Скачать книгу
Если нет возможности читать онлайн, скачайте книгу Философия языка и семиотика безумия: Избранные работы файлом для электронной книжки и читайте офлайн.
Вадим Руднев - доктор филологических наук, филолог, философ и психолог. Автор 15 книг, среди которых "Энциклопедический словарь культуры века" (переиздавался трижды), "Прочь от реальности: Исследования по философии текста" (2000), "Характеры и расстройства личности" (2002), "Божественный Людвиг. Витгенштейн: Формы жизни" (2002), "Словарь безумия" (2005), "Диалог с безумием" (2005).
Настоящая книга представляет собой монографию по психосемиотике - междисциплинарной науке, включающей в себя психоанализ, аналитическую философию, теоретическую поэтику, семиотику, мотивный анализ - которая разрабатывается В. Рудневым на протяжении последнего десятилетия. Суть авторского подхода состоит в философском анализе таких психических расстройств, как депрессия, невроз навязчивых состояний, паранойя, шизофрения и их составляющих: педантизма и магии, бреда преследования и величия, галлюцинаций. Своеобразие его заключается в том, что в каждом психическом расстройстве автор видит некую креативную силу, которая позволяет человеку, выпавшему из повседневной нормы, создавать совершенные произведения искусства и совершать гениальные открытия. В частности, в книге анализируются художественные произведения, написанные под влиянием той или иной психической болезни. С присущей ему провокативностью автор заявляет, что болен не человек, а текст.
Книга будет интересна психологам, философам, культурологам, филологам - всем, кто интересуется загадками человеческого сознания.
Содержание:
Благодарности 1
Предисловие 1
Введение - Болен не человек - болен текст 4
Текст и реальность: направление времени в культуре 7
Феноменология события 12
Исследование экстремального опыта 15
Франц Кафка. "Отъезд" - Девять интерпретаций 18
Смысл как травма 24
Истина и безумие 29
Педантизм и магия 39
Обсессия и психоз: Навязчивое повторение в клинике и культуре 47
Понимание депрессии 53
Язык паранойи 59
Феноменология галлюцинаций 64
Диалектика преследования 70
Бред величия: Об экстраективной идентификации 75
О природе психических заболеваний 83
Философия шизофрении 92
Литература 125
Примечания 130
Вадим Руднев
Философия языка и семиотика безумия
Избранные работы
(Серия "Университетская библиотека Александра Погорельского")
Благодарности
Эта книга создавалась с 1998 года, когда автор, прочитав первый том "Семинаров" Лакана, начал писать статью "Смысл как травма".
С 1992 года я занимался в Профессиональной психотерапевтической лиге, и моя первая благодарность- председателю ее секции, моему учителю в психиатрии, профессору Марку Евгеньевичу Бурно.
В 1999 году произошло событие, также сильно повлиявшее на смещение моих философских интересов - это знакомство с замечательной книгой Александра Сосланда "Фундаментальная структура психотерапевтического метода", а потом и с автором (перешедшее в тесную дружбу), глубоким психологом и мыслителем, с которым мы впоследствии обсудили каждую главу из здесь представленных. Я искренне благодарю своего друга и наставника в психологии за помощь, советы, замечания и моральную поддержку.
Третья моя благодарность адресована моему издателю Валерию Анашвили, который печатал мои статьи по философии психиатрии в журнале "Логос". Это были чрезвычайно стимулирующие публикации, они побуждали писать дальше.
Четвертая моя благодарность- моей жене Татьяне Андреевне Ми-хайловой за ту атмосферу непрекращающегося творческого поиска, которая благодаря ей царит в нашем доме.
Я благодарен моему покойному отцу Петру Александровичу Руд-неву, замечательному филологу-стиховеду за то, что он научил меня работать.
Выражаю также искреннюю признательность Александру Львовичу Погорельскому, издательская программа которого сделала возможным выход этой книги.
Я желаю всем счастья.
Вадим Руднев
12 декабря 2006 года
Предисловие
В Тарту я поехал учиться в 1975 г., уже написав свою первую статью - анализ стихотворения Мандельштама из сборника "Камень" "Сусальным золотом горят / В лесах рождественские ёлки…", и выступил с первым своим докладом на заседании студенческого научного общества осенью 1975 г. - и был жестко раскритикован. Критика была конструктивной и послужила мне хорошим уроком на будущее.
Чрезвычайно большую роль в моем творческом становлении сыграли поэзия и личность Давида Самойлова. Моя первая публикация в сборнике студенческих работ вышла в 1977 г. (ровно 30 лет назад) и называлась "Трехстопный ямб Д. Самойлова". Следующей работой, посвященной ему, была статья-рецензия на его новую книгу стихов "Весть" (опубликовал статью журнал "Таллин"). За годы обучения в Тарту я прослушал пять или шесть спецкурсов Ю. М. Лотмана, которые иначе, как гениальными, не назовешь, а также его коллег, прежде всего, его жены Зары Григорьевны Минц и самого талантливого ученика Игоря Аполлониевича Чернова. Особую роль в моей творческой биографии сыграл Борис Михайлович Гаспаров (не путать с покойным московским филологом академиком М. Л. Гаспаровым, стиховедческие работы которого, в первую очередь, книга "Современный русский стих", также оказали на меня огромное влияние) - это был замечательный лингвист и семиотик-музыковед (ныне профессор Колумбийского ун-та в Вашингтоне) - благодаря ему я начал разбираться в теоретическом языкознании, что сослужило мне хорошую службу в дальнейшем.
Мне было 20 лет, когда я впервые выступил с докладом на "взрослой" конференции по стиховедению в Институте мировой литературы. Там я познакомился с большинством российских стиховедов - М. Л. Гаспаровым, С. И. Гиндиным, Мариной Тарлинской и другими.
В 1981 г. я защитил диплом по теме "Система метрического репертуара и проблема семантики стихотворных размеров в русской поэзии середины XIX - начала XX века", который комиссия рекомендовала для дальнейшей защиты в качестве кандидатской диссертации. Но мои учителя отсоветовали мне защищать диссертацию в возрасте 22 лет.
Вскоре я, однако, охладел к стиховедению и начал заниматься сначала освоением лотмановской семиотики, а затем закономерно увлекся ранним Витгенштейном (работая в рижской научной библиотеке, я переписал от руки весь "Логико-философский трактат") и философами англосаксонской аналитической традиции (Джордж Эдуард Мур, Бертран Рассел, Рудольф Карнар, Уиллард Куайн, Джон Остин, Джон Сёрль, Майкл Даммит).
Особенно увлекла меня книга Ганса Рейхенбаха "Направление времени", изданная в оригинале в 1945 г. Под влиянием этой книги я написал свою первую философскую статью. "Текст и реальность: Направление времени в культуре". Работал над этой статьей полтора года.
По определению Рейхенбаха, направление времени совпадает с направлением большинства термодинамических процессов во Вселенной- от менее вероятных состояний к более вероятным. Мы не можем оказаться "во вчера" потому, что в мире за это время произошли необратимые изменения, общее количество энтропии возросло. В соответствии с этим принципом в мире, в котором мы живем, "сигареты не возрождаются из окурков".
Но поскольку энтропия и информация суть величины, равные по абсолютной величине, но противоположные по направлению, то есть с увеличением энтропии уменьшается информация, то время увеличения энтропии и увеличения информации суть времена, направленные в противоположные стороны.
Любой текст есть сигнал, передающий информацию и тем самым уменьшающий, исчерпывающий количество энтропии в мире. Таким образом, поскольку любой предмет реальности в нашем мире изменяется во времени в сторону увеличения энтропии, а текст ее исчерпывает, то, следовательно, можно считать, что сам текст движется по времени в противоположном направлении, в направлении уменьшения энтропии и накопления информации. Таким образом, текст - это "реальность" в обратном временном движении.