Каковы особенности мотивации и пути управления творчеством? Существует ли связь между творчеством и продолжительностью жизни? Что такое способности и склонности? Каковы виды и методы оценки одаренности? В чем возрастные и гендерные особенности креативности? Как сделать личность креативной? Ответы на многие интересующие вас вопросы вы найдете в новом пособии профессора Е. П. Ильина.
Глубочайшая проработка темы, удачный симбиоз теории и практики, большое количество полезных методик делают эту книгу необходимой для психологов, педагогов, руководителей всех уровней, а также студентов профильных вузовских факультетов.
Содержание:
Ильин Евгений Павлович - Психология творчества, креативности, одаренности 1
Предисловие 1
Раздел первый Творчество и его психологическая характеристика 2
Глава 1 Психология творческой деятельности 2
Глава 2 Психологическая характеристика творческого процесса 15
Глава 3 Бессознательное и творчество. Интуиция 20
Глава 4 Воображение (фантазия) как творческий процесс 29
Глава 5 Творчество и эмоции. Творческие состояния 36
Раздел второй Творческий потенциал человека 42
Глава 6 Способности и одаренность как отражение творческого потенциала 43
Глава 7 Креативность как интегральная творческая способность 54
Глава 8 От творческих способностей и одаренности к творческим личностям (креативам) 71
Глава 9 Генезис способностей и одаренности (таланта) 82
Глава 10 Психологическая характеристика различных видов одаренности 95
Глава 11 Естественное и целенаправленное развитие творческого потенциала 102
Словарь научных терминов 108
Приложение Методики изучения креативности 109
Тест творческого мышления П. Торренса [63] 109
Методика "Эскизы" (вариант 1) [64] 111
Методика "Эскизы" (вариант 2) [65] 112
Экспресс-метод Д. Джонсона 112
Эстетическая шкала (Barron, Welsh, 1952) [66] 113
Тест "Свобода ассоциаций" (образная креативность) [67] 113
Тест отдаленных ассоциаций С. Медника (вербальная креативность) [68] 113
Методика "Предложения" [69] 114
Методика "Классификация" [70] 114
Методика "Две линии" [71] 114
Методика Вартега "Круги" [72] 114
Опросник для определения уровня креативности [73] 115
Методика А. С. Лачинса "Гибкость мышления" [74] 115
Опросник "Определение креативного потенциала менеджеров" [75] 115
Диагностика детской креативности (по шкале Вильямса) [76] 116
Самооценка творческих способностей (Е. Туник) [77] 117
Диагностика уровня развития дивергентного мышления [78] 117
Диагностика вербальной и невербальной креативности (Дж. Гилфорд и П. Торренс в модификации Е. Туник) [79] 118
Методика "Вербальное воображение" (по Эббингаузу) [80] 121
Тест "Сила интуиции" [81] 121
Шкалы для рейтинга поведенческих характеристик одаренных детей (Рензулли Дж. и соавторы, 1976) [82] 121
Тест "Творческие способности" [83] 122
Тест "Творческие способности" (2) [84] 122
Тест "Каковы ваши творческие способности?" [85] 122
Тест на самоопределение предпочтительных видов деятельности одаренных школьников [86] 122
Тест самоопределения предпочтительных видов деятельности одаренных школьников 123
Методика "Оценка склонностей ребенка родителями и воспитателями" [87] 123
Оценка парциальной одаренности детей дошкольного и младшего школьного возраста [88] 124
Экспертная оценка общей детской одаренности (Д. Хаан и М. Кафф в модификации Савенкова А. И.) [89] 125
Список литературы 126
Ильин Евгений Павлович
Психология творчества, креативности, одаренности
Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
© ООО Издательство "Питер", 2012
Предисловие
Н. А. Бердяев (1989) считал, что творчество – единственный вид деятельности, который делает человека человеком. Как пишет В. Т. Кудрявцев (1990), "со времен Аристотеля природа души, психики, сознания человека связывалась с его способностью свободно ориентироваться и действовать в неопределенных ситуациях, предполагающих поиск и построение таких способов действия, которые были бы сообразны логике будущего, т. е. с особой универсально-творческой активностью человека" (с. 113). Однако, продолжает Т. В. Кудрявцев, "общепринятые – на уровне деклараций! – положения о творческом характере деятельности человека и о том, что человеческое сознание не только отражает объективный мир, но и творит его, сформулированные диалектической философией, нисколько не распространяются на определение предмета психологии. Психология творчества, которая в свете этих положений должна приобрести статус методологически конституирующей теории в психологии, продолжает существовать на правах частного раздела последней" (с. 114). Но даже как частный раздел психологии творческая деятельность изучается относительно мало.
Движущая сила человечества – это творческие личности. Выявление таких личностей является насущной задачей психологии, как и разработка теоретических основ творчества. И несмотря на то что проведено огромное количество исследований в области психологии творчества, нет целостной его концепции, отвечающей запросам философской, искусствоведческой, психологической и педагогической мысли. Не разработаны вопросы об источниках и детерминантах творчества, взаимосвязи личности и творчества, нет единого представления о понятии творческого потенциала личности и условиях творческой самореализации. Принципиальные расхождения в определениях творчества порождают вопросы о том, является ли творчество самостоятельным процессом или оно характеризует совокупность либо особенное протекание других процессов, возможны ли законы, позволяющие описывать творчество?
Психологов, как отечественных, так и зарубежных, проблема творчества занимает уже давно. Однако пик изучения этой проблемы наступил в первой трети XX в. Достаточно перечислить авторов, опубликовавших в этот период свои работы. Это Е. Рибо (1901) и А. Пуанкаре (1910) – за рубежом, Д. Н. Овсянико-Куликовский (1902), Б. А. Лезин (1907, 1927), П. К. Энгельмейер (1910), [1] А. М. Евлахов (1910, 1912, 1929), И. А. Затуленьев (1915), П. И. Вальден (1916), А. М. Блох (1920), И. И. Лапшин (1922), В. Л. Омельянский (1922, 1923), А. Г. Горнфельд (1923), С. О. Грузенберг (1923, 1924), В. Я. Курбатов (1923), Ф. Ю. Левинсон-Лессинг (1923), В. М. Бехтерев (1924), [2] П. И. Карпов (1926), Г. И. Маркелов (1926), А. П. Нечаев (1929), П. М. Якобсон (1934), В. П. Полонский (1934) – в нашей стране. Привлекала проблема творчества и физиолога В. В. Савича (1921, 1922, 1923), рассматривавшего творчество как образование новых условных рефлексов с помощью ранее образованных связей, а вопрос об одаренности как высшего проявления творчества – В. Освальда (1910). В основном эти работы были посвящены либо естественно-философскому осмыслению роли творчества как механизма развития природы и человечества, либо научному и техническому творчеству, и, как отмечает Я. А. Пономарев (1976), обусловлены они были не потребностями общества в управлении творчеством, а любознательностью отдельных исследователей. Затем вплоть до середины XX в. исследованиям творчества не придавалось существенного значения. [3] Научно-техническая революция, произошедшая в середине XX в., дала толчок и изучению психологами закономерностей творчества в науке, которая превратилась в производительную силу, существенно влияющую на экономику. На повестке дня встал вопрос о поиске людей, способных к научному и техническому творчеству. Это породило в 1950-х гг., прежде всего в США, многочисленные исследования, направленные на поиск критериев творческих способностей, в качестве которых выступила креативность, путей ее развития и на выявление творческих личностей (креативов). Все эти аспекты можно объединить в проблему управления творчеством.