В сборник "Из фронтовой лирики" вошли лучшие стихи русских советских поэтов-фронтовиков, отразившие героический подъем советского народа в годы Великой Отечественной войны.
Содержание:
А. Коган - Слова, пришедшие из боя 1
Священная война - Василий Лебедев-Кумач 4
Примечания 22
ИЗ ФРОНТОВОЙ ЛИРИКИ
Стихи русских советских поэтов
А. Коган
Слова, пришедшие из боя
Тридцать пять лет прошло со дня Победы в Великой Отечественной войне, все меньше ее участников остается в живых, все большее число людей знает войну лишь по книгам да кинофильмам. И все же память о войне не уходит, воспоминания о ней остаются для сердца читающего вечно живыми, даже если он, читатель, лично и не пережил, не успел застать войну - родился после Победы.
Литература Великой Отечественной войны оплачена сполна жизнями ее авторов и героев. Судьбы тех и других неразделимы.
Здесь с героем придуманным автор
Друг на друга похожи лицом.
(Е. Долматовский)
Читатель твой и автор
Ходили вместе в бой.
(С. Гудзенко)
Слова Маяковского: "Это было с бойцами, или страной, или в сердце было в моем" - получают как бы вторую жизнь в литературе Отечественной войны. Испытания, легшие на народные плечи, были и ее испытаниями. "Никогда за всю историю поэзии не устанавливался такой прямой, близкий, сердечный контакт между пишущим и читающим, как в дни Отечественной войны", - говорил в 1944 году А. Сурков. Свыше тысячи писателей (а если считать и тех, кто вошел в литературу уже после Победы, принеся в творчество свой фронтовой опыт, то все полторы тысячи!) участвовало в Великой Отечественной войне непосредственно - в рядах нашей армии и флота, в партизанских отрядах, во фронтовой печати. Большая часть их награждена орденами и медалями, а свыше двадцати - удостоены звания Героя Советского Союза.
На фронт уходят и уже известные, признанные поэты старшего поколения - Прокофьев, Вс. Рождественский, Сельвинский, Сурков, Тихонов, Щипачев; и представители "комсомолии" 20-х годов - Алтаузен, Безыменский, Жаров, Светлов, Уткин; и поэты, вышедшие на "авансцену" незадолго до войны - Грибачев, Долматовский, Инге, А. Лебедев, Матусовский, Симонов, С. Смирнов, Твардовский, Шубин; и поэтическая молодежь призыва 1939–1941 годов - Вс. Багрицкий, Богатков, Гудзенко, Вл. Занадворов, П. Коган, Кульчицкий, Левитанский, Луконин, Львов, Лобода, Майоров, Межиров, Максимов, Наровчатов, Недогонов, Орлов, Самойлов, Старшинов, Слуцкий, Суворов, Соболь; несколько позже - Ваншенкин, Винокуров … Уходят бойцами и политработниками, командирами и партизанами… Иные проводят в строю всю войну; иные могли бы сказать о себе словами Гудзенко: "Я был пехотой в поле чистом, в грязи окопной и в огне. Я стал армейским журналистом в последний год на той войне"; иные - с самого начала в редакциях. Но вражеский снаряд не сверялся с должностным расписанием… Алексей Лебедев и Всеволод Багрицкий, Джек Алтаузен и Иосиф Уткин, Михаил Кульчицкий и Николай Майоров, Владислав Занадворов и Борис Котов, Юрий Инге и Георгий Суворов… Список павших велик - более четырехсот писателей погибло смертью храбрых на фронтах или было расстреляно фашистами за участие в подпольной борьбе.
Цена поэтического слова оплачивалась на войне жизнью… Зато и слово это звучало как никогда громко, вопреки старинной поговорке: "Когда говорят пушки, музы молчат". "Казалось бы, теперь не до слов: спор решает металл, - писал И. Эренбург. - Но никогда слабый человеческий голос не звучал с такой силой, как на поле боя, среди нестерпимого грохота…" В гуле артиллерийской канонады под Москвой, над Волгой и под Берлином советский человек в военной шинели расслышал сурковскую "Землянку", взял на вооружение стихи Твардовского и Симонова, Тихонова и Уткина, Кедрина и Рыленкова, Гудзенко и Орлова, Прокофьева и Долматовского, Светлова и Сельвинского… "Василий Теркин" и "Пулковский меридиан", "Киров с нами" и "Февральский дневник", "Зоя" и "Сын" слагались не через год, не двадцать лет спустя, а тут же, по горячим следам событий. Не было жанров главных и второстепенных, деления работы на основную и вспомогательную: работать приходилось в тех жанрах, бить врага тем видом оружия, какого требовала победа, и все, что могло служить ей, делалось с одинаковой страстью.
"Стихи, проза, очерк и рассказ, листовка, статья, обращение - все было взято на вооружение, - вспоминал позднее Н. Тихонов . По его свидетельству, "бывали дни, когда листовка была важнее рассказа, важнее любой поэмы…" .
Связь писателя с читателем на войне была двусторонней. Писатели-фронтовики черпали материал для своего творчества из повседневной фронтовой жизни; в свою очередь, писательское слово играло громадную роль в судьбе читателя, подымало его на подвиг. Это подтверждают тысячи примеров - от широко известной переписки Ильи Эренбурга с фронтовиками до стихотворения А. Суркова "Родина", найденного в кармане убитого бойца.
Народ на войне - вот что стоит в центре советской литературы тех лет, что делает ее подлинно народной и открывает секрет ее воздействия на читателя.
Фронтовая муза… В своем классическом, античном облике она не появится в стихах военной поры: другая жизнь, другая и муза… Не отрешенная, надмирная, - нет, скорее она близка некрасовской музе, разделявшей с народом все его радости и беды. "Это давнишние узы: делит с поэтом судьбу наша военная муза с гневною складкой на лбу" (В. Звягинцева).
Синявино, Путролово, Березáнье -
Ведь это не просто селений названья,
Не просто отметки на старой трехверстке -
То опыт походов, суровый и жесткий,
То школа народа - и счастье мое,
Что вместе с бойцами прошел я ее.
(В. Саянов)
Именно так рождались лучшие фронтовые стихи. Рождались - порой вопреки не раз возникавшему в ту пору ощущению: "И кажется, что нет искусства, а есть железо, хлеб и кровь" (М. Львов); "Война, война - святая проза и позабытые стихи" (Г. Пагирев). Строки эти верно передают тогдашнее чувство. Но само это чувство, как показало время, было обманчивым: стихи на войне не были забыты. И Алексей Недогонов, начавший, как и Пагирев, с категорического утверждения:
Поэт, покинь перо и музу,
вставай и слушай гул брони, -
позже с полным правом скажет о себе и своих сверстниках и товарищах по фронту и по поэзии:
Шел солдатом и поэтом,
Муза рядом шла со мной.
В кратком предисловии невозможно - да и не нужно - разбирать фронтовую поэзию по жанрам. Это тема особых исследований. Но об одном моменте в этом ряду сказать все же следует.