Скачать книгу
Если нет возможности читать онлайн, скачайте книгу Молодой мусульманин в современном мире файлом для электронной книжки и читайте офлайн.
В книге "Молодой мусульманин в современном мире" известный современный мыслитель иранского происхождения Сейид Хоссейн Наср (р. 1933) излагает основы исламской веры и аспекты образа жизни, построенного на фундаменте коранического Откровения. Автор затрагивает такие темы, как "Господь", "человек", "мир", "мужское и женское", "мораль и право", "семья", "философия", "литература и искусство". Работа может рассматриваться как грамотное и подробное введение в мусульманскую религию, интересное для всех, кто желает ознакомиться с ее истинами.
Книга предназначена для широкого круга читателей.
Содержание:
Предисловие 1
Глава 1. Ислам, Священный Коран и хадисы – откровение и смысл религии 1
Глава 2. Бог, человек и мир – вопросы познания Загробного мира 6
Глава 3. Шариат 11
Глава 4. Духовность и исламская мысль 16
Глава 5. Исламские науки 21
Глава 6. Литература и искусство 26
Примечания 29
Сейид Хоссейн Наср
Молодой мусульманин в современном мире
© Издательство "Исток", 2010
Предисловие
Среди массы литературы по мусульманской проблематике, спрос на которую растет в настоящее время, наблюдается явный дефицит книг, грамотно и доступно излагающих публике основы исламской веры и аспекты образа жизни, построенного на фундаменте коранического Откровения. Надеемся, что работа, которую держит в руках читатель, сможет отчасти восполнить этот пробел. Книга "Молодой мусульманин в современном обществе" принадлежит Сейиду Хоссейну Насру (р. 1933) – известному мыслителю иранского происхождения, в настоящий момент проживающему на Западе. Решающую роль в формировании мировоззрения Насра сыграло его знакомство с трудами так называемых традиционалистов – Рене Генона, Фриджофа Шуона, Титуса Буркхардта и др. Изначальная Истина, полагают эти мыслители, существует в неизменном виде во всей совокупности религий и учений, будучи постигаемой посредством совокупности духовных усилий, горизонт которых образует мистическая Традиция. Эта Истина есть Абсолют – тот Источник, откуда все берет начало и к которому все возвращается.
Невозможно отрицать, что духовная жизнь современного человека – тем более молодого человека – очень трудна, и трудность эта состоит в том, что в условиях инфляции традиций оказывается сложно избрать верный путь и следовать ему. Преимущество книги С.Х. Насра в том, что она говорит об Исламе Традиции, традиционном Исламе без модернистских новшеств, к которым автор относится с нескрываемым скепсисом. Избранный им порядок изложения очень последователен: от основ веры (Единобожие, Коран, пророчество, Судный день) до экономических, политических и эстетических аспектов Ислама. При этом автор затрагивает такие темы, как "человек", "мир", "мужское и женское", "мораль и право", "семья", "философия", "литература и искусство" – и все это в ракурсе исламского мировоззрения. Естественно, в центре его внимания оказывается сердцевина коранического Откровения – Единобожие, монотеизм, Таухид . "Ислам – это религия, основанная на вручении себя воле Бога, Аллаха, и признании его единственности. Ислам – религия покорности Аллаху, то есть той высшей Реальности, от которой берут начало все другие реальности и к которой все возвращается. Ведь Всевышний есть Начало, Творец, Управитель, Охранитель и высшая Цель бытия". Из основополагающей истины Единобожия вытекают и ею обосновываются нормы шариата, нравственно-этические ценности Ислама, особое устройство социума, основанное на равенстве и братстве людей. С.Х. Наср прослеживает влияние Таухид а на все стороны жизнедеятельности мусульман. Ислам для него является не теорией, а живой практической силой, преобразующей внутренний мир людей и отношения между ними. Надеемся, что издание данной книги поможет молодым мусульманам и всем интересующимся исламской традицией найти свой ориентир в бескрайнем море коранической религии.
От редактора
Глава 1. Ислам, Священный Коран и хадисы – откровение и смысл религии
Ислам – это религия, основанная на вручении себя воле Бога, Аллаха, и признании его единственности. Ислам – религия покорности Аллаху, то есть той высшей Реальности, от которой берут начало все другие реальности и к которой все возвращается. Ведь Всевышний есть Начало, Творец, Управитель, Охранитель и высшая Цель бытия. Благодаря такой покорности мусульманин достигает мира и благости. Ислам есть не что иное, как жизнь в соответствии с волей Всевышнего для достижения мира и благодати в этом мире и счастья и спасения в загробной жизни. Ислам не рассматривает религию в качестве только одной из сторон жизни. Нет, он считает, что религия – это вся жизнь. По сути, "Ислам" и "религия" – это и есть жизнь, которая сопровождает все наши мысли, дела и поступки и которая в этом истолковании отвечает на вопрос, откуда мы пришли и куда идем. Поэтому Ислам утверждает, что религия (" ад-дин ") включает в себя все стороны человеческого бытия. Ничто не может быть вне пределов религии, ничто не может быть неохваченным ею. Согласно традиционному исламскому мировоззрению, не существует ничего такого, что бы выходило за пределы орбиты предназначенной и детерминированной Всевышним веры.
Ислам решительно и настойчиво делает акцент на одной вечной и нетленной истине, коей является истина Единобожия. По словам Корана, человек засвидетельствовал единство и божественность Аллаха еще до того, как был создан мир. Посему Ислам не основан на преходящем послании или особой стороне реальности (истинности) Аллаха – Всевышнего Абсолюта, но основан на самой абсолютной Истине, которая прежде всего выражается понятиями монотеизма (таухид) и единственности Бога. Ислам многократно подчеркивает, что Бог един и, согласно тексту Корана, не рождал и не есть порождение чего-либо. Он выше всего. Именно поэтому ключевая, основная истина Ислама заключена в формуле исламского вероисповедания – "ла илаха илла-Ллах" – "Нет бога, кроме Бога". В этих словах подтверждается единственность и неповторимость Всевышнего, у Которого не может быть подобия или сотоварища. Данное убеждение для Ислама настолько фундаментально, что даже говорится: Господь может простить все грехи, кроме многобожия.
Эти монотеистические представления, вытекающие из религиозного послания Ислама, имели место на протяжении всей истории человечества. В определенном смысле, Ислам существовал с самого начала (с сотворения мира). Родоначальник человечества Адам (А ) в силу того, что он был первым Пророком Аллаха и первым засвидетельствовал единство Его, может считаться мусульманином. Но в силу слабости человеческой природы, которой свойственно многое забывать, была забыта и истина о единстве Бога. Однако Господь постоянно посылал человечеству Пророков (А), дабы они напоминали ему об этом. Таким образом, дана была пророческая миссия ряду людей, которые принесли религии с разными названиями, но в самом глубоком понимании этого слова были мусульманами. Именно поэтому Коран говорит об Ибрахиме : "Он был единобожником, мусульманином и не был из числа многобожников" , хотя он жил за несколько тысяч лет до Пророка Мухаммада (С ) и ниспослания коранического Откровения. Коран хотел таким образом показать и подчеркнуть, что идея Ислама не основана на новом, только что появившемся монотеизме, а наоборот, неотрывна от всей религиозной истории человечества. Не было ни одного периода в истории, чтобы где-либо в мире не существовала религия, призывающая человека к поклонению единому Богу. Возникновение множества религий стало возможно именно из-за постепенного забвения этого Божественного послания, а потому нужно было постоянно направлять к людям новых Пророков (А), которые несли бы это послание на основе Откровения.
А посему Ислам – это религия, которая не содержит какой-то новой призыв. Она пришла в мир, чтобы еще раз подчеркнуть истинность монотеизма, существовавшего всегда. Это – вечная религия. Это возвращение к вечному завету между человеком и Богом, согласно которому человек обязан не только быть рабом Божьим, но и осуществлять Божественное правление на земле, то есть быть "наместником Бога на земле". Человек пользуется многими благами и дарами, за которые должен возносить благодарность. Такая благодарность вместе с пониманием единства Бога есть признание Его и подчинение всем следствиям этого.