Скачать книгу
Если нет возможности читать онлайн, скачайте книгу Критика практического разума файлом для электронной книжки и читайте офлайн.
---------------------------------------------
Кант И
И. Кант
Предисловие Введение. Об идее критики практического разума Часть первая. Учение чистого практического разума о началах Книга первая. Аналитика чистого практического разума Глава первая. Об основоположениях чистого практического разума I. О дедукции основоположений чистого практического разума II. О праве чистого разума в практическом применении на такое расширение, которое само по себе невозможно для него в спекулятивном применении Глава вторая. О понятии предмета чистого практического разума О топике чистой практической способности суждения Глава третья. О мотивах чистого практического разума Критическое освещение аналитики чистого практического разума Книга вторая. Диалектика чистого практического разума. Глава первая. О диалектике чистого практического разума вообще Глава вторая. О диалектике чистого практического разума в определении понятия о высшем благе I. Антиномия практического разума II. Критическое устранение антиномии практического разума III. О первенстве чистого практического разума в его связи со спекулятивном IV. Бессмертие души как постулат чистого практического разума V. Бытие божье как постулат чистого практического разума VI. О постулатах чистого практического разума вообще VII. Как можно мыслить расширение чистого разума в практическом отношении, не расширяя при этом его познания как разума спекулятивного VIII. О признании истинности из потребности чистого разума IX. О мудро соразмерном с практическим назначением человека соотношении его познавательных способностей Часть вторая. Учение о методе чистого практического разума. Заключение
Предисловие
В настоящем исследовании будет достаточно объяснено, почему эта критика называется критикой не чистого практического разума, а просто практического разума вообще, хотя, казалось, больше подходило бы первое заглавие ввиду параллелизма между практическим и спекулятивным разумом. Это исследование должно доказать только то, что чистый практический разум существует, и с этой целью оно критикует всю его практическую способность. Если это ему удастся, то нет надобности критиковать самое чистую способность, чтобы узнать, не выходит ли здесь разум с этой способностью как одной лишь претензией за свои границы (как это случается со спекулятивным разумом). В самом деле, если он как чистый разум действительно есть практический разум, то он на деле доказывает свою реальность и реальность своих понятий, и тогда ни к чему всякое умствование против возможности для него быть таковым.
С допущением этой способности твердое основание приобретает и трансцендентальная свобода, и именно в том ее абсолютном значении, в каком нуждался спекулятивный разум при применении понятия причинности, чтобы спасаться от антиномии, в которую он неизбежно запутывается, когда в ряду причинной связи хочет мыслить себе безусловное, но там он мог установить это понятие только как проблематическое, как не невозможное, не будучи в состоянии подтвердить объективную реальность его, и лишь с той целью, чтобы из-за мнимой невозможности того, что он должен признать по крайней мере мыслимым, не быть оспариваемым по существу и не быть ввергнутым в бездну скептицизма.
Понятие свободы, поскольку его реальность доказана некоторым аподиктическим законом практического разума, составляет опору всего здания системы чистого, даже спекулятивного, разума, и все другие понятия (о боге и бессмертии), которые как одни лишь идеи не имеют в этой системе опоры, присовокупляются к нему и с ним и благодаря ему приобретают прочность и объективную реальность, т. е.