме торговли, наиболее быстро растущим сектором экономики, начиная с конца XIX века, была так называемая "сфера услуг", в которую часто включают распространение информации и развлечения – от газет до водевиля, от фильмов до коммерческих спортивных состязаний – виды деятельности, в которых евреи были особенно заметными. Кому интересно искать подтверждения этим выкладкам – пусть почитает, например, историю становления Голливуда…

Кроме того – и этому есть подтверждения в конкретных цифрах – евреи имели и имеют тенденцию преуспевать в профессиях, требующих специальных знаний, таких как медицина, юриспруденция, финансы, которые занимают центральное место в современном капиталистическом обществе.

Факт, что евреи в течение долгого времени были меньшинством, подвергавшимся дискриминации, иногда подается как причина их тенденции посвящать себя торговле, финансам, и тому подобным профессиям. Но далеко не все национальные меньшинства, долго подвергающиеся дискриминации, преуспевают в условиях рыночной конкуренции.

Американские исследователи склонны объяснять "непропорциональность" еврейских достижений тем, что у евреев было больше опыта в торговле, чем у большинства других групп. Подразумевающееся знание искусства покупки, продажи, расчетов прибылей, которое передавалось внутри семей, связанных с бизнесом, помогает объяснить, почему евреи были более успешными в этой сфере. Кроме того, в Европе и России евреи долгое время исключались из хорошо развитой экономики землевладения и из многих других областей, которые сохранялись за христианами. Поэтому они научились постоянному поиску новых возможностей на неосвоенных рынках, например, зарабатывая мелкой торговлей вразнос, создавая новые продукты или новые формы маркетинга.

Кроме того, религиозная культура евреев поощряла взрослую грамотность, по крайней мере, для мужчин, и уважение к книжным знаниям. Такое отношение переносилось с религиозных текстов на светские формы образования. В результате евреи были чрезвычайно ориентированы на получение образования и готовы были отложить текущие удовольствия ради получения лучшего образования.

В действительности все и так и не совсем так.

Евреи являются одним из немногих народов, который был почти поголовно грамотным практически на всем протяжении своей истории. По сравнению с Европой или Россией, где всеобщая грамотность является завоеванием лишь XX века, – это громадное преимущество. Не углубляясь в дебри психологии, достаточно сказать, что чем раньше ребенок обучается грамоте, тем лучше и эффективнее его разум усваивает способность манипулировать символами и абстрактными понятиями. Это создает предпосылки для успешной деятельности, там, где важен именно этот компонент интеллекта – в медицине, юриспруденции, архитектуре, науке, философии.

Даже на уровне бытового общения человек, уверенно владеющий грамотой и счетом, обладает преимуществом перед своим неграмотным соседом.

– Изя, сколько будет дважды два?

– А мы должны – или нам должны?

Почему владеющий грамотой и счетом должен стесняться своих знаний? И почему он не должен этим преимуществом пользоваться? А если это преимущество над неграмотными соседями постоянно присутствует на протяжении трех тысяч лет? Как в такой ситуации может не сложиться в семье и в народе уважительное отношение к грамоте и книжному знанию, которые обеспечивают это зримое превосходство? Ответ очевиден. И мы видим первый из глобальных еврейских секретов – уважение к грамоте, книжному знанию, учебе.

Это положение очень хорошо подтверждает существовавший в еврейских общинах обычай – капнуть медом на страницу первой книги, с которой ребенок начинал учение.

Отец укутал меня в талит и на руках понес в хедер, который был почти в миле от дома. Меня встретил учитель и показал мне большую таблицу с буквами древнееврейского алфавита. Но до начала урока мне дали попробовать меду. "Сладок ли мед?" – спросили меня. "Да, сладок", – ответил я. И тогда мне сказали, что сейчас для меня начнется изучение Торы, а Тора слаще меда. А потом мне показали первую букву, алеф.

Давид Блуштейн

Очень многое можно сказать о бессознательных чаяниях народа, рассматривая деяния его героев – тех героев, о которых сложены народные мифы. Помните, что было первым деянием Геракла? Он задушил змей, пробравшихся в его колыбель. А первым деянием Ильи Муромца? Он, всю жизнь лежавший на печи инвалид, слез, чтобы напоить странников, заглянувших в его избу. А знаете, что мы услышим о первом деянии Авраама – величайшего героя еврейской мифологии? Рассказ о том, как младенцем Авраам достиг понимания того, что у этого мира единственный Творец, пришел к идее единобожия, к осознанию цельности этого мира.

Боюсь, что далеко не всем понятно значение этого озарения Авраама. Кто-то может сказать, что это всего лишь мифы, а кому-то может стать обидно за того героя, которого он считает "своим". Но поверьте, это революция сознания, на фоне которой открытия Маркса, Эйнштейна, Фрейда кажутся карликовыми….

Евреи на протяжении практически всей своей истории в большей своей части были городскими жителями – а общая подвижность культурной жизни и прогресс в городах всегда были выше, чем в деревне.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке

Похожие книги