Рис. 10
"Я могу присесть? - спросил я у мистера Арапоглу. Смутившись, он кивнул.
В кабинете у окна располагался небольшой диван с кофейным столиком. Я направился к дивану и сел. "Можно взглянуть поближе? - попросил я. - Вы не могли бы поставить поднос на стол?"
После некоторых колебаний заместитель директора выполнил мою просьбу. Не очень охотно он позволил мне повернуть артефакт и взять его в руки. Так же неохотно он разрешил гиду сфотографировать предмет моей любительской камерой - при условии, что сам я не попаду в кадр (на снимке видны только мои руки - см. фото 4). Наши вежливые препирательства, во время которых я пытался преодолеть то один, то другой запрет, продолжались до появления доктора Пасинли. После этого нас всех провели в его кабинет, а артефакт поспешно убрали на покрытый бархатом поднос в ящик шкафа.
"И что вы об этом думаете?" - спросил доктор Пасинли. "На вид и на ощупь создаётся впечатление, что он изготовлен из какого-то пористого материала, похожего на лёгкий камень, но не из гипса", - ответил я. Я внимательно осмотрел предмет, пытаясь обнаружить следы литья - шов, который остаётся после соединения двух половинок формы - но ничего не нашёл. Бороздки на поверхности предмета были частью замысла автора. Если это раскрашенная отливка из гипса, то в том месте, где была отломана голова, можно было бы увидеть белый материал; однако и здесь цвет был желтовато-коричневым - естественный цвет камня.
Доктор Писинли попросил заместителя вновь принести артефакт и внимательно рассмотрел его, чтобы проверить мои выводы. "Что-нибудь ещё?" - спросил он.
"Ну, - добавил я, - а вам ничего не показалось странным? Это ведь летательный аппарат без крыльев… Если образцом для него служила игрушка, то это, скорее всего, был бы самолёт; даже у космического челнока есть крылья. У этого аппарата крылья отсутствуют - что же могло послужить моделью для такой одноместной ракеты?"
"Значит, вы утверждаете, что это подлинный артефакт?" - спросил доктор Пасинли.
"Нам с вами прекрасно известно, - ответил я, - что без информации о том, где, когда и кем был найден археологический объект - любой археологический объект - никто не может поручиться за его аутентичность. Вполне возможно, что это подделка. Но кому придёт в голову подделывать предмет, который не имеет аналогов ни в реальной жизни, ни среди игрушек? Этот предмет нашли примерно в 1970 году; у кого в те времена могла быть пластмассовая игрушка, послужившая для него моделью?"
В этот момент в кабинете директора появились два джентльмена в костюмах с галстуками, и я подумал, что мне пора уходить. "Нет, подождите, - остановил меня доктор Пасинли. - Эти господа из Департамента древностей. Пожалуйста, продолжайте…"
Я повторил все свои наблюдения и добавил: "В отличие от прошлых моих посещений в этот раз старейший отдел экспозиции, известный как Музей Древнего Востока, был закрыт из-за недостатка средств (его открыли специально для нашей группы). Поэтому позвольте мне заметить следующее: если этот предмет не подделка, то вы обладаете ценностью, которая затмевает собой пирамиды Гизы. Личность строителей пирамид до сих пор является предметом споров - одни, в том числе и я, говорят, что это пришельцы, другие утверждают, что фараоны - тогда как у вас будет неопровержимое доказательство существования древних астронавтов и космических кораблей. В ваших руках окажется уникальный экспонат! Тысячи и десятки тысяч туристов будут приходить в ваш музей, чтобы взглянуть на него. Полагаете, что это подделка? Пускай - но выставите его на обозрение, и пусть люди получат возможность сами решить, что это! Входная плата с лихвой покроет расходы на содержание старого музея!"
Директор, его заместитель и двое джентльменов из Департамента древностей обменялись взглядами. "Пришлите мне американские фотографии, и мы подумаем над этим", - сказал доктор Пасинли. "Обязательно", - ответил я, и на этом мы распрощались.
На такси мы доехали до ресторана, где моя группа собиралась на обед. Прошло уже два часа после назначенного времени, но никто не уходил. Когда мы с гидом вошли, все на мгновение умолкли, а затем кто-то крикнул: "Захария улыбается!"
Я действительно улыбался.
После моего рассказа о событиях прошедшего утра все согласились, что самым странным в этой истории можно считать следующее: предмет, считавшийся не имеющей никакой ценности подделкой, на протяжении двух десятков лет хранился в кабинете заместителя директора на обтянутом бархатом подносе…
* * *
Вернувшись в Нью-Йорк, я авиапочтой отправил доктору Пасинли обещанные снимки, которые в качестве иллюстраций вошли в мои книги. Некоторые из них - вроде того, на котором изображена ракета в подземной шахте на Синае (рис. 11), - должны были продемонстрировать, что упоминание о пилотируемых полётах в древности нельзя считать таким уж абсурдом. На других можно увидеть загадочные объекты, сходные с тем, что хранился в Стамбуле, - в первую очередь две каменные плиты из мексиканского города Тула (рис. 12), которые выставлены в маленьком местном музее и на которых можно различить похожий на ракету аппарат, аналогичный тому, что изображён на артефакте из Турции.
Рис. 11
Особое значение я придавал ещё одному изображению из Тулы с фигуркой, одетой точно так же, как "безголовый астронавт" - только голова и шлем у неё были на месте (рис. 13). Это фрагмент резьбы на каменной колонне, на который посетители почти не обращают внимания (фото 5).
В древности Тула была столицей толтеков, предшественников ацтеков в Центральной Мексике. Затем этот город был известен под именем Толлан ("место множества соседей"), и считается, что он был основан примерно в 200 году до нашей эры. В результате раскопок выяснилось, что на территории города располагался обширный религиозно-церемониальный центр, в состав которого входила одна большая пирамида и две пирамиды поменьше (рис. 14). Немногочисленные посетители (включая одну из моих экспедиционных групп) приезжают сюда для того, чтобы взглянуть на Атлантов - вырезанных из камня пятнадцатифутовых гигантов (рис. 15). Это были воины прошлых эпох (такой вывод сделали из-за того, что они держали в руках напоминавшие оружие предметы) в одинаковых одеждах, но с разными лицами, расовую принадлежность которых определить невозможно.
Рис. 12
Рис. 13
Рис. 14
Каменные гиганты, которых назвали Атлантами в честь легендарной Атлантиды, были найдены в разобранном виде - составляющие их блоки были погребены в траншее внутри пирамиды, которой было присвоено обозначение "В". Археологи установили их на плоской вершине пирамиды, потому что считали, что статуи служили опорой для крыши храма. В пользу этой гипотезы свидетельствовали и прямые четырёхугольные колонны из камня, найденные на вершине пирамиды. Они тоже были украшены резьбой с изображениями вождей тол-теков (рис. 16).
В 1985 году мы с женой побывали в Мексике. Там мы встретились с инженером Джерардо Леветом, который в своей книге "Mission Fatal" описал удивительную находку, сделанную в Толлане. На одной из квадратных колонн вырезана фигурка человека в защитном костюме, с заплечным ранцем и каким-то инструментом в руке; этот инструмент похож на "пистолет" Атлантов и используется как огнемёт для резки камня (рис. 17). Левет привёз нас к колонне, чтобы мы смогли сами взглянуть на изображение. По его теории, похожее на пистолет оружие Атлантов и инструмент в руке вырезанной на колонне фигурки представляли собой нечто вроде огнемёта, или Абсолютного Оружия богов. Взглянув на изображения на каменных плитах, хранящихся в музее, я пришёл к выводу, что это действительно огнемёты - но не оружие, а инструменты, использовавшиеся для горных работ.
Рис. 15
Рис. 16
Рис. 17
Увидев сообщения об астронавте из Турции, я сразу же вспомнил о резьбе из Толлана. Сходство между ним и небольшой фигуркой из Мексики - особенно если добавить защитный шлем (рис. 18) - было просто поразительным. Мексиканские изображения склоняли меня к тому, чтобы признать аутентичность артефакта из Турции. Посылая фотографии доктору Пасинли, я надеялся, что и у него возникнут сомнения.
После непродолжительной переписки в октябре 1997 года я получил от доктора Пасинли письмо на официальном бланке Археологического музея Стамбула. "Хочупроинформировать вас, что поддельный космический аппарат, наконец, выставлен в одном из наших залов, - сообщалось в нём. - Надеюсь, теперь вы будете довольны".