В первом тысячелетии до нашей эры Урарту было могущественным царством, соперничавшим на юге с Ассирией. В те времена в Урарту позаимствовали шумерскую клинопись, а государственные документы были написаны на аккадском языке. Однако родной язык его первых обитателей не относился ни к семитской группе (как аккадский), ни к индоевропейской группе (как у соседей на западе). Может быть, это был предшественник шумерского языка? И не был ли Арарат первым домом шумеров, которые, по свидетельству Библии, были народом, пришедшим с востока и поселившимся в земле Шинеар (древнееврейское название Шумера)? Эта версия согласуется с преданиями и легендами жителей Урарту, в которых утверждается, что они были потомками переживших Потоп за пределами Ноева ковчега.
Рис. 9
1) Средиземное море, 2) Микенцы, 3) Стамбул, 4) Троя, 5) Крит, 6) Кипр, 7) Хатты, 8) Хетты, 9) Урарту, 10) Митанни, 11) Амориты, 12) Ханаан, 13) Синай, 14) Египет, 15) Красное море, 16) Фестос, 17) Кноссос, 18) Алалах, 19) Угарит, 20) Кадет, 21) Библос, 22) Сидон, 23) Тир, 24) Дамаск, 25) Меджиддо, 26) Иерусалим, 27) Мемфис, 28) Фивы, 29) Сиен (Асуан), 30) Каркемиш, 31) Ниневия, 32) Мари, 33) Вавилон, 34) р- Халис, 35) озеро Ван, 36) р. Тигр, 37)р- Евфрат, 38)р. Нил.
Однако основная причина моей заинтересованности "безголовым астронавтом", как я назвал этот предмет, заключалась в его связи с космосом. Тот, кто читал мою книгу "Двенадцатая Планета", знает, что в шумерских описаниях Потопа (которые легли в основу Книги Бытия) рассказывается, что боги-аннунаки, летавшие вокруг Земли на своих воздушных и космических судах во время наводнения, тоже приземлялись на вершины горы Арарат. Согласно месопотамским текстам, бог Энлиль был привлечён запахом жареного мяса - это Ной приносил жертву богам.
Поэтому для меня находка древнего изображения астронавта и ракеты в местах, связанных со Всемирным потопом, не кажется такой уж невероятной.
Однако самой главной новостью журнальной заметки можно было считать утверждение, что артефакт действительно находится в музее Стамбула.
В марте 1994 года я узнал, что редактор издаваемого в Дюссельдорфе журнала "Magazin 2000" Михаэль Хеземан собирается в Турцию, и попросил его использовать свои журналистские связи, чтобы найти артефакт и выяснить его историю. Он выполнил мою просьбу и опубликовал отчёт о своих изысканиях в 94-м номере журнала.
Да, он здесь, ответили Михаэлю в музее Стамбула, когда он спросил об артефакте и показал копию статьи из британского журнала, которую я прислал ему. Через пять минут предмет принесли. Его показали, но фотографировать не разрешили.
"Как и когда этот предмет попал в музей?" - спросил Хеземан. В статье приводится следующий ответ сотрудников музея (перевод с немецкого):
Этот предмет был конфискован пару лет назад у покидавшего страну туриста. Турист купил его и собирался вывезти за границу, хотя вывоз древностей из Турции запрещён.
"Но почему этому удивительному артефакту не нашлось места в экспозиции?" - поинтересовался Хеземан. Потому что это подделка, ответили ему! "Но почему вы в этом так уверены?" - продолжал настаивать репортёр. На это последовало следующее объяснение, приведённое в журнальной статье:
По своему стилю он не соответствует эпохе, которой он якобы датируется. Он выглядит как космический корабль - а их в те времена, разумеется, быть не могло. Кто-то позволил себе розыгрыш…
Другими словами: он не может быть аутентичным, потому что в этом случае он свидетельствовал бы о существовании чего-то такого (астронавты, космические корабли), что не может быть аутентичным…
И только во время работы над статьёй немецкому журналисту пришёл в голову вопрос: если этот предмет был подделкой, изготовленной в наши дни, зачем его конфисковали? Почему его не вернули "туристу"?
Статья в "Magazin 2000" побудила конкурирующий с ним немецкий журнал "GRAL" предпринять собственное расследование. В июле 1994 года после нескольких запросов они получили письмо из музея за подписью доктора Есин Эрен, в котором утверждалось, что "объект" является подделкой, изготовленной "из гипса и мраморного порошка". Однако в письме была изложена совсем другая версия того, как этот артефакт попал в музей:
Этот предмет был привезён в Археологический музей Стамбула в 1973 году торговцем древностями, который хотел продать его. Но после того как выяснилось, что это подделка, торговец не стал его забирать. Однако в "Энциклопедии неопознанного" эта информация отсутствовала. Именно энциклопедия стала источником сведений для статьи в журнале "Magazin 2000". Данный объект очень лёгкий, и это подтверждает, что его изготовили методом литья.
Таким образом, согласно этой версии не было ни туриста, ни конфискации. Какой-то торговец древностями хотел продать артефакт музею, но отказался от своего намерения, выяснив, что это подделка.
Эту же версию - о торговце древностями, имя и адрес которого были неизвестны, - повторили двум редакторам журнала "GRAL", которые в конце того же года посетили музей. Они придерживались мнения, что в доисторических астронавтов верят только чокнутые, и пришли к выводу, что "объект" представляет собой отлитую из гипса современную игрушку. Тем не менее, они не могли привести пример игрушки, которую можно было бы сравнить с этим предметом.
Противоречивые версии о происхождении "объекта", а также то обстоятельство, что музей поначалу отрицал своё владение им, ещё больше усилили моё любопытство - особенно с учётом того, что у меня была причина верить в его аутентичность.
Благодаря моим постоянным напоминаниям, мои единомышленники в Турции искали и в конечном итоге нашли экземпляр третьего номера журнала "Billinmeyen". В статье, дата выпуска которой отсутствовала - вероятно, она была опубликована в начале 80-х годов, - воспроизводился отрывок из "Энциклопедии неизвестного", которая выходила в Турции в 70-х годах в виде еженедельных выпусков.
В заметке под заголовком "Фигурка астронавта скрывается в Археологическом музее Стамбула" рассказывалось, что изображённый на фотографии артефакт был найден "…в 1973 году в ходе плановых археологических раскопок в древнем городе Тушпа (современное название Топраккале) к юго-востоку от озера Ван, на территории, где с 830 по 612 год до нашей эры существовало государство Урарту. Этот удивительный предмет теперь хранится в Археологическом музее Стамбула, но не выставлен в экспозиции. Причина этого неизвестна, поскольку никаких официальных заявлений на этот счёт не делалось".
Исполненный решимости развеять покров тайны, окружавший этот артефакт, весной 1997 года я направил свою экспедицию в Турцию. Вооружившись письмом от турецкого посольства в Вашингтоне, я посетил Археологический музей Стамбула и встретился с его директором/доктором Элпеем Пасинли, а также другими сотрудниками. Вытащив из портфеля подборку журнальных статей и разложив их на директорском столе, я понимал, что он не сможет отрицать тот факт, что в музее хранится этот "объект". "Почему его не выставляют?" - спросил я.
"Мы не включаем в экспозицию подделки", - ответил директор. А почему артефакт считают подделкой? Директор привёл две причины. Во-первых, в древности не было никаких ракет и астронавтов; во-вторых, этот артефакт является уникальным и единственным в своём роде - обычно археологи находят похожие объекты, с похожими узорами, образами и выполненные в том же стиле, но в данном случае его не с чем даже сравнить, и это вызывает подозрения.
У меня имелись возражения по обоим пунктам, но я подробнее остановился на втором. Объект может быть аутентичным даже в случае его уникальности; примером тому служит знаменитый Фестский диск, найденный на Крите в 1908 году авторитетными археологами. На нём нанесены иероглифические знаки, которые до сих пор остаются нерасшифрованными, поскольку ни на Крите, ни где-либо ещё не найдено похожего шрифта. Тем не менее, аутентичность этого артефакта не вызывает сомнений.
Более того, продолжал я, изображения похожих "ракет" с экипажем были найдены - если не в Турции, то в Америке!
"В Америке? - удивился директор. - А вы можете показать их мне?" После возвращения в Нью-Йорк, ответил я, и в свою очередь поинтересовался, может ли он показать мне этот предмет. Директор колебался. Наконец он сказал, что у него назначена встреча, и попросил меня вернуться в два часа.
Он ушёл, но я остался. "Мы никуда не идём, - сказал я своему гиду. - Будем сидеть в приёмной и ждать". Так мы и сделали.
После долгого ожидания к нам вышел заместитель директора музея Сефер Арапоглу. Он сообщил, что доктор Пасинли задерживается и что он сам покажет мне "объект".
Заместитель директора провёл нас в соседний кабинет, открыл выдвижной ящик шкафа и извлёк оттуда застеленный синим бархатом поднос. На подносе лежал темно-жёлтый предмет. "Вот он, - сказал заместитель директора и протянул нам поднос. - Можете смотреть - только не фотографируйте".
Мы все встали, и я быстрым взглядом окинул артефакт. Он выглядел точно так же, как на фотографии (см. рис. 10). И что дальше?