"Наука логики" - важнейшее сочинение Гегеля, где рельефно выступает его диалектический метод. Классики марксизма-ленинизма высоко ценят этот труд Гегеля.
Ленин писал, что "нельзя вполне понять "Капитала" Маркса и особенно его I главы, не проштудировав и не поняв всей Логики Гегеля". Гегель угадал диалектику вещей в диалектике понятий. Диалектика Гегеля идеалистична, поэтому Ленин писал: "Логику Гегеля нельзя применять в данном ее виде; нельзя брать как данное. Из нее надо выбрать логические (гносеологические) оттенки, очистив от мистики идей : это еще большая работа".
"Наука логики" Гегеля дается в новом переводе.
Содержание:
Георг Вильгельм Фридрих Гегель - НАУКА ЛОГИКИ - Том 1 1
ПРЕДИСЛОВИЕ К "НАУКЕ ЛОГИКИ" ГЕГЕЛЯ 1
Ленин, К ВОПРОСУ О ДИАЛЕКТИКЕ 1916 ИЛИ 1916 Г. БЕРН 3
ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ 4
ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ 5
ВВЕДЕНИЕ 9
ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ЛОГИКИ 9
Общее подразделение логики 14
ПЕРВАЯ КНИГА УЧЕНИЕ О БЫТИИ 16
С ЧЕГО СЛЕДУЕТ НАЧИНАТЬ НАУКУ 16
ОБЩЕЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ БЫТИЯ 20
Первый отдел. ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ (КАЧЕСТВО) 20
Второй отдел. ВЕЛИЧИНА (КОЛИЧЕСТВО) 54
Третий отдел. МЕРА 100
ВТОРАЯ КНИГА УЧЕНИЕ О СУЩНОСТИ 118
Первый отдел СУЩНОСТЬ КАК РЕФЛЕКСИЯ В СЕБЕ САМОЙ 119
Второй отдел. ЯВЛЕНИЕ 148
Третий отдел. ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ 165
ПРЕДИСЛОВИЕ ИЗДАТЕЛЯ 181
Примечания 182
Георг Вильгельм Фридрих Гегель
НАУКА ЛОГИКИ. том I
Георг Вильгельм Фридрих Гегель
НАУКА ЛОГИКИ
Том 1
ПРЕДИСЛОВИЕ К "НАУКЕ ЛОГИКИ" ГЕГЕЛЯ
"Наука логики" является главным произведением Гегеля, сыгравшим выдающуюся роль в истории развития диалектического метода и в подготовке диалектического материализма. Известна высокая оценка этого произведения основоположниками марксизма-ленинизма, несмотря на весь идеализм, на всю "мистику идей", содержащиеся в "Науке логики". "Итог и резюмэ, последнее слово и суть логики Гегеля есть диалектический метод - это крайне замечательно. И еще одно: в этом самом идеалистическом произведении Гегеля всего меньше идеализма, всего больше материализма. "Противоречиво", но факт!" . Известно, что Маркс, работая над своей книгой "К критике политической экономии", явившейся первым печатным наброском "Капитала", перечитывал Логику Гегеля и даже собирался "в объеме 2–3 печатных листов сделать доступным общему человеческому рассудку то разумное в методе, что Гегель открыл и вместе с тем затемнил" . Известно, наконец, указание Ленина о том, что "нельзя вполне понять "Капитала" Маркса и особенно его I главы, не проштудировав и не поняв всей Логики Гегеля" .
В произведениях Маркса, Энгельса и Ленина имеется очень много ценнейших указаний относительно того, как надо изучать Логику Гегеля, чтобы извлечь из этого изучения положительную пользу. "Гегелевская диалектика, - пишет Маркс, - является основной формой всякой диалектики, но лишь после очищения ее от ее мистической формы, а это-то как раз и отличает от нее мой метод" . "Маркс был и остается, - писал Энгельс в 1859 г., - единственным человеком, который мог взять на себя труд высвободить из гегелевской логики то ядро, которое заключает в себе действительные открытия Гегеля в этой области; и восстановить диалектический метод, освобожденный от его идеалистических оболочек, в той простой форме, в которой он только и становится правильной формой развития мыслей" .
Энгельс скромно умалчивает тут о том, что он тоже участвовал в этом грандиозном деле критической переработки идеалистической диалектики Гегеля и в разработке на основе этой критики нового метода и нового мировоззрения, составивших новую эпоху в истории человечества.
Продолжателем этого грандиозного дела явился Ленин. Он оставил нам гениальный конспект "Науки логики" Гегеля, в котором с исключительной глубиной вскрыл как сильные, так и слабые стороны гегелевской диалектики. Ленин указывает: "Логику Гегеля нельзя применятьв данном ее виде; нельзя братькак данное. Из нее надо выбратьлогические (гносеологические) оттенки, очистив от мистики идей: это еще большая работа" . Какнадо проделывать эту работу, показывают нам все философские, да и не только философские сочинения Ленина. Наиболее непосредственное отношение к этому имеют уже упомянутый конспект "Науки логики", "План диалектики (логики) Гегеля" и фрагмент "К вопросу о диалектике". Эти работы Ленина мы и предпосылаем тексту самой "Логики", чтобы у читателя всегда имелось перед глазами гениальнейшее руководство и наилучший компас для ориентирования в самых сложных вопросах, связанных с изучением гегелевской Логики. "Я вообще, - пишет Ленин, - стараюсь читать Гегеля материалистически: Гегель есть поставленный на голову материализм (по Энгельсу) - т. е. я выкидываю большей частью боженьку, абсолют, чистую идею etc." . И Ленин на множестве конкретных примеров конкретно показывает, какнадо "переворачивать" Гегеля с головы на ноги, какнадо извлекать ценное ядро из мистической оболочки. При этом Ленин везде и всюду ведет самую непримиримую борьбу против идеализма, мистики, поповщины, беспощадно разоблачая философскую "ахинею" и тарабарщину и давая свои собственные, гениальные по своей глубине и четкости, ответы на возникающие при чтении Гегеля вопросы.
Свой конспект "Науки логики" Гегеля Ленин писал в конце 1914 г., а фрагмент "К вопросу о диалектике" - в 1915 или 1916 г., т. е. во время мировой империалистической войны, накануне Великой Социалистической революции в СССР. Одновременно с работой над Гегелем Ленин работал над книгой "Империализм как высшая стадия капитализма" (написана весной 1916 г.), в которой дан гениальный диалектико-материалистический анализ империализма. Какое значение Ленин придавал изучению диалектики Гегеля, видно из того, что в 1922 г. он снова вернулся к этому вопросу и в статье "О значении воинствующего материализма" призывал к "систематическому изучению диалектики Гегеля с материалистической точки зрения", рекомендовал журналу "Под знаменем марксизма" печатать "отрывки из главных сочинений Гегеля, истолковывать их материалистически, комментируя образцами применения диалектики у Маркса, а также теми образцами диалектики в области отношений экономических, политических, каковых образцов новейшая история, особенно современная империалистическая война и революция, дают необыкновенно много" . Конкретизируя и развивая дальше учение Маркса применительно к новым условиям борьбы пролетариата в эпоху империализма и пролетарских революций, Ленин внес новый ценнейший вклад во все составные части марксизма, в том числе и в философскую часть, в материалистическую диалектику, которая, как говорит товарищ Сталин, является "душою марксизма". Ленин продвинул вперед разработку диалектики, как философской науки.Он справедливо упрекал Плеханова в том, что тот совершенно упустил из вида эту кардинальную задачу: "Плеханов написал о философии (диалектике), вероятно, до 1000 страниц… Из них о большой логике, по поводунее, еемысли (т. е. собственнодиалектика, как философская наука) nil!!" .