Создание российской школы египтологии стало делом Б. А. Тураева (1868–1920), работавшего в Санкт-Петербургском университете. Ему принадлежат двухтомная "История древнего Востока" - первый в российской науке опыт обобщения материала по древним цивилизациям Египта, Передней Азии и Ирана, а также исследования по египетской религии, коптским и эфиопским христианским текстам, издания египетских памятников. В советское время главным продолжателем его дела стал В. В. Струве (1889–1965), занимавшийся историей Египта Позднего времени (включая эллинистический период), трудом Манефона и связанными с ним хронологическими проблемами, социально-экономическим строем Древнего Египта (в 1933 г. им был сделан вывод о господстве в Египте и в целом на Древнем Востоке рабовладельческого способа производства).
Работы по обществу и культуре Древнего Египта, значимые не только для российской, но и для мировой науки, принадлежат петербургским исследователям Ю. Я. Перепелкину (1903–1982), Е. С. Богословскому (1941–1990) и в особенности О. Д. Берлеву (1933–2000). Труды этих ученых были нацелены на то, чтобы путем исчерпывающего анализа всех доступных источников установить важнейшие черты функционирования египетского общества и видения древними египтянами мира в использовавшихся ими самими понятиях. В настоящее время данная работа продолжается применительно к религии и мировоззрению египтян III тысячелетия до н. э. А. О. Большаковым, хранителем египетской коллекции Государственного Эрмитажа.
Периодизация истории и хронология Древнего Египта
Современные египтологи продолжают использовать в периодизации истории Древнего Египта последовательность правления 30 династий египетских царей, введенное еще Манефоном. Первый царь в этом ряду, Менес (или Мина), правил около XXXI в. до н. э., и в исторической реальности его уже нет сомнений. Тем не менее, судя по всему, Менес в действительности лишь завершил объединение Египта, начатое его предшественниками. Манефон выделял в истории Египта три крупных периода, соответствующих трем частям ("томосам") его труда: 1) с I по XI династию (от Менеса до нового объединения Египта после так называемого I Переходного периода: XXX - начало XX в. до н. э.); 2) с XII по XIX династию (вплоть до вторжения в Египет "народов моря" и эры междоусобиц, финал которой, по Манефону, был синхронен с падением Трои: XX - конец XIII в. до н. э.) и 3) с XX по XXX династию (до второго завоевания Египта персами и низложения ими последнего собственно египетского царя Нектанеба II: XII в. до н. э. - 343–341 гг. до н. э.).
В каждую династию Манефон объединял ряд царей, не обязательно связанных кровным родством, но, как правило, имевших резиденцию в одном и том же городе и, главное, передававших власть друг другу непрерывно, без длительных периодов смут. Деление истории Египта на продолжительные периоды было также воспринято современными египтологами у Манефона, но с существенными поправками: в ней выделяются Раннее царство (XXXI–XXIX вв. до н. э.; I–II династии), Древнее (XXVIII - начало XXII в. до н. э.; Ill - VIII династии), Среднее (конец XXI–XVIII вв. до н. э.; XI–XIII династии), Новое (XVI - начало XI в. до н. э.; XVIII–XX династии) царства. Каждое из них - это период правления ряда царских домов, не прерывавшийся распадом единого государства. Кроме того, выделяется так называемое Позднее время (XXI–XXX династии, включая ряд владевших Египтом чужеземных царских домов).
Между Древним и Средним, а также Средним и Новым царствами пролегают I и II Переходные периоды (соответственно XXII–XXI в. до н. э.: IX - начало XI династии; и конец XVIII - начало XVI в. до н. э.: XIV–XVII династии) - эпохи, на протяжении которых в Египте распадалось единое государство; помимо этого, на основании все того же критерия, в III Переходный период выделяется эпоха XXI–XXV династий (начало XI - середина VII в. до н. э.).
История Египта до его объединения Менесом делится на ряд периодов по археологическим критериям; кроме того, IV тысячелетие до н. э. (эра зарождения и становления государств в долине Нила) в целом обозначается как "додинастическое время" (с его делением на Первый и Второй додинастические периоды и объединением ряда правителей - предшественников Менеса - в так называемую "0-ю" династию.
На сегодняшний день датировки отдельных событий истории Египта династического времени установлены для III тысячелетия до н. э. с точностью примерно до 50 лет, для последующего времени - с точностью, как правило, до одного-двух годов; применительно к событиям I тысячелетия до н. э., отразившимся, помимо египетских источников, также в ближневосточных клинописных текстах, Библии, античных и других источниках, эта точность часто бывает абсолютной. При этом в современной египтологии существуют три системы датировок событий второй половины II тысячелетия до н. э., имеющие каждая свои обоснования и различающиеся одна от другой примерно на 20 лет каждая (например, сообразно им, вступление на престол величайшего царя XIX династии Рамсеса II может датироваться 1304, 1290 либо 1279/1276 гг. до н. э.
Египет Раннего царства (до рубежа XXIX–XXVIII вв. до н. э.)
Доисторический Египет (до середины IV тысячелетия до н. э.)
Земледелие и скотоводство зарождаются на территории Египта около X–IX тысячелетий до н. э. Возможно, эти занятия, а также используемые в них виды растений и животных проникают сюда из Восточного Средиземноморья: археологическая культура Хелуана - первая культура производящего хозяйства в Египте - считается ответвлением натуфийской культуры с центром в Сирии и на юго-востоке Малой Азии. В это время и позднее, вплоть до V тысячелетия до н. э., климат Египта был более влажным, чем в историческую эпоху: у Нила имелись притоки, в его долине водились крупные животные и росли деревья, почва Египта увлажнялась дождями. Соответственно, хозяйство тогдашних обитателей Египта еще не полностью зависело от разливов Нила и не было ирригационным; наряду с земледелием, сохраняли свою роль в качестве основных, а не вспомогательных занятий охота и рыбная ловля.
Трудно сказать, к какой этнической группе принадлежали обитатели Египта этого времени: носители натуфийской культуры с наибольшей вероятностью входили в так называемую "ностратическую общность", еще в XIV–XIII тысячелетиях до н. э. обретавшуюся в Центральной и Восточной Малой Азии (ее дальнейший распад породил общности, развившиеся далее в целый ряд языковых семей, включая индоевропейскую). Однако связь культуры Хелуана с натуфийской совершенно не обязательно означает миграцию носителей последней из Азии в Африку.
В VI–V тысячелетиях до н. э. климат Египта и вообще Северной Африки становится суше (начинается первая за время существования у человечества производящего хозяйства эпоха аридизации - наступления более засушливого климата). В частности, Сахара, где в IX–VIII тысячелетиях до н. э. обитала общность людей, ставшая основой всех народов афразийской (семито-хамитской) семьи, начинает превращаться из саванны в пустыню. Распад этой общности из-за невозможности сохранения в условиях аридизации ее прежнего образа жизни, скотоводства с развитым подсобным земледелием, привел к появлению на территории Египта (вероятно, в V тысячелетии до н. э.) предков египтян исторической эпохи. Облик их хорошо известен по многочисленным изображениям на памятниках Древнего Египта. Египтяне отличались стройным телосложением, смуглой кожей (более светлыми тонами изображались женщины, возможно, избегавшие загара). В классификации человеческих рас египтяне принадлежат к европеоидам.
Заселял этот народ долину Нила, по-видимому, с запада, с территории будущей Ливийской пустыни (позднее на их место пришли племена собственно ливийцев, также принадлежавших к афразийской семье, причем они были еще ближе к исконно европеоидному облику афразийцев, нежели более смуглые египтяне). В V тысячелетии до н. э. неолитические поселения появляются сначала в Фаюмском оазисе, а затем перебираются к долине Нила (в районах совр. Меримде-Бени-Саламе на юге Дельты, а позднее Тасы и Бадари в Среднем Египте). Таким образом, в Египте с этого времени и вплоть до возникновения единого государства в конце IV тысячелетия до н. э. прослеживается последовательность археологических культур, непрерывность и внутренняя взаимосвязь которых и позволяет с уверенностью отождествить уже обитателей Фаюмского оазиса V тысячелетия до н. э. с афразийцами-египтянами.
В то же время земли к югу от Египта заселялись предками нубийцев - народами кушитской группы афразийской семьи: они принадлежали к другой части исходной афразийской общности, которая мигрировала из района прародины на юг (к озеру Чад, где осели и ассимилировали местных негроидов афразийцы-чадцы), а затем на восток, где кушиты отделились от ушедших в Азию через Баб-эль-Мандебский пролив семитов и, миновав Эфиопское нагорье, расселились в верхнем течении Нила. Понятно, что за время длительных миграций через просторы Африки кушиты, в отличие от египтян и тем более ливийцев, восприняли целый ряд расовых черт негроидов, которые и сохраняют до сих пор.